рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Страницы 12345|Виртуальный тур

Н.К.Рерих. Перекресток путей Христа и Будды. 1925
 
Н.К. Рерих. Перекресток путей Христа и Будды. 1925
Весной 1925 года Рерихи приехали в Западные Гималаи, в княжество Кашмир. Они остановились в столице Кашмира городе Сринагаре. Надо было приготовить экспедиционное снаряжение, найти лошадей, нанять проводников и носильщиков. Впереди лежал длинный путь по горным тропам Гималаев, по пустыням Центральной Азии.

Большую часть времени путешественники проводили в поездках по княжеству. Наполненная красотой долина Кашмира лежала на древних азиатских путях. «Где проходили орды великих моголов? Где скрылось исчезнувшее колено Израилево? Где «Трон Соломона»? Где пути Христа-Странника? Где зарево шаманского бон-по – религии демонов? <…> Все прошло по Кашмиру. <…> – записывал художник. – И каждый караван мелькает, как звено сочетаний великого тела Востока».

Различные народы и племена оставляли свои следы в камне, в костюме, в духовной культуре. Это делало Кашмир особенно интересным для исследования.

И вновь Николай Константинович ставит вехи. «На сеновале лежат сани – московские розвальни. На дворе скрипит журавль над колодцем. <…> Где же это? В Шуе или в Коломне? Это в Шринагаре, в «городе солнца».

«Посреди деревни кладбище – бугор, усеянный камнями, - наш северный «жальник». <…> Около деревень – остатки храмов и «городища» - песчаные бугры с засыпанной стариною. Гребцы под вечер поют протяжные песни «бурлацкие» и горласто лают стаи собак. От дальнего севера до юга – одно и то же строение жизни.
 
Экспедиционная палатка. 1927
 
Экспедиционная палатка. 1927
Удивительно!»

В горном поселке Гульмарге, где заканчивались приготовления и формировался караван, перед экспедицией стали возникать многочисленные проблемы. Выдача разрешения на выезд затягивалась, английский резидент и поверенный махараджи Кашмира отвечали на все вопросы уклончиво. Наконец с большим трудом разрешение было получено, и в начале августа 1925 г. экспедиция двинулась на Ладак. Но ее продвижению мешали. В Тангмарге, неподалеку от Гульмарга, на караван напала банда. Семь человек было ранено. Николай Константинович и Юрий Николаевич провели всю ночь на ногах, держа револьверы наготове. Среди нападающих был замечен шофер английского резидента.

Этот и последующие инциденты, которые произошли во время путешествия, свидетельствуют о том, что в отношения между экспедицией и правительствами стран, через которые она проходила, постоянно вмешивалась третья сторона. Это была английская разведка «Intelligence Service», которая пыталась разрушить планы Рерихов и сбить экспедицию с маршрута, боясь того, что русский идет через
 
Н.К.Рерих. Монастырь Ламаюру. 1925
Н.К. Рерих. Монастырь Ламаюру. 1925 
Центральную Азию, районы английских интересов. Имена представителей этой разведки стали известны из документов, обнаруженных в Национальном архиве Индии только в 1969 году. Британский генеральный консул в Кашгаре майор Гиллан и британский резидент в Сиккиме полковник Фредерик Бейли чинили препятствия каравану на всем пути следования. Тем не менее, экспедиция прошла весь маршрут с честью.

В конце августа 1925 года, пройдя Великий Гималайский хребет по старинной караванной дороге, экспедиция вошла в небольшое горное княжество Ладак. «Пройдя ледяные мосты над гремящею рекою, прошли как бы в иную страну. И народ честнее, и ручьи здоровые, и травы целебные, и камни многоцветные. И в самом воздухе – бодрость. <…> Здесь возможны большие решения».

В отличие от мусульманского Кашмира, Ладак был буддийским. Словно орлиные гнезда, на отвесных недоступных скалах возвышались старинные монастыри. «Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах», – писал художник.

Лучами заходящего солнца освещен «Монастырь Ламаюру» на картине Н.К. Рериха. Крутые склоны гор изрезаны многочисленными пещерами, квадратные монашеские кельи прилепились к каменистым склонам. Похожий на фантастический город стоит монастырь высоко на скалах.

Н.К.Рерих. Ладак. Ле. Королевский дворец. Б/д
 
Н.К. Рерих. Ладак. Ле. Королевский дворец. Б/д
Рерихи любовались древними фресками Ламаюру, исследовали неизвестные погребения и старинную одежду, древние святилища и наскальные рисунки.

