Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Наследие Рерихов в опасности|Правда о коллекции С.Н. Рериха | Трагедия коллекции Ю.Н. Рериха| Росимущество против МЦР | Наследие Рерихов в Индии | В защиту мецената МЦР | В защиту Музея имени Н.К.Рериха

Наследие Рерихов нуждается в международной защите!

Публикации:


Документы:


Резолюция
Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха»

I. Принимая во внимание принципы и нормы международного права в области охраны ценностей культуры, а именно:

Учитывая, что:

согласно основополагающему принципу международного права, исторические памятники, ценности культуры, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения составляют культурное наследие народов вне зависимости от их государственной принадлежности и формы собственности[1].

Этот же основополагающий принцип твердо указывает, что повреждение или исчезновение любых объектов культурного наследия представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира[2].

Учитывая, что:

каждое государство, на территории которого находятся охраняемые предметы культурного наследия, обязано сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить ее передачу будущим поколениям[3].

Все культурные ценности являются частью общего культурного наследия человечества и каждое государство несет в этом отношении ответственность не только перед своими собственными гражданами, но и перед международной общественностью в целом[4].

Учитывая, что:

в настоящее время охрана культурного наследия государствами на национальном уровне часто бывает недостаточной и неадекватной не только из-за больших расходов, которых она требует, нехватки экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится ценность, подлежащая защите[5], но также – и это является чрезвычайно тревожным – в силу недостатков правовой и судебной системы определенного государства, не позволяющих обеспечить охрану культурного наследия и защиту человеческих прав в области культуры, из-за халатности, небрежения и пренебрежения к культурному наследию государственных органов, также как и из-за преднамеренного разрушения культурного наследия, в том числе путем преднамеренного неосуществления соответствующих мер для запрещения, предупреждения, прекращения и наказания любых действий по преднамеренному разрушению такого культурного наследия[6].

Учитывая, что:

существует важное международно-правовое регулирование и международный механизм защиты культурного наследия в тех случаях, когда государство, на территории которого оно расположено, не выполняет свой долг по его защите и сохранению как части культурного наследия человечества, которые зачастую не применяются.

В указанных выше случаях охрана в международном масштабе и посредством международного юридического механизма является не только необходимой, но и незаменимым средством сохранения такого культурного наследия.

Учитывая, что:

согласно установленным принципам и нормам, право доступа к культуре и участия в культурной жизни являются правами человека[7], их нарушение приводит к нарушению достоинства человеческой личности и ее свобод и ни в коей мере не должно быть допускаемо ни одним государством и не может быть терпимо со стороны общественности;

Охрана культурного наследия напрямую обуславливает возможность реализации права доступа к культуре и участия в культурной жизни;

В международном праве установлен принцип, что охрана культурного наследия от рисков и их предотвращение намного важнее возмещения убытков в случае ущерба или утраты, поскольку основной целью является сохранение культурного наследия, а не подмена денежными суммами предметов, которые являются незаменимыми[8];

Отсутствует универсальный международный правовой механизм защиты прав человека в области культуры.

В Европе существует международный правовой механизм защиты прав человека в случае их нарушения, когда на национальном (внутригосударственном) уровне возможности их защиты исчерпаны. Приложение указанного правового механизма, однако, проблематично к правам человека в области культуры, поскольку материальная компенсация не способна в полной мере возместить и заменить культурноe наследиe, которое является незаменимым, и не может быть никоим образом компенсировано денежными средствами лишение возможностей творческой деятельности[9], лишение возможностей культурного развития будущих поколений и обеднение культурного наследия всего человечества[10].

Учитывая, что:

урегулирование вопросов, не охватываемых в полной мере международно-правовыми актами, касающимися культурного наследия, будет определяться принципами международного права, принципами человечности и требованиями общественного сознания[11].

Учитывая, что:

один из важнейших международно-правовых принципов охраны культурного наследия, нашедший выражение в актах ЮНЕСКО, – принцип деятельного участия общественности, поскольку «наилучшей гарантией сохранения культурных ценностей является уважение и любовь, проявляемые к ним самим народом»[12].

Одним из лучших способов выражения общественного мнения и лучшим средством участия общественности в деле сохранения культурных ценностей является форма деятельности в качестве неправительственных организаций (местные, национальные и международные). Они уже много раз демонстрировали не только свою способность сохранения культурного наследия, но и свою незаменимую роль в этом.

Учитывая, что:

согласно положениям Устава ЮНЕСКО, мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, поэтому солидарность международных и национальных неправительственных организаций незаменима как для поддержания мира, так и для охраны культурного наследия.

