рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Страницы 123|Виртуальный тур

Елена Шапошникова. 1889
Елена Шапошникова. 1889

Елена Ивановна Шапошникова принадлежала, по материнской линии, к знатному роду Голенищевых-Кутузовых. Ее мать, Екатерина Васильевна, приходилась двоюродной внучкой великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Герб рода и фотографии его славных представителей размещены в одной из витрин.

Здесь же – фотографии маленькой Елены и ее родителей. Родилась она в Петербурге, в семье архитектора И.И. Шапошникова. Девочка была одарена незаурядными способностями, уже в ранние годы обнаруживала склонность к музыке, искусству, философии. Она окончила Мариинскую женскую гимназию и поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу. Училась увлеченно и вдохновенно, прекрасно играла на фортепиано. Легко усваивала и понимала индийскую философию. Большинство видевших и знавших ее писали о ее уме и доброте, утонченности и той духовной силе, которая исходила от нее.

Мысли, видение, тончайшие ощущения Елены Ивановны составили внутреннюю суть того гармоничного содружества людей – женщины и мужчины, – где сам Рерих, тесно связанный с этой внутренней сутью, представлял в основном внешнюю сторону. И эта внешняя сторона, такая же необходимая, как и внутренняя, воплощалась в его картины, стихи, сказки.

Потом это содружество будет расширено. Появятся два сына: Юрий и Святослав. И в каждом из них, при всей их собственной индивидуальности, воплотится то, что входило в круг интересов их родителей.

Николай Константинович, Святослав и Юрий Рерихи. 1908
Николай Константинович, Святослав
и Юрий Рерихи. 1908

Но это в будущем. А пока мальчики учились в той же гимназии Мая, которую окончил их отец. Учебники, по которым они занимались, можно увидеть в зале. Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию сыновей, приучали их к трудолюбию, наблюдательности, инициативе. Творческая атмосфера семьи, разнообразные интересы родителей формировали увлечения и склонности детей.

У Юрия уже в гимназические годы пробудился интерес к Востоку, к его культуре и истории. Он увлеченно занимался историей Древнего Египта и Вавилона. Мальчику специально преподавал курс известный русский египтолог Б.А. Тураев. Постепенно Юрий сосредоточился на изучении стран Азии, особенно Монголии, изучал монгольский язык и литературу под руководством монголиста А.Д. Руднева.

Святослав, или Светик, как его звали в семье, интересовался жизнью природы. Он собирал коллекции растений, камней, изучал птиц и насекомых. И эта любовь к естественным наукам сохранится на всю жизнь.

Учебники Юрия и Святослава Рерихов
Учебники Юрия и Святослава Рерихов

Оба брата много рисовали. Они писали с натуры пейзажи и портреты, копировали картины голландских художников из отцовской коллекции. Младший, Святослав, пойдет по стопам отца и будет художником. Старший, Юрий, станет ученым-востоковедом с мировым именем. Он будет знать более 30 языков, западноевропейских и восточных. Но он тоже обладал живописным даром.

Ю.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1918
Ю.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1918

Вера в человека, бережное отношение к его достоинству, уважение – вот та атмосфера, в которой росли и воспитывались сыновья. Любовь к отцу и матери составляла один из прочных устоев их жизни. Николай Константинович был для них не только отцом и наставником, но и Учителем в самом высоком смысле этого слова.

«Николай Константинович всегда ставил искусство жизни выше всякого другого искусства, – через многие десятилетия скажет младший сын художника Святослав Николаевич. – Он был не только великим художником. Он был прежде всего великим художником жизни. <…> Я бы сказал, что Николай Константинович был олицетворением достижений многих людей, собранных воедино. И трудно иногда представить себе, чтобы один человек сделал столько, сколько он сделал! <…> Он все время работал. Каждое мгновение его жизни было созидательно».

В 1906 году Н.К. Рерих получил пост директора крупнейшей художественной школы России – Школы Общества Поощрения Художеств. Энергия и организаторские способности Рериха привели к тому, что через несколько лет Школа стала одним из самых крупных демократических учебных заведений страны. Николай Константинович ввел в учебные программы уроки по общехудожественному образованию, музыке, хоровому пению, открыл сеть пригородных отделений школы, мастерских и классов, доступных для трудящейся молодежи. При Школе был открыт Музей русского искусства.

«Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за ту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины», – писал известный художественный критик А.Н. Бенуа в статье, опубликованной в газете «Речь» от 14 мая 1910 года.

Николай Константинович состоял членом Императорской Археологической Комиссии и многих археологических обществ Петербурга. При всей своей занятости служебными делами и археологией художник много времени уделял творчеству. Он занимался церковными росписями, рисовал декорации и эскизы костюмов для театральных постановок. Его полотна воскрешали первозданное величие родной природы. Серия рисунков северного русского пейзажа представлена в зале.

