Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Программа|Приветствия|Обзор докладов|Резолюция

Обзор докладов международной научно-общественной конференции
«Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель,
общественный деятель. К 90-летию со дня рождения»
(8-11 октября 2016 г.)

9 октября 2016 г.



А.В. Стеценко


Вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР) А.В. Стеценко в докладе «Общественный Музей имени Н.К. Рериха и его значение для России» проанализировал ситуацию, сложившуюся вокруг МЦР и его Музея имени Н.К. Рериха, предпослав своему докладу в качестве эпиграфа слова Н.К. Рериха: ««Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам. … Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

То, что сейчас происходит с Музеем, имеет свои причины. Создание Общественного Музея имени Н.К. Рериха, его активная научная и культурно-просветительская деятельность на протяжении 25 лет, ведущая роль в этом процессе Людмилы Васильевны Шапошниковой и действия некоторых чиновников, выступающие реакцией на эти события и направленные на разрушение Музея и захват наследия Рерихов, – все это обусловлено эволюционной необходимостью распространения в России нового, космического мировоззрения. Эта необходимость в истории России уже себя проявляла тем, что России не однажды предлагалась помощь, которая исходила от Учителей человечества и семьи Рерихов. Это случилось в 1926 г., когда по поручению Учителей Рерихи приехали в Москву и передали советским руководителям книгу Живой Этики «Община», картины Н.К. Рериха, другие реликвии. В них указывалось на новые пути развития России, которые могли привести ее к лучшему будущему, но советское руководство эту информацию не восприняло. Это произошло и в 1935 г., когда 20 стран Латинской Америки и США подписали Пакт Рериха, в то время как Россия этот документ как международный договор не признала. В 1957 г. Ю.Н. Рерих привез в Москву первую часть культурного наследия своих родителей, но Минкульт СССР не предпринял никаких действий для его передачи С.Н. Рериху. В результате наследие попало в руки посторонних людей и было разграблено. Иными словами, во всех обозначенных случаях наследие Рерихов Россией было отвергнуто, и новые возможности, которые могли бы открыться перед нашей страной в ее развитии в результате принятия помощи с Востока, использованы не были.

В 1989 г. Людмила Васильевна Шапошникова приняла поручение Святослава Николаевича Рериха возглавить Общественный Музей имени Н.К. Рериха, который в дальнейшем был создан Людмилой Васильевной в 1991 г. по инициативе и в соответствии с концепций С.Н. Рериха на основе второй части наследия семьи Рерихов. Эту часть наследия передал России в 1991 г. С.Н. Рерих, и ее перевезла в Москву на специальном самолете Л.В. Шапошникова.

На протяжении 25 лет Л.В. Шапошникова, будучи Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, возглавляла этот Музей, который превратился в самый крупный научно-культурный центр по изучению и популяризации наследия семьи Рерихов. Не случайно научная и культурно-просветительская деятельность МЦР и его Музея имени Н.К. Рериха стала широко известна в России и в мире.

Это оказалось реальностью, прежде всего, благодаря героическим трудам самой Людмилы Васильевны Шапошниковой. Их результатом стали: создание Общественного Музея имени Н.К. Рериха, осмысление ею философской системы Живой Этики, в частности, применение ею методологии Живой Этики в анализе исторических процессов, связанных с духовными революциями, других проблем философии, истории, этики, эстетики; исследование культур древних народов Индии, вопросы защиты имени и наследия Рерихов, сохранения от разрушения Общественного Музея имени Н.К. Рериха и многое другое. Это также создание ею Объединенного Научного центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) и исследование под ее руководством вопросов Живой Этики, проведение на основе этих исследований международных научных конференций, семинаров, участие в научных конференциях в регионах России и других странах; издание трудов Рерихов, Л.В. Шапошниковой, работ последователей Рерихов, ученых и культурных деятелей из различных областей науки и культуры; проведение Музеем имени Н.К. Рериха передвижных выставок подлинников картин Рерихов и сменных выставок художников-космистов в самом Музее имени Н.К. Рериха. Выдающимся достижением МЦР, а также общественности России и других стран стал международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», который с 2012 г. проходит по странам Европы, Америки, Азии. С 2014 г. это проект триумфально шествует по городам России. На данный момент его приняли в 118 городах нашей страны. В Музее имени Н.К. Рериха работает лекторий, научная библиотека, проходят концерты классической музыки. Иными словами, в нем осуществляется самая активная научная и культурная деятельность. Все это время Л.В. Шапошниковой не только удалось удерживать высочайший накал культурной работы в Музее, но и сохранять его от разрушения и разграбления невежественными чиновниками.