Ле, главный город Ладака, находился на пересечении древних караванных путей. Как и много веков назад, сюда стекалась вся странствующая, кочующая, торгующая Азия. Сюда приходили ламы в красных одеяниях, появлялись причудливо одетые монахи, хранители древних знаний.

«Я ладакский король, – пришел худощавый, стройный человек в тибетском костюме. Это бывший король Ладака, завоеванного кашмирцами. Тонкое, интеллигентное лицо. Сейчас имеет очень ограниченные средства».

Рерихи приняли приглашение короля пожить в его замке. Грозным и внушительным выглядит он на картине Рериха «Ладак. Ле. Королевский дворец». А рядом, на песчаной скале, сверкает на солнце белая пирамида субургана. «Когда заходит солнце, вся песчаная равнина и песчаные скалы, окаймляющие ее со всех сторон, пронизаны интенсивным светом, – рассказывает Ю.Н. Рерих. – Лежащий внизу город погружается в глубокую фиолетовую дымку, и на равнине, подобно драгоценным камням, сверкают ряды белых ступ».

Большая ступа в Ше. Тибет. Фотография сделана во время Центрально-Азиатской экспедиции. 1925
Большая ступа в Ше. Тибет. Фотография сделана во время
Центрально-Азиатской экспедиции. 1925
 
Ступы (субурганы) – особые культовые сооружения, которые в Азии воздвигают в честь важных и памятных событий. Огромная буддийская ступа возвышается на картине Николая Константиновича «Перекресток путей Христа и Будды». За ней – изломанные очертания скал, с которыми сливаются развалины крепости и здания монастыря Ше. Здесь когда-то пересеклись в пространстве пути двух Великих Учителей – Будды и Христа. По преданиям, Будда направлялся на Алтай, а Христос – в Шамбалу.

«В Шринагаре, – писал Рерих, – впервые достигла нас любопытная легенда о пребывании Христа. Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа во время его долговременного отсутствия, указанного в писаниях».

В Ладаке художник посещал отдаленные монастыри и крепости, рисовал древние горы, закаты и рассветы… Но нужно было спешить. Впереди был трудный путь через снежные хребты Каракорума – одного из высочайших в мире перевалов. Его необходимо было пройти до осеннего северо-восточного ветра. 19 сентября 1925 года караван вышел в путь.

Н.К.Рерих. Перевал Сассер. Б/д
 
Н.К. Рерих. Перевал Сассер. Б/д
За двенадцать дней экспедиция прошла пять перевалов. На перевале Сассер едва не погиб Юрий Николаевич – при подъеме по гладкой сферической поверхности ледника его лошадь почти соскользнула. За фиолетовыми и бархатно-коричневыми скалами на картине художника «Перевал Сассер» поднимаются белые гладкие великаны с остроконечными снеговыми пиками.

Обледеневшие отвесные скалы и метели на перевалах, жестокий мороз, при котором стыли руки и нельзя было ни рисовать, ни писать, лошади, срывающиеся в ледяные расселины, сердечная недостаточность и горная болезнь – все трудности горного маршрута испытали путешественники. В витрине зала можно увидеть медицинские приборы из экспедиционной аптечки Рерихов.

Тяжел и труден был древний караванный путь, но суровый мир гор, простиравшийся вокруг, был наполнен торжественной красотой. «Рассказать красоту этого многодневного снежного царства, – записывал Николай Константинович, – невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы».

На картинах серии «Гималаи» – горы, древние, как сама планета. Вершины, освещенные рассветным и закатным солнцем, полыхают целой гаммой удивительных оттенков. Яркие светящиеся мазки темперы, на которую художник перешел еще в России, завораживающей красотой ложатся на полотна, сияют отблесками нездешних миров. «Сказано, что не будет большего певца Священных Гор, – писала о картинах мужа Е.И. Рерих. – Навсегда он останется непревзойденным в этой области».

Горы Рериха живут и дышат. В них смешивается дыхание Земли и Вселенной. Гималаи для художника – символ духовного восхождения самого человека, его тысячелетних связей с этим магическим пространством планеты.

Страницы 12345|Виртуальный тур



Наши
партнёры
Европа Ностра
Музеи России
Международная ассоциация фондов мира
Российская академия естественных наук
Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Международный совет музеев (ICOM)
Информационный центр ООН в Москве
Ассоциация
Национальных
Комитетов
Голубого Щита
Радиовещательная компания Голос России