рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Страницы 1234|Виртуальный тур

Археологические находки Н.К.Рериха на Валдае. 1900-е
Археологические находки
Н.К. Рериха на Валдае. 1900-е

Волшебный мир старинных преданий и легенд оживает в кружеве деревянной резьбы на стенах Русского зала. Удивительные по красоте резные стулья и скамья напоминают о богатых традициях русских мастеров. Диорамы, украшенные причудливым орнаментом, – «Русь языческая» и «Русь христианская» – вводят нас в пространство двух великих эпох русской истории, соединенных непрерывной нитью духовной преемственности и Культуры. Они словно два лика единой неповторимой России. России, с которой у Рериха установлена «крепкая и великая связь», с которой художник, по выражению писателя Вс. Иванова, «связан рождением, молодостью, первыми осенениями, образованием, думами, писанием, пестротой своей русской и скандинавской крови». И главное – «связан с ней своим огромным искусством, ведущим к постижению России».

Во всех уголках планеты: в Европе и Америке, в Китае и Монголии, в Тибете и в Индии – где бы ни был Николай Константинович, с кем бы он ни встречался, «он всегда нес слово и завет о России». И самым главным заветом художника стали слова, прозвучавшие с далеких Гималаев:

«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. <…> Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты».

Рабитицкое курганное поле. 1900-е. Фотография рисунка
Рабитицкое курганное поле. 1900-е. Фотография рисунка
Н.К.Рерих. Холм (Могильный курган). 1909
Н.К. Рерих. Холм (Могильный курган). 1909
Сокровенное чувство Родины художник в своем сердце пронес через все годы. Образ Земли Русской возникал на живописных полотнах, чарующей музыкой звучал в проникновенных строках литературных очерков:

«Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. <…> Камни стадами навалены. <…>

Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками-храмами».

«Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: все пройдет, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где природа не тронута, там и народ тверд без смятения».

В нем жила любовь к просторам Русской земли, ее лесам, холмам и озерам, к ее святыням, к бесконечным дорогам, которые исходил он в молодости, пытаясь понять Россию, ее историю и культуру, проникнуться духом ее, найти истоки мудрости ее и силы.

В одной из витрин Русского зала находятся фотографии, запечатлевшие археологические находки Н.К. Рериха на Валдае и места его раскопок на озере Глубокое (1900-е гг.). Уже в ранние студенческие годы Рерих много путешествовал по северным землям России. Археология помогала ему прикоснуться к загадкам прошлого, ощутить незнакомую далекую жизнь:

«Какие это славные места! <…> широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях».

В картине «Наши предки» – удивительное созвучие человека и природы. Юноша, сидя на холме в окружении могучих косматых добродушных медведей, играет на свирели. И песнь древней свирели свободно летит по бескрайним возвышенностям и просторам, неся в себе чувства радости, красоты и любви ко всему сущему.

Сквозь дымку веков взгляд художника проникал в самое «первоначалье» – в эпоху таинственного каменного века. В те далекие времена человек не отделял себя от природы, от планеты, от Космоса, он знал ритмы природы, умел жить в гармонии с ней. «При всей кажущейся дикости древний человек с неменьшей пытливостью, нежели мыслящий человек нашего времени, стоит перед лицом природы и божества, употребляя все усилия своего гения на уяснение вековго смысла жизни», – писал Н.К. Рерих.

Там, в далекой эпохе камня, видел Рерих корни нашей Культуры.
Н.К.Рерих. Наши предки. 1919
Н.К. Рерих. Наши предки. 1919
Человек древний в своем стремлении к красоте и радости, к осмыслению бытия «родил начала всех блестящих культур». «Странно подумать, – писал художник в очерке «Радость искусству», – что, быть может, именно заветы каменного царства стоят ближе всего к исканиям нашего времени. То, что определило нам поворот культуры, то самое чисто и непосредственно впервые вырастало в сознании человека древнейшего».

«Одной из самых поэтических религий», колыбелью лучших путей творчества называл Николай Константинович языческие верования древних славян. На его полотнах, в очерках возникал мир славянской древности – то мифическое время, когда почитали и обожествляли силы природы, когда поклонялись великому Яриле-Солнцу. Ради ликования жизни на земле наши предки приносили в жертву самое священное, что имели – свою жизнь, утверждая вечную победу жизни над смертью.

Неразрывна связь времен: та далекая эпоха, с ее культурой, с ее верованиями, с ее пониманием красоты сохранила для нас сказания и былины, протяжные песни в честь древних божеств и героев, таинственные символы и обычаи. Далекие, казалось бы, времена, писал Н.К. Рерих, плотно вплетаются «в эпохи истории, часто питают эти эпохи лучшими силами».

Страницы 1234|Виртуальный тур



Наши
партнёры
Европа Ностра
Музеи России
Международная ассоциация фондов мира
Российская академия естественных наук
Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Международный совет музеев (ICOM)
Информационный центр ООН в Москве
Ассоциация
Национальных
Комитетов
Голубого Щита
Радиовещательная компания Голос России