Сравним масштаб сделанного МЦР и его Музеем и Государственного Музея Востока.

Начиная с 1992 г. МЦР постоянно проводит передвижные выставки картин Рерихов в России и за ее пределами. За эти 24 года осуществлено более 500 выставок в 250 городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Это в среднем около 20 выставок в год. Их посетило более 4 млн. посетителей.

По данным ГМВ проведено, начиная с 1980 года (это 36 лет) только 35 выставок, что составляет в среднем примерно 1 выставка в год.

МЦР издал 250 наименований книжной продукции из наследия Рерихов, о Рерихах и их творчестве общим тиражом более 500 000 экз.

ГМВ также издавал печатную продукцию о Рерихах. Их количество в пределах 10 наименований. Две публикации носят явно клеветнический характер. Их автор В. Росов представляет Николая Рериха политическим авантюристом, который, оказывается, пытался вести религиозные войны для завоевания Тибета и создания некоего мифического государства за счет территорий стран Центральной Азии.

МЦР, начиная с 90-х годов, постоянно проводит выставки, посвященные Пакту Рериха.

В 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже под патронатом ЮНЕСКО, Министерства культуры РФ (при бывшем министре культуре А.А. Авдееве), а также при поддержке Министерства иностранных дел РФ МЦР начал свой новый международный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Он был приурочен к 80‑летию Пакта, которое широко отмечалось в 2015 году. За три года проведения проекта прошло 50 выставок в 17 странах: Франции, Аргентине, Швейцарии, Уругвае, Германии, России, Чили, Казахстане, Нидерландах, Кыргызстане, Узбекистане, Индии, Беларуси, Болгарии, США, Австрии, Финляндии, в том числе: в Отделении ООН в Женеве, Дворце Мира в Гааге, штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, Отделении ООН в Вене. В России выставка прошла в 118 городах Центральной России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Крыма и Юга страны. Проект стал крупнейшей в России и в мире общественной инициативой в области сохранения культуры и мира за последние годы.

Поддержку проекту МЦР оказали главы государств и парламентов, мэры городов, государственные органы зарубежных стран, в которых проходили выставки. В общей сложности выставки и мероприятия проекта посетили более 500 тыс. человек, а с информацией о ней через СМИ и Интернет ознакомились не менее 30 млн. человек в разных странах. МЦР за последние годы провел за рубежом 4 конференции, 12 семинаров, 11 Круглых столов, посвященных идеям Пакта Рериха и проблемам сохранения культурного наследия.

Эта миротворческая деятельность МЦР проходит в плодотворном сотрудничестве с ЮНЕСКО. Под патронатом ЮНЕСКО в сентябре 2014 г. в Музее имени Н.К. Рериха МЦР прошли мероприятия, посвященные международному дню Мира и проблемам сохранения культуры: 21 сентября 2014 г. – открылась выставка «Мир через Культуру», 22 сентября состоялся Круглый стол: «Призыв Николая Рериха "Мир через Культуру" – путь к ликвидации войн и установлению прочного мира».

10 мая 2015 г. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова посетила Музей имени Н.К. Рериха МЦР в знак уважения к его работе по сохранению культуры и мира. С 9 по 11 октября 2015 г., в Музее имени Н.К. Рериха под патронатом ЮНЕСКО была проведена Международная научно‑общественная конференция «80 лет Пакту Рериха», посвященная актуальным вопросам охраны мирового культурного наследия и сохранения мира.

По случаю открытия выставки МЦР в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун в своем специальном обращении сказал: «Эта выставка воздает должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед. Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю Правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество».

