рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Страницы 123|Виртуальный тур

С.Н.Рерих у своей картины «Карма Дордже». 1930-е
С.Н. Рерих у своей картины
«Карма Дордже». 1930-е

«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Эти слова принадлежат Святославу Николаевичу Рериху, художнику и мудрецу, младшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича, принимавшему участие во всех начинаниях своей великой семьи.

«Будем стремиться к Прекрасному» – эта фраза, которую Святослав Николаевич повторял постоянно, была наполнена для него глубочайшим смыслом. «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, – говорил он, – является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта».

Красота есть высшая энергетика, формирующая тот «естественный эволюционный поток», о котором повествуют книги Живой Этики. Так же как и отец, Святослав Николаевич настойчиво призывал осознать, что «поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой». Без этой природной силы не могли бы сформироваться ни культура, ни творчество, ни связь с Высшим.

Тайна Красоты, и, прежде всего, Красоты рукотворной, привлекала Святослава Николаевича как художника и как мыслителя. Красота, созданная человеком-творцом, несет в себе его силу, энергию его духа. Великий Мастер есть проявление Высшего творчества на Земле. Творения Великого Мастера несут нам дыхание и аромат миров иных, более высоких измерений. Подлинный художник, созидающий Красоту, увлекает к Высшему и остальных этой Красотой. «Подобно Прометею, – писал Святослав Николаевич, – подлинный художник приводит нас к Небесному огню своего великого вдохновения, опыта и красоты, а подобно Орфею, он выстраивает посредством гармонии своего искусства стены своего Небесного города».

Вестником Красоты и ее творцом был и сам С.Н. Рерих. Прекрасен и неповторим удивительный мир его картин. Портреты, пейзажи, жанровые и эпические полотна, картины философского содержания – все произведения художника несут людям любовь и красоту, пробуждают надежду и радость, покоряют чистотой и глубокой мудростью.

«Если художник действительно стремится передать что-то прекрасное, он и себя возвышает и помогает другим, – говорил Святослав Николаевич. – Меня часто спрашивали, почему я не передаю отрицательных сторон жизни. Мой ответ – они есть, и мы должны все знать, но в искусстве они уже фиксируются! Если в жизни мы можем отойти от этого, то переданное в картине это отрицательное начинает жить своей жизнью и, конечно, становится началом, которого мы уже не можем избегнуть – оно зафиксировано. Вся жизнь стремится к красоте, то есть к эволюции. Это мы видим во всем. Самые замечательные феномены жизни доказывают нам, что эволюция – есть стремление к красоте, то есть красота – это реальность, и открывая эту красоту, мы несем ее другим и тем самым служим человечеству».

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1940-е
С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1940-е
Творческая деятельность младшего сына Рерихов была тесно связана с творческой деятельностью его отца. «Но в моем подходе к художеству и искусству была с ним некоторая разница, – в одной из бесед отмечал Святослав Николаевич. – Николай Константинович никогда не был заинтересован в портрете, тогда как я начинал как портретист… Я выдвинул человека на первый план. В картинах же Николая Константиновича человек уходил в глубину композиции…»

Творчество Святослава Рериха условно можно разделить на три основных периода. Первый из них, ранний, длился примерно до конца 30-х годов. В этот период он состоялся как блестящий и зрелый портретист, одухотворенный мастер, отличающийся глубоким проникновением во внутренний мир человека.

Вдумчивым, серьезным взглядом мыслителя смотрит на нас с портрета Н.К. Рерих. Брови его чуть сведены, между ними залегли глубокие складки. Мудрый взгляд, кажется, проникает в самую душу.

Более тридцати портретов отца было написано Святославом Николаевичем. «Эпосом великого сына о великом отце» называют эту уникальную серию. «Я встречал в этом мире очень многих людей, – говорил художник, – но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я не встретил. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего он был замечательный Человек. Его проникновенная человечность является для меня самым ярким качеством и остается ведущим воспоминанием».

Страницы 123|Виртуальный тур



Наши
партнёры
Европа Ностра
Музеи России
Международная ассоциация фондов мира
Российская академия естественных наук
Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Международный совет музеев (ICOM)
Информационный центр ООН в Москве
Ассоциация
Национальных
Комитетов
Голубого Щита
Радиовещательная компания Голос России