Указанная солидарность неправительственных организаций может стать важнейшей частью международного механизма, способного ответить острой необходимости в охране культурного наследия, когда действия государств по охране такого наследия в силу вышеуказанных причин недостаточны или неадекватны.

В деле охраны культурного наследия неправительственные организации, объединившие свои усилия по сохранению культурного наследия во имя будущего человечества, должны получать, согласно международно-правовым актам в области культуры, всю поддержку государств-членов ЮНЕСКО, равно как ЮНЕСКО и других международных межправительственных организаций, компетентных в этой области.

Учитывая, что:

согласно положениям пункта 2 (с) статьи І Устава ЮНЕСКО, на ЮНЕСКО возложена задача обеспечивать сохранение, увеличение и распространение знаний, «заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества – книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения».


ІІ. Принимая во внимание мировое значение культурного наследия Рерихов и состояние его сохранности, в частности:

Учитывая:

огромное значение художественного, научного, философского и литературно-публицистического наследия Рерихов для мировой культуры, его потенциал для объединения народов во имя культуры, а также глубокий гуманистический характер идей Рерихов и значительный потенциал наследия для развития естественных и гуманитарных наук;

Важнейший вклад Н.К. Рериха в формирование международно-правовой системы защиты культурного наследия путем предложения Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), заключенного в Белом доме в Вашингтоне в 1935 году, и утверждения таким образом основополагающих принципов такой защиты.


Ставя своей целью сохранение наследия семьи Рерихов для грядущих поколений;

Учитывая:

рассредоточенность наследия Рерихов во многих странах мира и необходимость его тщательной каталогизации, описания и учета с целью обеспечения права доступа к этому мировому культурному наследию и пользования им, равно как и с целью недопущения незаконной торговли отдельными его частями[13] и обеспечения возможности международного обмена культурными ценностями, являющимися частью этого наследия.

Учитывая, что в России:

младшим сыном Рерихов – С.Н. Рерихом, гражданином Индии, выдающимся художником, мыслителем и ученым – был основан в Москве Международный Центр Рерихов, которому С.Н. Рерих завещал наследие своих родителей, переданное в 1990 г. Международный Центр Рерихов выполнил волю С.Н. Рериха и создал общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Международный Центр Рерихов, воплощая в своей деятельности идеи Рерихов и популяризируя и развивая их творческое наследие, является пространством свободы – свободы мысли, свободы творчества и свободы познания, что чрезвычайно важно для возрождения подлинной самобытной культуры страны, где более 70 лет существовал идеологический контроль в области культуры.

Создание независимого и свободного пространства культуры Международным Центром Рерихов вызвало очень сильную реакцию противодействия со стороны старых устоявшихся механизмов. Международный Центр Рерихов, являющийся неправительственной международной организацией, создавшей музей мирового уровня и являющейся крупным культурным, научным и духовным центром, распространяющим идеи мира, уважения всех культур, воспитывающим среди широкой публики и молодежи глубочайшее уважение к традиционным знаниям народов мира и поощряющим их научное исследование, не получил ни экономической, ни финансовой, ни юридической, ни технической помощи со стороны органов государства, как это рекомендуют международные акты ЮНЕСКО[14]. Более того, со стороны государственных органов были осуществлены активные действия нарушения основополагающих принципов указанных международных актов ЮНЕСКО, которые имели своей целью прекращение деятельности и закрытие этого «центра разума и культуры»[15], каковым, безусловно, является Международный Центр Рерихов и созданный им Музей имени Н.К. Рериха.

Нарушение в России воли последнего из семьи Рерихов – С.Н. Рериха по распоряжению наследством семьи Рерихов приводит к невозможности выполнения, а следовательно, к нарушению ряда прав, закрепленных Декларацией ЮНЕСКО принципов международного культурного сотрудничества (ст. 1, п. 1, 2; ст. 4, п. 1, 2, 3, 4; ст. 7, п. 1, 2 и др.), а также к нарушению основного права – права доступа к достоянию мировой культуры – к наследию Рерихов.

В тяжелейших условиях в течение 20 лет Международный Центр Рерихов не только выжил, но и вырос в крупнейший центр науки, просвещения и культуры, который сделал все возможное для сохранения наследия Рерихов в России. Это служит еще одним ярким примером чрезвычайной роли неправительственных организаций в деле сохранения культурного наследия, особенно в периоды глубоких экономических и социальных трансформаций.