Высокую оценку этому проекту МЦР дала и Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова: «Организация ЮНЕСКО рада сотрудничеству с организациями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как например Международный Центр Рерихов. Мне бы хотелось выразить благодарность Центру за организацию этой блестящей просветительной выставки».

Обобщая, можно сказать:

1. МЦР и его Музей имени Н.К. Рериха результатами своей работы показывает, что Центр является единственной организацией в мире, способной наиболее полно, всесторонне представлять наследие Рериха.

2. МЦР своей деятельностью доказал эффективность общественной формы культуры.

3. Международный миротворческий проект «Пакт Рериха. История и современность» убедительно свидетельствует, что миротворческая идея Н.К. Рериха «Мир через Культуру» сегодня в мире востребована, так как только политическое, или военное, решение международных проблем не приносит желаемых результатов. Нужны новые походы, которые заложены в наследии Рерихов и указывают путь к миру через культуру.

Такая активная созидательная деятельность МЦР и его Музея имени Н.К. Рериха не могло не вызвать ответных действий невежественных чиновников, направленных на разрушение Общественного Музея имени Н.К. Рериха. В последние годы эти действия руководства Минкульта РФ и Музея Востока дошли до крайней степени цинизма. В особенности об этом говорят действия первого замминистра культуры РФ В.В. Аристархова и заместителя директора Музея Востока Т.К. Мкртычева. В ход идут откровенная ложь, клевета, обман государственных органов и попрание закона. Все это доказывает, что высокое имя, идеи Рерихов, вообще их культурное наследие этих чиновников не интересует. Больше того, наследие Рерихов, основой которого является философская система Живой Этики, затаптывается сапогами невежества и используется в качестве разменной монеты в кампании Минкульта РФ и Музея Востока, направленной на разрушение Общественного Музея имени Н.К. Рериха и захват культурного наследия Рерихов, хранящегося в МЦР.

«Предоставляя нынешнему руководству Минкульта возможность уничтожать МЦР, его культурную деятельность, – отметил в заключение доклада А.В. Стеценко, – власть в России показывает, что и на этот раз она не готова по достоинству оценить значение наследия Рерихов и воспользоваться его идеями. Если положение в этом вопросе не измениться и власть позволит уничтожить общественный Музей имени Н.К. Рериха, то, исходя из истории развития России в 20 веке, следует предположить, что нашу страну будут ждать более серьезные испытания, нежели ей пришлось пережить. Великий Мудрец и Провидец Николай Рерих не только предвидел великое будущее России, если она воспользуется сокровищами своего культурного наследия, но и предупреждал о том, что разрушение Музея есть разрушение страны». 

В докладе доктора философских наук, профессора В.В. Фролова (Москва) «О методологии исследования творчества Людмилы Васильевны Шапошниковой» поставлена проблема методологии к освоению наследия этого выдающегося мыслителя. Такой подход содержится в философии Живой Этики и позволяет раскрыть эволюционное значение творчества Л.В. Шапошниковой. Он высвечивает связь творчества Людмилы Васильевны через Живую Этику с космической эволюцией и выявляет роль личности ученого в освоении наследия Л.В. Шапошниковой. Освоение этого наследия означает не только его изучение, но и применение в профессиональной деятельности, вообще в жизни. Ученый должен быть внутренне готов к этому: принимать существование Иерархии Света как ведущего фактора эволюции человечества, обладать сердцем, покрытым любовью, высокой нравственностью и высоким уровнем культуры. Эти качества необходимо подтверждать в конкретных действиях по реализации в жизни Знания, Красоты и Культуры. 

Доклад «Феномен научной школы Л.В. Шапошниковой» кандидата технических наук Т.П. Сергеевой (г. Киев) был посвящен раскрытию уникальных особенностей данной научной школы. Прежде всего, это личность самого основателя школы, масштаб которой невозможно переоценить. Особая методология исследований, заложенная в основание новой научной школы, построена на таких основополагающих понятиях, как космическая эволюция, энергетическое мышление, метанаука и метаистория. Особенное внимание автор обратила на «метод вех», разработанный основателем школы на основе историко-биографических исследований творчества Рерихов. Уникальная система познания новой науки, опирающаяся на такие средства познания, как духовный синтез, сердце человека, на мысль и мудрость, также лежит в основании научной школы нового типа. Все это налагает определенные требования и к качествам тех, кто стремится быть учеником и последователем этой научной школы и ее основателя.

