рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Страницы 12
 

Небольшой полукруглый зал. Бронзово-золотистые стены, величавые колонны, венецианское зеркало. Этот зал – святая святых Музея. Он посвящен Учителям.

«Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты, и гармоничны, и прекрасны Они, – писал Н.К. Рерих. – Эта же атмосфера красоты должна окутывать все, что касается Их области. Искры Их сияния должны проникнуть в жизнь людей …».

Мягкий свет разливается в зале, отражается в хрустальных переливах люстры, таинственно мерцает в глубине зеркала и приумноженный многократно удивительными красками расцветает на картине-триптихе художника «Fiat Rex» – «Да здравствует Король». Эта картина посвящена одному из Великих Учителей человечества, создателю учения Живой Этики.

Золотое сияние излучает человек, будто возникший из глубины красных и темных скал. Из какого заповедного королевства появился этот Король? Яркие лучи света – словно крылья за его спиной; вокруг головы – золотистый нимб; лилово-синяя искрящаяся аура, «одеяние духа», окружает светящуюся фигуру Его. Золотые искры пронзают окружающую тьму.

Н.К.Рерих. Fiat Rex.Триптих. 1931
Н.К. Рерих. Fiat Rex.Триптих. 1931

Там сияет Твой Лик.

Все сияет светом Его.

В темноте сверкают

крупицы Твоего сиянья,

И в моих закрытых глазах

брезжит чудесный Твой Свет.

Эти строки Николай Константинович посвятил Учителю.

Махатмы – Великие Души – так называют Учителей на Востоке. Высокие сущности, стоящие выше нас на лестнице Космической эволюции. Личности, которые, как говорил С.Н. Рерих, «давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения», стали «более совершенными людьми». Пройдя свой путь совершенствования, они стали Космическими творцами, получили возможность осознанно влиять на энергетические процессы эволюции, мудро используя при этом Великие законы Космоса.

Их Обитель, которую жители Востока издавна называли священной Шамбалой, находится в труднодоступных горных районах Гималаев. «…Твердыня Великого Знания существует с незапамятных времен и стоит на бессменном Дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий, – писала Е.И. Рерих. – Все Великие Учителя связаны с этою Обителью. <…> Многообразна деятельность этой Твердыни Знания и Света. История всех времен, всех народов хранит свидетельства этой помощи …».

С самых ранних времен человечество знало об этих высших помощниках и Хранителях. Во все века Они помогали людям, появляясь в разных странах мира как духовные наставники, религиозные реформаторы, провозвестники новых знаний. Они присылали на Землю своих сотрудников и учеников, посланцев Света, чтобы учить людей законам этики, поддерживать в борьбе с силами зла и невежества, помогать человечеству на его нелегком эволюционном пути.

«Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков, – писал Н.К. Рерих. – Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением. <…> В них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами».

Память о самых первых Учителях человечества хранят мифы. О Космических Учителях, культурных героях, приходящих на Землю и обучающих людей земледелию, ремеслам и искусствам, нравственности, повествуют мифы Азии, Европы, Америки, Австралии и Африки.

А.Кочаров. Тханка Шамбалы. 2003
А. Кочаров. Тханка Шамбалы. 2003

В этой культурной традиции особое место занимает Индия. «Учительство старой Индии, углубленное понятие Гуру – Учителя, особенно и трогательно и вдохновительно. <…> Свободное, осознанное почитание Учителя существует и до сего дня. Истинно, оно составляет одну из основных красот Индии», – писал Н.К. Рерих. «Напомню из Агни-Йоги легенду о мальчике индусе, познавшем Учителя.

«Спросили его:
«Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?»
Мальчик улыбнулся:
«Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц».
Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя».

На протяжении тысячелетий мудрецы-учителя Индии бережно передавали из поколения в поколение Мудрость и Знание, как бы отражая в себе Великий закон Иерархии одушевленного Космоса – Учитель есть главное лицо в духовном совершенствовании каждого из нас. Без Учителя прерывается связь с Космической эволюцией, прекращается восхождение по эволюционному коридору.

«Учительство есть высочайшая связь, которую только возможно достичь в наших земных облачениях, – писал Н.К. Рерих в очерке «Шамбала Сияющая». – Нас ведут Учителя, и мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя».

Каждый Учитель имеет своего ученика и сам является учеником другого, более высокого Учителя. «Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным. Прибавь свою жемчужину!» – говорит Живая Этика. Эта мысль дает нам представление о цели космической эволюции человечества – «прибавь свою жемчужину» – то есть достигни своего места в Космической Иерархии Учителей. Эта иерархическая цепь уходит в Беспредельность. Но начинается она на Земле.

«Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Им будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность», сказано в Живой Этике. «Учитель Тот, Кто открывает, умудряет и ободряет, – писал Н.К. Рерих. – Тот, кто скажет: «Благословенны препятствия – ими мы растем». Тот, кто вспомнит прекрасные Голгофы знания и искусства, ибо в них творящий, созидающий подвиг. Тот, кто сможет напомнить, научить подвигу …».

Осознание Учительства есть та серебряная нить, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека. Духом устремляясь к Учителю, в сердце храня преданность и любовь к Нему, человек проходит трудные ступени своего развития, учится быть творцом.

Рядом с Учителем, на боковых створках триптиха «Fiat Rex», – две фигуры, окруженные спокойным мягким светом ауры. Они стоят на ступеньках лестницы, высеченной в горах. В обликах, словно возникших из легенды, художник изобразил реальных исторических персонажей: маркграфа Эккехарда и маркграфиню Уту, живших в XI веке в Германии. Их скульптуры украшают интерьер собора в городе Наумбурге и датируются XIII столетием. Какие невидимые узы связывают почтенных горожан из средневековой Германии с восточным мудрецом, Королем легендарной страны?..

Справа – рыцарь в плаще, на его щите золотом горит загадочный знак – три круга. Рыцарь опирается на меч. Его фигура излучает спокойную уверенность, в ней ощущается сила, стойкость, готовность прийти на помощь и преодолеть все препятствия на пути к Истине.

Слева – женская фигура в длинном платье, поверх которого наброшен такой же плащ, как у рыцаря. Женщина держит в руках чашу с огнем. «Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине, – писал художник. – Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце…»

Равновесие мужского и женского начал – один из Великих законов Космоса. Любовь, гармония и сотрудничество всегда царили в семье Рерихов. По жизни их вели Учителя. Древняя мудрость говорит, что Учитель появляется тогда, когда готов ученик. Николай Константинович и Елена Ивановна оба были высокодуховными людьми, один – великий художник и выдающийся ученый, другая – уникальный философ, обладающий энциклопедическими познаниями в самых разных областях человеческого творчества. Красота, мысль, искусство, наука – все это слилось в гармоничном синтезе, в едином творчестве этих двух удивительных людей. Достойные ученики своего Учителя, они сами стали Учителями.

Страницы 12



Наши
партнёры
Европа Ностра
Музеи России
Международная ассоциация фондов мира
Российская академия естественных наук
Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Международный совет музеев (ICOM)
Информационный центр ООН в Москве
Ассоциация
Национальных
Комитетов
Голубого Щита
Радиовещательная компания Голос России