Подчеркивая, что

Л.В. Шапошникова, первый вице-президент Международного Центра Рерихов и генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, получила награду Европейского Союза «Europa Nostra» за сохранение культурного наследия в 2010 году;

Подчеркивая

вклад Б.И. Булочника в возрождение лучших традиций меценатства как бескорыстного мецената общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, который оказал помощь Международному Центру Рерихов в создании Музея, в воссоздании памятника истории и культуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных», где размещен Музей, в обеспечении Музея всем необходимым для его работы. В связи с подобным участием в жизни общественной организации меценату приходится встречать препятствия в своей непосредственной предпринимательской деятельности со стороны государственных чиновников, что делает его вклад еще более ценным и значимым. Возрождение традиций меценатства имеет большое значение для будущего, так как дает возможность неправительственным культурным учреждениям и организациям выполнять свои задачи по сохранению культурного наследия в тех случаях, когда отсутствует какое-либо содействие или помощь со стороны государства;

Подчеркивая, что

Международный Центр Рерихов и его общественный Музей им. Н.К. Рериха продолжают работать в условиях отсутствия правовых гарантий их существования и сохранности завещанного им наследия Рерихов;

Выражая

глубокую озабоченность тем обстоятельством, что в России уже свыше 50 лет существует неясность в отношении сохранности наследия Рерихов, находящегося на территории Российской Федерации, равно как и угроза уничтожения отдельных частей наследия Рерихов;

Подчеркивая, что

клевета и очернение имен Рерихов и их творческого наследия, допускаемые в Российской Федерации, приводят к нарушению основополагающего обязательства, закрепленного в Декларации ЮНЕСКО, касающейся преднамеренного разрушения культурного наследия (ст.3, п. 3), а именно: «Государствам надлежит всеми соответствующими средствами стремиться обеспечивать уважение культурного наследия в обществе, особенно при помощи образовательных, разъяснительных и информационных программ».


Принимает настоящее обращение:


І. К международным и национальным неправительственным организациям, призывая их:

1. Поддержать усилия Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», направленные на сохранение культурного наследия Рерихов, путем создания постоянно действующего международного комитета, состоящего, главным образом, из неправительственных организаций, общественных деятелей и имеющего целью сохранение культурного наследия Рерихов в мире.

2. Представленным на Конференции организациям, а именно: Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия Europa Nostra, Международному Комитету Красного Креста, Ассоциации национальных комитетов Голубого Щита, Национальному Комитету Голубого Щита Австрии, Международному Центру Рерихов, Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры – оказать поддержку и содействие в формировании Оргкомитета по подготовке создания Постоянного международного комитета по сохранению наследия Рерихов в мире.

3. Поддержка, указанная в пункте 1, может выразиться в присоединении к Постоянному международному комитету по сохранению наследия Рерихов в мире, также как:

• в вынесении вопросов, являющихся предметом деятельности этого комитета, на всех соответствующих международных форумах, с тем чтобы привлечь внимание мировой международной общественности к вопросам охраны культурного наследия, когда на национальном уровне подобная охрана недостаточна;

• в оказании поддержки делу защиты наследия Рерихов в мире посредством своих информационных ресурсов и технической помощи – сайтов, информационных бюллетеней, материалов и др.;

• в использовании всех возможных мер, правовых и культурных, с тем чтобы каждое государство прониклось сознанием обязательств в сохранении культурного наследия Рерихов во имя всех народов мира.


ІІ. 1. К мировому сообществу и, в частности, к тем государствам, на территории которых находятся части культурного наследия Рерихов, в том числе к Российской Федерации, Индии, Болгарии, США:

1. Строго соблюдать принципы и нормы международного права, установленные в рекомендациях и декларациях ЮНЕСКО, также как и выполнять свои обязательства, вытекающие из международных конвенций, ратифицированных ими;

2. Осуществить полную каталогизацию и опись всех ценностей культуры (художественные произведения, рукописи, документы и издания, архивные материалы), являющихся частью культурного наследия Рерихов, которые находятся на их территории, и обеспечить сохранение и их включение в список национального культурного наследия с тем, чтобы:

• гарантировать для своих граждан, равно как и для граждан всех стран мира, право доступа к достоянию мировой культуры – наследию Рерихов;

• не допускать незаконную торговлю этими ценностями;

• обеспечить возможность международного культурного обмена культурными ценностями – произведениями Рерихов.

3. Оказывать полное содействие работе Постоянно действующего международного комитета по сохранению наследия Рерихов в мире, предоставляя его представителям полный доступ к информации, к документам, связанным с этим наследием, к ценностям культуры, являющимся частью наследия Рерихов, равно как и любое другое содействие, необходимое для осуществления его целей и задач.


ІІ. 2. К Российской Федерации, в ее качестве государства-члена ЮНЕСКО:

1. Уважать принципы и нормы международного права, закрепленные в международных актах ЮНЕСКО, и право человека на доступ к образованию и культуре и выполнить неукоснительно волю С.Н. Рериха, передав полностью завещанное им наследие семьи Рерихов созданной по его воле и по его инициативе в России Международной неправительственной организации «Международный Центр Рерихов».