  В докладе кандидата философских наук В.Г. Соколова (Москва) «Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология» были раскрыты важнейшие характерные особенности данной научной школы, сформулированы основные положения методологии научной школы Л.В. Шапошниковой, а также выявлены и обоснованы концептуальные разработки этого мыслителя, которые представляют саму структуру её научной школы. Таких концептуальных разработок Л.В. Шапошниковой было выделено семь: 1) осмысление Высшего Начала, здесь же – явление космической эволюции и её законов; 2) концепция исторического процесса (здесь шесть подразделов: метаистория, земная история, вестники космической эволюции, субистория низших миров, смена эпох, тема России и особенностей её эволюционного пути); 3) новое космическое мышление и новая система познания; 4) основные элементы тонкой структуры человека; 5) теория культуры; 6) дети нового сознания; 7) рериховедение. В результате научная школа Людмилы Васильевны и её методология была представлена системно и многогранно, что может иметь практическое значение в дальнейшей разработке творческого наследия этого выдающегося учёного и человека. 

     

В.В. Фролов

Т.П. Сергеева

В.Г. Соколов

В своем докладе доктор экономических наук Н.М. Сурнина (г. Екатеринбург) обозначила «Стратегические ориентиры и стратегические приоритеты экономики нового типа развития». Философия Живой Этики актуальна в методологическом плане для новой модели экономики. В этой модели фактор культуры включается в экономику. В книге «Община» из серии Живой Этики представлен комплекс идей, представляющих собой альтернативу существующим экономическим моделям. Согласно определению Л.В. Шапошниковой, культура – это самоорганизующаяся система духа. Культура сейчас многими учеными осмысливается как имплицитный фактор экономики. Глубока и значима идея Людмилы Васильевны о том, что человек может быть не только объектом, но и субъектом эволюции, самостоятельно формирующим свою судьбу. 

М.П. Куцарова, аспирант Софийского университета имени Св. Климента Охридского (София, Болгария) выступила с докладом «Вклад Людмилы Васильевны Шапошниковой в формирование и развитие нового космического мышления». Человечество прошло в своем развитии через несколько типов мышления: мифологическое, религиозное, научное, сейчас же наступает время нового, космического мышления. Колоссальный вклад в разработку и воплощение в жизнь этого мышления внесла Л.В. Шапошникова. Переход к космическому мышлению осуществляется благодаря тому, что Высшее ведет низшее. Веления космоса доносят до земного человечества вестники космической эволюции. В трудах Людмилы Васильевны представлено первое целостное осмысление философии Живой Этики. Другие же исследователи пока не сумели распознать в Живой Этике новую систему познания. Значение работ Л.В. Шапошниковой огромно, они дают революционный, одухотворяющий импульс развитию сознания. 

А.И. Говорова, кандидат физико-математических наук (г. Омск), представила сообщение «Научное творчество Л.В. Шапошниковой как импульс к эволюционной трансформации современной науки». Важнейшей эволюционной задачей Людмила Васильевна Шапошникова ставила введение Учения Живой Этики в научное пространство и становление новой науки, в которой любое явление рассматривается с точки зрения взаимодействия духа и материи. Следуя направлению, заданному Людмилой Васильевной в становлении метанауки в целом, можно утверждать, что в пространстве научной мысли созрели предпосылки для процесса формирования такой научной области как метаматематика. Метаматематика может создать необходимые условия для познания Мира Надземного, ибо она, подобно духу, пронизывает все планы нашего сознания. Задача современных ученых, используя методологию, построенную Людмилой Васильевной, расширяя и утончая собственное сознание, формируя метанаучное миропонимание, вывести каждую научную дисциплину в энергетическое пространство информационного поля Вселенной. 

