Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Программа|Приветствия|Обзор докладов|Резолюция

Сергеева Т.П.,
заместитель Председателя
Международной общественной организации «Украинское Рериховское общество»
– члена Международного Центра Рерихов (Киев, Украина),
кандидат технических наук.

Феномен научной школы Л.В. Шапошниковой

Широкий, всеохватывающий ум следует ритму космической необходимости, другими словами, эволюции, потому он приветствует каждую новую веху, появляющуюся в той или иной области…. Он не пройдет мимо, ибо знает, что каждая веха может открыть новые горизонты великого Знания, которое верховно главенствует во всей Вселенной. Эволюция есть постепенное раскрытие этого беспредельного Знания.

Е.И. Рерих

Огромно значение многогранного творческого наследия Вестника космической эволюции, Титана Духа, великого мыслителя, ученого, писателя, путешественника и общественного деятеля Людмилы Васильевны Шапошниковой. Каждый вид ее высокого творчества как пример реализации задач космической эволюции в трудных условиях земной реальности будет изучаться многими поколениями. Думаю, наша конференция положит начало этому процессу.

Людмила Васильевна явила собой пример ученого нового типа, обладавшего в полной мере тем синтезом духа, который позволяет вместить все аспекты великого Знания, данного человечеству в трудах Блаватской и Рерихов. Ее вклад в формирование нового космического мышления и его системы познания невозможно переоценить.

В своем последнем интервью на вопрос: «Что лично Вы привнесли в понимание философии Рерихов?» Людмила Васильевна ответила: «Мне кажется, ничего я не привнесла. Но написала так, что многие сложные вещи стали понятны каждому человеку. Ведь Рерихов читать очень непросто» [1]. Говоря иными словами, она перевела Древнюю Мудрость этой философии на современный научный язык, выработала новую методологию исследования этой Древней Мудрости, облегчающую ее постижение последующим исследователям. И мы можем говорить о Людмиле Васильевне Шапошниковой как об основателе научной школы нового типа.

Созданная ею школа отвечает и критериям традиционной науки. Здесь есть все необходимые формальные признаки: наличие лидера, основавшего новое научное направление, разработанная им и внедренная в практику особая методология исследований, существование коллектива учеников и последователей, объединенных общностью научных интересов, преемственность и перспектива развития школы.

Но суть феномена научной школы Людмилы Васильевны Шапошниковой, определяющая ее уникальность, в ином. Прежде всего, исключительна личность основателя научной школы. Являясь Вестником – носителем Света из когорты тех, кто, по ее собственному определению, участвует в изменении сознания человечества в ходе космической эволюции, она пришла с определенной миссией – утверждения в земном пространстве нового космического мышления, данного в Живой Этике и творческом наследии Рерихов. Необыкновенный жизненный путь Людмилы Васильевны, ее насыщенная творческая деятельность, а главное, их поражающий результат свидетельствуют о высочайшем уровне ее духа и сознания.

Уникальная методология исследований, разработанная основателем школы на основе идей Живой Этики, трудов Рерихов и ученых-космистов, а также достижений современной науки, прежде всего, реализована в ее собственных трудах и деятельности. Эта тема здесь на конференции представлена целым рядом докладов, об этом говорил и Виктор Васильевич Фролов. Хочу подчеркнуть лишь несколько моментов, касающихся основ новой научной школы, ее особенностей.

Через все выступления, статьи и книги Людмилы Васильевны магистральной нитью проходит идея космической эволюции, ее законов и особенностей проявления на планете Земля как основы философии Рерихов и новой науки. На одном из заседаний группы Живой Этики Людмила Васильевна сказала: «…Любое исследование … должно идти с точки зрения космической эволюции. Тогда исследование будет объемным и нужным» [2]. Такой подход можно считать первым краеугольным камнем основания новой школы.

Людмила Васильевна ввела в научный оборот категорию энергетического мировоззрения, раскрыла такие сложнейшие понятия философии Живой Этики, как Космический Магнит, Всеначальная космическая энергия, огненная материя Люцида. Она показала, что все мироздание есть грандиозная одухотворенная энергетическая система, состоящая из отдельных структур разной степени сложности, одной из которых является человек. Энергетическое мировоззрение является одним из устоев ее школы.

Внедряя понятия метаистории и метанауки как процессов, идущих в духовном пространстве человека, Людмила Васильевна учила видеть метаисторическую основу каждого явления, включая все аспекты человеческой деятельности. Она показала, что эта метаисторическая основа возникает в пространстве более высокого состояния материи, в традиционной философии трактуемого как мир идей Платона, или инобытие. О важности осознания этих пространств и взаимодействия с ними человека в контексте школы нового типа скажу чуть позже.