Н.К.Рерих. Заклинание огня. Эскиз
Н.К. Рерих. Заклинание огня. Эскиз. Б/д

Он писал картины, в которых оживало прошлое, – далекая эпоха на полотнах Рериха звучала отжившими голосами, наполнялась красками и формами. Но среди конкретных, узнаваемых картин прошлого появлялись полотна необычные и странные. В одной из витрин зала – эскиз к картине «Заклинание огня». Мятущаяся по неровному закопченному потолку тайной пещеры тень колдуна… Какая-то тайна, возникающая из «седого векового тумана», входила в образы, запечатленные художником на этих удивительных полотнах. Словно не история жила в них, а легенды о ней.

Известность Рериха растет год от года. Николай Константинович постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон знакомятся с творчеством Рериха. В 1909 году – важное событие в жизни Мастера – ему присваивают звание академика Российской Академии художеств и члена Реймской академии во Франции.

В начале 1915 года Николай Константинович заболел воспалением легких в тяжелой форме. В газете «Биржевые новости» печатался бюллетень о состоянии его здоровья. В этом же году российская общественность отмечала 25-летие творческой деятельности художника. А. Блок послал ему поздравление: «Горячо поздравляю любимого мною сурового мастера». Многочисленные телеграммы, поздравления пришли от писателей, ученых, художников. Но самого Рериха мучили тревожные предчувствия.

Монографии о Н.К.Рерихе.
Монографии о Н.К. Рерихе.
Издания 1916 и 1939 гг.
Из библиотеки семьи Рерихов

Доживу ли? Сумею ли я
испытать мой знак
вновь найденный?

Его здоровье подошло к опасной черте. Врачи посоветовали сменить климат, и в 1916 году Николай Константинович с семьей уехал в г. Сердоболь (ныне Сортавала), на побережье Ладожского озера.

Болезнь долго не отступала. В этот самый сложный для Николая Константиновича период в Петрограде издательство «Свободное искусство», в ознаменование 25-летия творческой деятельности художника, выпускает книгу «Рерих», открывая ею серию монографий о деятелях культуры и искусства.

«Рерих одно из самых близких и дорогих имен русского искусства, – говорилось в проспекте издательства. – Он приоткрыл двери таинственного царства; из глубин вековечного камня вывел прекрасную русскую сказку. <…>

Но Рерих не только художник, он и писатель <…> Поэтому в нашем издании читатель прочтет десять сказок и притч Рериха».

Отклики на монографию «Рерих», доходившие до семьи в Сердоболь, волновали и радовали. Монография, изданная всего в пятистах нумерованных экземплярах, встретила такой спрос, что разошлась без остатка по предварительной подписке. В продажу не поступило ни одного экземпляра книги.

В прекрасно иллюстрированном огромном томе помещены статьи критиков и историков искусства: А. Бенуа, А. Гидони, С. Яремича, поэта Ю. Балтрушайтиса, писателя А. Ремизова. Книга, изданная в 1916 году, представлена в зале.

Витрина с книгами из библиотеки семьи Рерихов
Витрина с книгами из библиотеки семьи Рерихов

Еще в начале 1900-х годов Николай Константинович и Елена Ивановна углубились в изучение культуры и философии Индии. Художник твердо был убежден в том, что необходимо сближение духовного наследия Востока с новейшими научными исканиями России. Он мечтал организовать в Петербурге индийский музей, собирался посылать в Индию стипендиатов Школы Общества Поощрения Художеств, предпринял шаги по организации научно-исследовательской экспедиции. Начавшаяся война нарушила планы Рериха. Но Зов Индии был властен и неотвратим. Здесь, в Карелии, среди суровой молчаливой природы Севера он становился ближе и отчетливее. Путь был определен:

Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых. <…>
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.

Конец Петербургского периода жизни Рериха был очень сложным. Это было Время Перемен: в феврале 1917 года было свергнуто самодержавие, в октябре произошла революция, определившая иную судьбу России, в 1918 году Финляндия получила независимость и закрыла границу с Россией. В Петроград художник уже не вернулся. И не потому, что не сумел вернуться. В жизни он преодолеет и более сложные границы. Дело было в другом. В те дни он оказался перед суровым и в какой-то мере трагическим выбором. Зов Индии был сильным, необходимость экспедиции стала непреложной. Он понимал, что из Советской России в Индию не попасть. Он оставлял Родину, с которой у него так много было связано. Он уходил от нее ради нее. Сознание этого не делало расставание легче.

<…> Иду. Я спешу.
Но один раз, еще один раз
последний я обойду все, что
оставил.

Заграничные паспорта, полученные Рерихами в Российском консульстве Швеции в 1918 году, представлены в центральной витрине зала. Паспорта выданы российским гражданам. С этими паспортами они будут жить в Англии, Америке, Китае, Монголии, Тибете, Индии.

Путником пройдет художник по всему миру, но огонек дома для него всегда будет гореть в России. И через много лет Николай Константинович напишет: «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Страницы 123|Виртуальный тур



Наши
партнёры
Европа Ностра
Музеи России
Международная ассоциация фондов мира
Российская академия естественных наук
Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Международный совет музеев (ICOM)
Информационный центр ООН в Москве
Ассоциация
Национальных
Комитетов
Голубого Щита
Радиовещательная компания Голос России