Кандидат политических наук И.М. Угрин выступил с докладом «Образ Новой России в Учении Живой Этики и трудах Л.В. Шапошниковой». Россия в ее метаисторической сущности в творчестве Рерихов и Л.В. Шапошниковой являет собой единый образ. Это образ связан с грядущим обновлением как самой страны, так и всего человечества. Миссия будущего неразрывно связано с великим прошлым, с опытом общинного жития и практического коммунизма (пусть и незавершившегося успехом), с гениальными прозрениями русских ученых и философов. Открыть врата в Новый Мир под силу лишь народу, собранному в купол согласованного устремления. И ему дан ключ от врат, которым является Учение Живой Этики. На смену идеала Святой Руси приходит идеал Новой России, сочетающей в себе восприятие излучений высших сфер и земное подвижничество.


10 октября 2016 г.

«“Пленение Индией” (О становлении востоковеда Л.В. Шапошниковой)»такова тема доклада А.В. Федотова, доктора филологических наук, профессора (София, Болгария). Индия завораживает, очаровывает и пугает. Пару веков назад Индия была малоизучена, а потому непонятна. В XX веке Индия сбросила оковы рабства, стала крупнейшей демократией мира и сейчас переживает национальное возрождение. Л.В. Шапошникова принадлежит к первому послевоенному поколению советских востоковедов. Они были окрыленными, вдохновленными Индией, но им приходилось нелегко. В 1954 г. Л.В. Шапошникова защищает диссертацию и становится кандидатом исторических наук, с 1957 по 1985 годы она преподавала в Московском государственном университете. Она была уважаемым и знающим преподавателем, число ее учеников велико, к ним, в частности, относится одна из болгарских профессоров-востоковедов. Л.В. Шапошникова занималась исследованием племен южной Индии; за свои книги, посвященные им, она получила престижную премию имени Дж. Неру. Проявив невиданную самоотдачу, Л.В. Шапошникова в 1975‑1980 годах прошла по большей части маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Это путешествие можно оценить как научный и гражданский подвиг. Л.В. Шапошникова рассматривала индуизм не просто как религию, а как никогда не прерывавшуюся культурную традицию, образ жизни целого народа.

В докладе кандидата культурологии И.Ю. Дьяченко (Москва) «Л.В. Шапошникова как мыслитель и ученый» прослежен творческий путь Л.В. Шапошниковой и рассмотрены ее научные достижения, связанные с изучением истоков древней индийской культуры, а также духовно-культурного опыта разных народов, который был синтезирован в Учении Живой Этики. Показано, что Л.В. Шапошникова стала единственным ученым конца ХХ – начала ХХI вв., которая в этих исторических условиях развивала идеи Живой Этики, сформировала новую систему познания на основе космического мышления, опираясь на творчество семьи Рерихов, разработки ученых и философов Серебряного века и современные научные исследования.

О.Н. Калинкина, кандидат социологических наук, доцент (Пермь) выступила с сообщением «Энергетическое мировоззрение как основа философского творчества Л.В. Шапошниковой». Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несет этот Космос в своем внутреннем мире, что позволяет ему влиять на эволюцию. В этой связи Л.В. Шапошникова подчеркивала необходимость расширения сознания и развития внутренней культуры человека, что позволит ему, совершенствуясь, подниматься от объекта к субъекту космической эволюции. Л.В. Шапошникова, осмысливая традиционную для философии систему дух-материя, пришла к выводу о взаимозависимости и взаимообусловленности двух понятий. Дух занимает в Мироздании главенствующее положение. Он одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы. Однако дух не может проявляться вне материи. Именно дух является объединяющим началом энергетики человека и космической энергетики.

Тему «Философское познание как вектор обновления научной методологии» раскрыл в своем докладе А.А. Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук (Москва). На примере работ Л.В. Шапошниковой мы видим, что примененная ею методология философии космической реальности и в особенности система взглядов, объединяющая познание эмпирическое и метанаучное, или духовное, открывает перед исследователями качественно новые возможности по изучению человека, общества и Вселенной. Л.В. Шапошникова включает в новую систему познания сердце, так как именно оно является пространством нашего внутреннего микрокосмоса. В сердце складывается и расцветает древо духовного синтеза, метакорни которого произрастают из науки, искусства, религиозного опыта, а также из философии. Будучи космическим существом, несущим в себе структуру космоса, человек имеет возможность через свой духовный мир познавать истинную природу вещей.

