рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|Виртуальный тур

Живописны и вдохновенны образы тибетских лам на портретах Святослава Николаевича.

Портрет Карма Дордже. «Это близкий друг нашей семьи, который жил в пещере недалеко от нашего дома в Кулу и часто приходил к нам в гости», – пояснял художник. Сдержанный жест руки ламы гармонирует с ритмом мягких складок пурпурового плаща, подчеркивая впечатление от необычного образа человека. За спиной Карма Дордже сверкают снегами вершины, отбрасывая лиловые тени на крутые склоны. К невидимой вершине устремлено его одухотворенное лицо.

Устремленные ввысь горы – символ вечных исканий человека, беспредельности достижения и познавания. «Искания духа остаются первейшим усилием человечества, врожденным стремлением к чему-то, лежащему за пределами очевидной пустоты повседневной жизни. <…>, – писал Святослав Николаевич. – Эта жизнь только средство приобретения опыта для духа, и когда земное существование подходит к концу, человек переходит в другую сферу и в иное состояние».

«Тибетский лама с рожком». Мудро и сосредоточенно лицо ламы. Его уже немолодые, но все еще зоркие глаза увлажнены. Их проницательный взор проникает сквозь покровы видимого. Мелодия, изливающаяся из глубин знающего сердца, подчиняет своему ритму движения сказочных тибетских божеств за спиной ламы. Искусство, являясь результатом преодоления себя, победы над самим собой, вносит гармонию и красоту в наш противоречивый мир.

С.Н.Рерих. Тибетские ламы. Б/д
С.Н. Рерих. Тибетские ламы. Б/д
Портрет ламы Тондуга. Спокоен и полон внутреннего достоинства образ ученого ламы. В его руках священные предметы: ваджра и ритуальный барабанчик дамару. Падающий откуда-то свет золотится на большой желтой шапке ламы, светлыми бликами ложится на его немолодое лицо, отражается в мудром взгляде внимательных глаз.

Удивительно красивы яркие краски полотна «Тибетские ламы». Перед нами трое старых лам, их лица исчерчены морщинами, руки в сети набрякших вен. Избравшие путь духовного совершенствования, эти люди познали многие тайны, они научились читать Великую Книгу Жизни. «Жизнь – Природа, – говорил художник, – содержит в себе золотой ключ к самым глубоким и сокровенным ее тайникам для тех, кто ищет, для тех, кто стучится и отдает всего себя этому величайшему из всех приключений – поиску внутреннего, сокровенного «Я».

С.Н.Рерих. Портрет И.Богдановой. 1937
С.Н. Рерих.
Портрет Ираиды Богдановой. 1937
Очарованием тайны и красоты покоряют женские портреты Святослава Рериха.

Тонко подмеченное художником изящное, в чем-то даже озорно-кокетливое движение руки в портрете Ираиды Богдановой. Мягкие складки восточной шали подчеркивают хрупкую красоту девушки. Яркие краски создают ощущение праздника.

«Женский портрет в красном». Пленительный образ девушки-горянки на фоне снежных скал. Живописное одеяние, чуть насмешливый взгляд проницательных глаз, легкая улыбка на губах. Ощущение внутренней силы, стойкости и очарование женственности. Замечательно сказал о женских образах Святослава Никлолаевича индийский профессор Локеш Чандра: «Женщин на его портретах можно сравнить с амфорами, наполненными солнечным светом, их души – прибежище для сердца, тоскующего по нежности и жаждущего блаженства».

Пытливыми, не по-детски мудрыми глазами смотрят на мир дети с портретов художника.

С.Н.Рерих. Портрет девочки. 1937
С.Н. Рерих. Портрет девочки. 1937
Портрет девочки, написанный художником в 1937 году. В детском очаровании облика проглядывают черты будущей красавицы. Скромная синяя одежда девочки оттеняется блестящим отливом ее иссиня-черных волос. Сдержанный наклон головы, спокойный взор – скромность и душевная чистота.

«… Индийский народ с самых ранних времен погружал свои мысли в великое пространство Вселенной. Он понимал многое из того, что мы начинаем понимать только теперь», – говорил Святослав Николаевич. «Мысль Индии синтетична: она все в себя вмещает, она ничего не исключает, все принимает и все содержит».

Родившийся в России, русский по крови и по духу, Святослав Николаевич всем сердцем полюбил Индию и считал ее второй Родиной. «Углублением в Индию» характеризуется второй период в его творчестве, начало которого относится к 40-м годам. Проникнув глубоко в ее историю, поняв и прочувствовав особенности ее культуры и характер ее жителей, художник запечатлел Красоту Индии на своих полотнах.


Страницы 1|2|3|Виртуальный тур



Наши партнёры