2. Гарантировать, что действия, ведущие к уничтожению, полному или частичному, культурного наследия семьи Рерихов, находящегося на ее территории, в том числе привезенного Ю.Н. Рерихом в СССР, не будут предприняты.

3. Предпринять все необходимые действия по охране наследия Рерихов, находящегося на ее территории, в том числе путем осуществления мер, предусмотренных в пункте ІІ.1.2.

4. Не допускать в дальнейшем нарушения международных принципов и норм путем действий, направленных на разрушение Международного Центра Рерихов (Центра), созданного Центром общественного Музея имени Н.К. Рериха и сохраняемого им культурного наследия Рерихов. Создать стабильную юридическую базу, обеспечивающую сохранность, работу и развитие Центра, путем принятия и исполнения соответствующих законодательных актов.

5. Не допускать очернение и клевету имен и наследия Рерихов и тем самым прекратить нарушение международных принципов и норм, установленных в актах ЮНЕСКО. Предпринять все необходимые меры для выполнения своего международного обязательства, а именно: обеспечить уважение культурного наследия Рерихов в обществе, особенно при помощи образовательных, разъяснительных и информационных программ.

При подготовке этих программ следует привлекать к активному участию Международный Центр Рерихов и Музей имени Н.К. Рериха (г. Москва) как центр мирового значения по изучению, популяризации и сохранению наследия Рерихов.


ІІІ. К ЮНЕСКО:

В соответствии со своими уставными целями и обязанностями, оказывать всеми доступными ЮНЕСКО средствами полное содействие и покровительство Постоянному международному комитету по охране культурного наследия Рерихов в мире как эффективному и реальному механизму международного общественного контроля по сохранению культурного наследия в случаях, когда действия государств являются недостаточными.


1 Пакт Рериха – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников от 15 апреля 1935 г., Преамбула, ст. 2; Гаагская конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Преамбула; Декларация ЮНЕСКО 2003 г., о преднамеренном разрушении культурного наследия, Преамбула.

2 Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Преамбула; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула.

3 Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула. См. также: Конвенция 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, Преамбула; Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, ст. 4.

4 Рекомендация 1976 г. о международном обмене культурными ценностями, ст. 2. См. также: Рекомендация 1968 г. о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, Преамбула; Рекомендация 1978 г. об охране движимых культурных ценностей, Преамбула.

5 Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Преамбула, § 3.

6 Декларация ЮНЕСКО 2003 г., касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия, ст.6.

7 Всеобщая декларация ЮНЕСКО 2001 г. о культурном разнообразии, ст. 5; Рекомендация ЮНЕСКО 1976 г. об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, ст. 4, буквы (а) и (b); Устав ЮНЕСКО; Всеобщая декларация прав человека ООН, ст. 27; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст.ст. 13 и 15; Международный пакт о гражданских и политических правах.

8 Рекомендация ЮНЕСКО 1978 г. об охране движимых культурных ценностей, ст. 9.

9 Декларация 1966 г. принципов международного культурного сотрудничества, ст. 7, п. 1; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула.

10 Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Преамбула; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула.

11 Декларация ЮНЕСКО 2003 г., касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия, Преамбула, последний параграф.

12 Рекомендация 1968 г. о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, Преамбула. См. также: Рекомендация 1978 г. об охране движимых культурных ценностей, ст.ст.5, 17; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, ст.ст. 11, 61; Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, ст. 27, п. 1 и 2; Рекомендация 1976 г. о международном обмене культурными ценностями, ст. 11; Рекомендация 1960 г., касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев, Преамбула, ст.ст. 2, 13, 14, 16; Рекомендация 1962 г. о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей, Преамбула, ст.ст. 37, 40, 42; Рекомендация 1968 г. о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, ст.ст. 31, 32; и др.

13 Законные ввоз, вывоз и передача права собственности должны осуществляться в соответствии с положениями Конвенции 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, и другими соответствующими международными актами, а в тех случаях, которые не вполне урегулированы международными актами – принципами права, общепризнанным моральным принципам и требованиям общественного сознания.

14 См.: Рекомендация 1960 г., касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев, 1960 г., ст.ст. 3, 17, 18; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, ст.ст. 49, 51; Рекомендация 1989 г. о сохранении фольклора, 1989 г., ст. D, буква (d).

15 См. ст. 13 Рекомендации 1960 г., касающейся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев: «В местности, где они расположены, музеи должны быть центрами разума и культуры. С этой целью они должны вносить вклад в духовную и культурную жизнь населения, а оно, в свою очередь, должно иметь возможность участвовать в деятельности и развитии музеев».