С докладом «Этическое учение Кецалькоатля в трудах Л.В. Шапошниковой» выступила А.Ю. Сурина, кандидат философских наук, доцент (Николаев, Украина). Будучи историком-индологом, отметил этот автор, Л.В. Шапошникова специально не занималась проблемами индейцев Месоамерики, но имя Кецалькоатля встречалось во многих ее трудах. Причиной этого был сильный духовный резонанс, который Л.В. Шапошникова обнаружила между этическими положениями древнего учения месоамериканского богочеловека Кецалькоатля и Учением Живой Этики. Под влиянием учения Кецалькоатля в народе Месоамерики проявились яркие гуманистические черты: жизненная сила, преодолевающая индивидуализм, стремление ко всему возвышенному, трансцендентному. Освещение образа и учения Кецалькоатля в трудах Л.В. Шапошниковой является уникальным, рассмотренным сквозь концепцию метаистории. Её подход отличается как от позиций атеистически ориентированных ученых, так и от сторонников теории палеоконтактов.

О.Н. Калинкина   А.А. Лебеденко   А.Ю. Сурина

О.Н. Калинкина

А.А. Лебеденко

А.Ю. Сурина

В докладе научного сотрудника ОНЦ КМ, кандидата культурологии Б.Ю. Соколовой (Москва) «Феномен вестничества в трудах Л.В. Шапошниковой» были представлены смысловые разделы концепции вестничества, которую сформулировала Людмила Васильевна Шапошникова: 1) космичность творчества; 2) опережение времени и закладывание основ будущего; 3) действие согласно закону «Высшее в эволюции ведет низшее»; 4) метанаучное познание и метаисторические источники; 5) героические качества; 6) влияние на историю, закладка фундамента эволюционного развития страны; 7) миссия, заключающаяся в формировании и активизации метаисторического процесса. Было отмечено, что Вестниками Людмила Васильевна называет личностей, через деятельность которых космическая эволюция осуществляет свое творчество на Земле. Феномен вестничества неразрывно связан с историческим процессом, и, прежде всего, с его метаисторической составляющей. Формируя метаисторический процесс, Вестники стараются направить земную историю в эволюционное русло, которому соответствует мирное сосуществование стран и народов, оберегание нравственных ценностей, защита и развитие культуры и стремление к красоте и знанию.

«Творчество Л.В. Шапошниковой в энергетическом пространстве русской культуры» рассмотрел в своем докладе С.В. Скородумов, руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (Ярославль). Во второй половине XX – начале XXI вв. Л.В. Шапошникова, будучи культурным героем, находилась в эпицентре духовной революции в России. Она внесла огромный вклад в наполнение пространства русской культуры эволюционными мыслями и идеями, а также способствовала увеличению его энергетического потенциала, необходимого для дальнейшего развития человечества. Наряду с трудами семьи Рерихов, работам и действиям Людмилы Васильевны предстоит сыграть ведущую роль в дальнейшем развитии процессов духовной революции в России и мире.

«О мудрости и мудрецах в трудах Рерихов и Л.В. Шапошниковой» рассказал в своем докладе П.Д. Абрамов, кандидат философских наук (Москва). Мудрость − цельное, синтетическое, духовно-практическое знание, которое человек обретает в результате размышлений, самосовершенствования, а также жизненной борьбы и испытаний. Мудрый человек является активным деятелем, свои знания он закаляет и расширяет в горниле жизненных испытаний. В Живой Этике говорится о том, что только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность за свои действия на общее благо. Л.В. Шапошникова писала, что за современной мудростью будут стоять не только духовное знание, но и накопления эмпирической науки.

В докладе «Развитие идей Живой Этики в работах Л.В. Шапошниковой: новая эпоха и новый человек» кандидат философских наук Г.Г. Пантелеева (Севастополь) подчеркнула то новое, что внесла в современную науку Л.В. Шапошникова. Отмечено, что для современной исторической науки новым является изучение исторического процесса в связи с духовно-культурной эволюцией человечества в эволюционном единстве Космоса. Новым для культурологии является понимание Духовной революции как необходимого условия дальнейшего продвижения человечества по лестнице Космической эволюции. Основополагающие понятия философии «сознание» и «мышление», впервые рассмотрены как производные космического энергетического процесса в духовном пространстве самого человека. Представленная в Живой Этике идея синтеза в науке впервые осмыслена как синтез метанауки с эмпирической экспериментальной наукой, что является существенным вкладом в разработку методологии познания.