Еще одной особенностью методологии, разработанной основателем школы, можно считать «метод вех», внедренный ею в историко-биографических исследованиях жизни и творчества Рерихов. По определению Людмилы Васильевны, вехи – это культурно-исторические моменты, которые Николай Константинович Рерих считал важными для себя и привлекал к ним внимание других. Другие вехи – эволюционного характера – Людмила Васильевна находила в философии космической реальности. Двигаясь по вехам Рериха и Живой Этики, она открывала новые горизонты великого Знания, расставляя при этом свои вехи – верстовые столбы на пути познания космической реальности теми, кто идет вслед за ней. Так осуществляется иерархический принцип передачи знания: от Великих Учителей – Рерихам, от них – Людмиле Васильевне Шапошниковой, от нее – ученикам и последователям. Принцип, или закон Иерархии, как и космический закон «Высшее в эволюции ведет за собой низшее», – тоже краеугольные камни основания новой научной школы.

Говоря о научной школе нового типа нельзя обойтись без понимания явления новой науки. Людмила Васильевна сформулировала концепцию, я бы даже сказала – парадигму, новой науки. В ее трудах мы находим анализ тупиков, в которых оказалась современная наука, и описание причин, препятствующих ее дальнейшему развитию. Среди них, как пишет Людмила Васильевна: «…устаревшие подходы к материи, как таковой, и измерение этими подходами всех исследований, связанных с естественными науками. Это сочетается с пренебрежением или, скорее, с методологическим отрицанием материи иных, более тонких состояний, включая и дух человека как энергетическое явление. <...> С этим первым связано и второе – отрицание или отсутствие связи с неким Высшим явлением в Космосе, несущим в своей структуре материю иного состояния. И третье – отсутствие частичное, а временами и полное, не только исследований, но даже и внимания к человеческому сознанию и его эволюции, которое ... играет важнейшую роль в познавательных процессах» [3, С. 801].

Новая, не имеющая пределов, наука, согласно концепции Людмилы Васильевны Шапошниковой, строится на основе системы познания Живой Этики. «Новая система познания, предложенная Живой Этикой, – пишет Людмила Васильевна, – выводит науку за грани физического мира в беспредельные пространства иных состояний материи. И в этой Беспредельности никогда не будет конца познанию, не будет конца удивительным открытиям, проникновению в тайны Космоса» [3, С. 804].

Как видим, именно признание существования пространств более высоких состояний материи выводит новую науку и ее исследователей из тупиков познания и является необходимым методологическим основанием научной школы нового типа.

Людмила Васильевна Шапошникова четко формулирует особенности системы познания новой науки, для которой характерны: синтез всех способов познания [3, С. 802‑803], связь с Высшим [3, С. 803, 804], важная роль этических моментов [3, С. 802]. Она подчеркивает, что эта система познания включает в себя человека с такими его энергетическими центрами познания, как интеллект и сердце, и взаимодействие человека с окружающим микро- и макрокосмом. Несмотря на то, что интеллект имеет более узкие функции, нежели сердце, и управляется им, он является, как отмечает Людмила Васильевна, необходимым компонентом научной деятельности человека [3, С. 806, 807].

Но Людмила Васильевна убедительно показала, что истинное знание невозможно получить только мозговым штурмом, опираясь на образованность, научную эрудицию, блестящее владение современной научной терминологией. К этому необходимо добавить то, что мы называем сердечным познанием, а Николай Константинович Рерих очень точно определил как «истинные впечатления действительности». Таким путем синтеза, говорила Людмила Васильевна, мы уходим от майи-иллюзии и приближаемся к познанию космической реальности.

Роль сердца в системе познания новой науки Людмила Васильевна Шапошникова подчеркивает особо. «Именно в этом органе человека, – пишет она, – идет тот процесс синтеза, который играет важнейшую роль в космической эволюции. <...> Сердце человека содержит высокие космические энергии, основой которых является тонкая светоматерия. Оно осуществляет связи не только с небесными телами, но и с мирами иного состояния материи, заключая в себе земное и небесное, плотное и тонкое, через него лежит духовный путь, соединяющий мир физический, через Тонкий, с Огненным. Поэтому сердце называют Мостом Миров. Этот Мост соединяет в синтезе Дух и Материю, энергии Земли и Космоса. В нем взаимодействуют физические и космические законы» [3, С. 809, 810]. Елена Ивановна Рерих называла сердце престолом сознания. Того со-знания, которое Людмила Васильевна охарактеризовала как совместное знание человека с Высшим.

Важным средством познания новой науки Людмила Васильевна Шапошникова считает мысль. Отмечая ее тонкоматериальную и энергетическую природу, а также вневременной характер, она пишет: «Мысль является не только одним из устоев космической эволюции человечества, но и необходимым, если не главным, компонентом системы познания» [3, С. 813]. «Сама же мысль,– утверждает Людмила Васильевна, – не имеет ни пространства, ни времени, ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Она вечна и нерушима...» [3, С. 815]. Рождаясь в сердце, мысль участвует в энергоинформационном обмене мыслительным веществом с пространством высших состояний материи.

