рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Страницы 123|Виртуальный тур

Космос, яркий и многоцветный, всеми красками радуги переливается на фризе зала Знамени Мира. Голубое свечение рождающихся звезд, мерцание далеких галактик, загадочные туманности… «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха», – записал в бортжурнале Юрий Гагарин, первый человек, побывавший в Космосе.

В центре зала – вращающаяся модель земного шара – наша Планета, наш общий дом в пространстве Космоса. На светящейся орбите – модели орбитальной космической станции «Мир» и космического корабля «Спейс Шаттл».

И главный объединяющий экспонат зала – Знамя Мира – «на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы» (Н.К. Рерих). Триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии. Знамя Культуры, которое поднял над Землей Н.К. Рерих.

Почтовая открытка по эскизу Н.К.Рериха «Pax culture». 1931
Почтовая открытка по эскизу Н.К. Рериха «Pax culture». 1931
Еще на рубеже XIX – XX веков в России Рерих начал активную борьбу против разрушения исторических памятников архитектуры и других художественных ценностей.

«По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно, – писал он после путешествия по древнерусским городам. – Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного <…> Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной».

Выступая в различных обществах, печатая свои очерки и статьи, он обращается к русской интеллигенции с призывом «узнать и полюбить Русь», беречь и защищать древние сокровища – национальное достояние России. Он убежден в том, что «не знающий прошлого не может мыслить о будущем». «В жизни нашей многое сбилось, спутались многие основы, – пишет Рерих. – Наше искусство наполнилось самыми извращенными понятиями. И старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в ее ближайших шагах».

Николай Константинович участвует в работе многих съездов и собраний, комиссий и комитетов в защиту искусства. «С тех пор, учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния».

Болью в сердце художника отзывается известие о первой мировой войне, несущей с собой смерть и разрушение. «Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества… Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное!» Ко всем нациям в годы войны Рерих обращается с призывами о защите сокровищ искусства и науки. Всем творчеством своим утверждает необходимость охранять духовное наследие народов.

«…Думаем мы не во имя «вчера», но во имя «завтра»… – в 1916 году пишет Рерих. – Прежде всего имеем ли право говорить об искусстве? В дни великой борьбы, когда, казалось бы, умолкает искусство… Но подлинное искусство – не глупая роскошь. Молящийся богу правды и красоты – не мот. Искусство – потребность. Искусство – жизнь... Если искусство служит Родине, то, конечно, следует перед ним поклониться. А служение это, конечно, не в служебных изображениях, но в возвышении вкуса, в росте самосознания, в подъеме духа. В подготовке высоких путей».

Уже во время русско-японской войны возникла у Рериха мысль о необходимости специального договора по охране памятников культуры. Сразу же после начала первой мировой войны Рерих обращается к правительствам России и других стран с предложением заключить международное соглашение об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. И хотя это предложение так и не получило должной поддержки, от своей идеи Рерих не отказывается и возвращается к ней сразу по окончании Центрально-Азиатской экспедиции.

В 1929 году в сотрудничестве с рядом европейских юристов Н.К. Рерих подготовил и опубликовал на нескольких языках проект Пакта об охране художественных и научных мировых сокровищ. Текст соглашения сопровождался обращением художника к правительствам и народам всех стран с призывом присоединиться к Пакту, в котором для идентификации объектов охраны был предложен отличительный знак – Знамя Мира (красная окружность на белом фоне с тремя красными кругами в середине).

«Задолго до Красного Креста были больницы и врачи, – писал Николай Константинович, – но потребовался призывный, объединяющий символ, и никто не будет отрицать, что Знамя Красного Креста сослужило всенародную пользу. Народу нужно Знамя, нужен ободряющий призыв, особенно теперь, в век народоправства. Вот и Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем – о Мире, о Культуре <…> Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному, бодрому сотрудничеству <…> Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние».

Рерих называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры. «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье».

Страницы 123|Виртуальный тур



Наши
партнёры
Европа Ностра
Музеи России
Международная ассоциация фондов мира
Российская академия естественных наук
Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Международный совет музеев (ICOM)
Информационный центр ООН в Москве
Ассоциация
Национальных
Комитетов
Голубого Щита
Радиовещательная компания Голос России