Б.Ю. Соколова   С.В. Скородумов      Г.Г. Пантелеева

Б.Ю. Соколова

С.В. Скородумов

П.Д. Абрамов

Г.Г. Пантелеева

«Л.В. Шапошникова и Д.С. Лихачев об эволюционной роли культуры: соприкосновение научных подходов» − такова тема выступления кандидата искусствоведения Е.С. Кулаковой (Новокузнецк). Л.В. Шапошникова и Д.С. Лихачев в своих трудах придают большое значение общественной форме культуры, что нашло отражение и в их деятельности – создании общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве и общественного Фонда культуры. Оба ученых акцентировали внимание широкой общественности на том факте, что развитие культуры и ее защита в России могут стать национальной идеей и объединить людей. Таким образом, научные подходы Л.В. Шапошниковой и Д.С. Лихачева в осмыслении эволюционной роли культуры в жизни россиян и всего человечества тесно соприкасаются и дополняют друг друга.

Доклад по теме «Метаистория в творчестве Д.Л. Андреева и Л.В. Шапошниковой. 110 лет со дня рождения Д.Л. Андреева и 90 лет со дня рождения Л.В. Шапошниковой» представила Т.С. Захарова, сотрудник Минского государственного лингвистического университета. Понимание значения метаистории и метаисторических процессов основано на понятии многослойности Вселенной. Л.В. Шапошникова писала, что главным источником самой метаистории является не планета Земля, а миры Высшего состояния материи. Высшая материя в Космосе представлена Иерархией Света, основой метаисторического процесса. Л.В. Шапошникова, анализируя ценный духовный опыт Д.Л. Андреева, обращает внимание на три стадии процесса метаисторического познания: метаисторическое озарение, метаисторическое созерцание, метаисторическое осмысление. Она считает, что метаисторическое познание – важнейшая особенность новой системы познания как таковой.

Доклад «Исторический процесс как космическое явление в трудах Л.В. Шапошниковой» представил И.И. Легкоступ, кандидат экономических наук (Черновцы, Украина). Одной из выдающихся научных разработок Л.В. Шапошниковой стала ее концепция исторического процесса как космического явления. Опираясь на информацию, содержащуюся в Учении Живой Этики, философское наследие Серебряного века, труды ученых-космистов Людмила Васильевна разработала новую методологию исследования истории, включающую изучение, как земной истории, так и метаистории. Данная методология учитывает влияние на исторический процесс энергетики космических сил и структур, а также дополняет эмпирические способы познания метанаучными, реализующими себя через внутренний мир человека.

Е.С. Кулакова   Т.С. Захарова   И.И. Легкоступ   Рубен Дарио Флорес  

Е.С. Кулакова

Т.С. Захарова

И.И. Легкоступ

Рубен Дарио Флорес

Рубен Дарио Флорес, Полномочный Министр, советник посольства Колумбии в России, профессор Национального университета Колумбии выступил с докладом «Расшифровка в свете Живой Этики древнего артефакта Poporo, в контексте символов доколумбовой культуры Кимбая». Один из важнейших артефактов культуры Poporo был создан в V веке н.э. Отметим, что сообщение сопровождалось демонстрацией фото данного артефакта. Некоторые ученые рассматривают этот артефакт просто как предмет власти. Между тем как он являет собой нечто большее, он – символ, модель мира. Символический подход к исследованию произведений искусства близок Живой Этике, мировоззрению Рерихов. Древние ювелиры сочетали внешнее мастерство и глубокое, одухотворенное мировоззрение. Артефакт Poporo прекрасен. Красота – это насыщенность движением и наивысшими проявлениями жизненной энергии.

Обзор подготовили В.В. Фролов и П.Д. Абрамов