рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Страницы 123|Виртуальный тур

Н.К.Рерих - студент. 1897 - 1898
 Н.К. Рерих студент. 1897  1898
 
Н.К. Рерих. Гомер.
Из серии «Эллада». 1993

Рисовать он начал еще в раннем детстве. Первые уроки рисования давал талантливому гимназисту художник М.О. Микешин, друживший с его отцом. Ко времени окончания гимназии юноша решает стать художником.

Против такого решения выступает отец: «Россия нуждается в общественных деятелях, а не рисовальщиках».

«Семейный гордиев узел был разрешен тем, что вместо исторического факультета я поступлю на юридический, но зато буду держать экзамен и в Академию Художеств. В конце концов, получилось, что на юридическом факультете сдавались экзамены, а на историческом слушались лекции», – вспоминал позднее Николай Константинович. Одновременно он поступает в Петербургский университет и в Академию художеств.

А.И.Куинджи. Не позднее 1998
А.И. Куинджи. Не позднее 1998

Серия рисунков, которая экспонируется в зале, была создана молодым художником на первом курсе Академии художеств. В подборку вошли изображения мыслителей Древней Эллады. На титульном листе – список рисунков и надпись, сделанная рукой Николая Константиновича: «Рисовано по указанию С.А. Мирошникова. 1 серия. 1893 год».

На втором курсе преподавателем Н. Рериха становится А.И. Куинджи. «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», – много лет спустя вспоминал Николай Константинович. В витрине зала – фотография А.И. Куинджи с дарственной надписью: «Ученику моему Николаю Рериху на память».

 «Помню, как он принял меня в мастерскую свою. Помню его, будящего в два часа ночи, чтобы предупредить об опасности. <…> Помню его стремительные возвращения, чтобы дать совет, который он, уже спустясь с шести этажей, надумал. Помню его быстрые приезды, чтобы взглянуть, не слишком ли огорчила резкая его критика. <…> Тихие долгие беседы наедине больше всего будут помниться учениками Архипа Ивановича».

Своей жизнью Куинджи утверждал в студентах понимание того, что рост творческий и рост нравственный, духовный неразделимы и взаимно обусловлены, что всякое творческое содружество – это содружество духовное и человеческое, где на первый план выходит честность, самоотверженность, сострадание и помощь друг другу.

В ноябре 1897 года закончилось время учебы Н.К. Рериха в Академии художеств. Его диплом представлен в центральной витрине. Конкурсная картина «Гонец. Восстал род на род» из жизни древней славянской Руси заслужила высокую оценку и прямо с выставки была куплена П.М. Третьяковым для его Московской галереи.

«Непременно вы должны побывать у Толстого», – гремел маститый В.В. Стасов за своим огромным заваленным столом. <…> «Что мне все ваши академические дипломы и отличия. Вот пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники. Вот это будет признание. Да и «Гонца» вашего никто не оценит, как Толстой. <…> Нечего откладывать <…> непременно едем», – вспоминал Н.К. Рерих

Необычную оценку Л.Н. Толстого заслужил «Гонец». Он сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». Художник часто вспоминал этот совет Толстого.

Е.И.Шапошникова
Е.И. Шапошникова

В юности и даже иногда в зрелом возрасте Н.К. Рерих писал сказки. У этих сказок была одна странная особенность. Годы спустя они сбывались. Происходило необъяснимое соединение сказки с жизнью. «Детскую сказку» он написал в 18 лет, в год окончания гимназии. В ней рассказывалось о прекрасной царевне, которая жила в большом городе, и многие женихи к ней сватались, и знатные, и богатые. Но всем она отказывала. И пришел к ней певец, и спросил его царь, а что же он может дать царевне, кроме песен. Пообещал ей певец веру в себя и дальний путь. И царевне дары понравились. «Хочу веры в себя; хочу идти далеко, хочу с высокой горы смотреть на восход», – сказала царевна.

Складень Е.И.Рерих. Бронза, эмаль
Складень Е.И. Рерих. Бронза, эмаль

В 1899 году она возникла перед ним. Казалось бы, совершенно случайно и в самых несказочных обстоятельствах. Николай Константинович Рерих, начинающий художник и археолог, заехав по делам к князю Путятину в Бологое, увидел там Елену Ивановну Шапошникову, дочь вдовы архитектора. Фотография молодой Елены Ивановны – в центральной витрине зала. Елена Ивановна была уже на выданье, и к ней, как в сказке, сватались. Многие из женихов были знатны и богаты. Но Царевна мечтала о Певце.

Замуж за художника Рериха она вышла в 1901 году. И Рерих выполнил сказочные обещания Певца. Самым прекрасным из них был далекий путь. Великое путешествие, которое они совершили вместе. Много лет спустя всемирно известный художник напишет:
«Сорок лет не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».

Страницы 123|Виртуальный тур



Наши
партнёры
Европа Ностра
Музеи России
Международная ассоциация фондов мира
Российская академия естественных наук
Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Международный совет музеев (ICOM)
Информационный центр ООН в Москве
Ассоциация
Национальных
Комитетов
Голубого Щита
Радиовещательная компания Голос России