В качестве главного способа познания, без которого невозможно эволюционное продвижение новой науки, Людмила Васильевна Шапошникова выделяет мудрость. Она пишет: «Мудрость – это не знание интеллекта, а знание духа» [3, С. 827]. И еще: «Мудрость – это явление инобытия, или материи Высшего состояния и измерения» [3, С. 826]. Людмила Васильевна отмечает: «Мудрость не только знание, но и действие во имя этого знания. <...> Время формирования нового космического мышления претворяет мудреца в делателя, в творца. Мудрость творчества, или творческая мудрость, должна стать одним из важнейших моментов в новой системе познания» [3, С. 827, 828].

Здесь заложена одна из основных особенностей методологии Живой Этики, имеющая важное эволюционное значение. Она очень четко и точно выражается формулой: «превращение пространственной идеи (или мысли) в действие». Без этого процесса невозможно существование ни новой науки, ни научной школы нового типа. В мудром творчестве основателя школы, во всех ее исследованиях и в практической деятельности по созданию прекрасного Музея имени Н.К. Рериха мы видим постоянный пример такого претворения идей в действие как реализацию задач космической эволюции по утверждению в жизни нового знания и космического мышления.

Говоря о феномене научной школы Людмилы Васильевны Шапошниковой, следует отметить ее многогранность. Современные научные школы узко специализированы, как и вся наука. А в Живой Этике говорится: «Мы против исключительной специализации» [4, часть вторая, XII, 11], «Чувство отсутствия специальности – наше чувство, ибо мы живем для всего комплекса жизни. Каждый специалист, приближающийся к Нам, неминуемо теряет одноцветные очки. Потому старайтесь, чтобы уже теперь специальность была бы одним из блюд вашей трапезы. Как птицы над землею, как пчелы над всеми цветами, мы можем впитывать цельность мироздания» [4, часть первая, VII, 1]. Поэтому как в творчестве самой Людмилы Васильевны, так и в основанной ею научной школе нет рамок специальности, а присутствует множество направлений исследований, базирующихся на единой методологии. Одно из важнейших – это рериховедение.

Единство методологии обеспечивает цельность и нерушимость всего построения, реализацию его основной задачи, сформулированной основателем школы и закрепленной в ее делах – способствовать становлению нового космического мышления как необходимого условия продвижения человечества по пути эволюции.

Еще одна особенность научной школы Людмилы Васильевны Шапошниковой – это необычность состава ее учеников. Здесь нет конкретного контингента западной научной традиции, где ученики и последователи, как правило, работают в одном институте и хорошо знают друг друга. И хотя это и не то сокровенное взаимодействие Учитель–ученик, о котором говорит традиция Востока, но значительно ближе к нему по тому уважению и почитанию, которое основатель школы вызывает в сердцах потенциальных учеников.

Принадлежать этой научной школе нового типа может каждый, кто стремится быть последователем, то есть идти по следу основателя школы, изучая ее труды в рамках той методологии, о которой говорил Виктор Васильевич Фролов, принимая и разделяя ее концептуальные идеи, применяя разработанную ею методологию исследований. Людмила Васильевна описала, какими качествами должны обладать исследователи новой науки. Среди них: расширенное сознание, высокая духовность, присутствие чувствознания и духовный синтез. Понятно, что это не легко достигается, и не за одну жизнь, но как в любой школе, здесь есть начальные ступени, и каждый устремившийся сердцем имеет возможность шагать вперед и вверх.

Уникальность и отличие от традиционных научных школ еще и в том, что школа Людмилы Васильевны Шапошниковой будет жить века, как и Учение Живой Этики. Думаю, многие согласятся, что ее книги и статьи неисчерпаемы, как и тексты Живой Этики. Их можно перечитывать многократно, каждый раз находя что-то новое, соответствующее той исследовательской задаче, которую человек поставил перед собой на данный момент. Мировоззренческая и методологическая глубина трудов Людмилы Васильевны раскрывается по мере роста сознания ученика, и будущие поколения исследователей найдут там новые ориентиры и импульсы для творчества.

И закончить хочу словами Учителя из данного Им Введения к русскому переводу «Тайной Доктрины» Елены Петровны Блаватской: «Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. <...> Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание» [5]. Научная школа нового типа, созданная Людмилой Васильевной Шапошниковой, как продолжение ее эволюционного дела будет нести дальше этот факел Знания, способствуя становлению нового космического мировоззрения.

Примечания

1. Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!» // Научная Россия. 19.10.2015. Цит. по: [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4238 (дата обращения: 31.10.2016).

2. Сказано на заседании группы Живой Этики 17 ноября 2010 года.

3. Шапошникова Л.В. Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005. – 1088 с.

4. Община (Урга). – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2004. – 304 с. – (Учение Живой Этики).

5. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М.: Прогресс-Культура, 1992. – С. V.