Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Держава Рерихов|Положение|Пояснительный материал по темам|Правила оформления работ|Жюри|Контакты|

Пояснительный материал по темам




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Гималаи в творчестве Н.К. Рериха

Николай Константинович Рерих известен во всем мире как великий русский художник, ученый, мыслитель, писатель, путешественник, культурный и общественный деятель. Беззаветно любя свою Родину – Россию, он обрел второй дом в Индии, среди снежных вершин Гималаев в долине Кулу. Индия по достоинству оценила личность Николая Рериха, присвоив ему почетный титул – Махариши (великий мудрец), а сам художник не раз отмечал исключительное влияние этой древней страны, ее богатой культуры на свое творчество.

Первое знакомство Николая Рериха с Индией состоялось еще в детстве. Имение Рерихов, расположенное под Петербургом, называлось «Извара» – «Ишвара» в переводе с санскрита (язык священных текстов древних ариев) Господь, а в одной из комнат висела старинная картина, на которой была изображена огромная снежная гора, она неотвратимо притягивала мальчика. Потом он узнает, что она называется Канченджанга. Возможно, уже тогда позвали будущего художника таинственные снежные вершины Гималаев.

Детские мечты и предчувствия Николая Константиновича обернулись устойчивым интересом к истории и культуре Индии. По словам самого Мастера, к духовной жизни страны его приобщали великие индийские подвижники и учителя – Рамакришна, Вивекананда, великие учения Индии – Упанишады, «Бхагавадгита», а также литературные произведения ее великого поэта и мыслителя Рабиндраната Тагора.

Индия появляется в картинах Н.К.Рериха, уже начиная с 1905 года. Под влиянием живописи пещер буддистского храмово-монастырского комплекса Аджанты он создает свои картины «Девассари Абунту» и «Девассари Абунту с птицами». Эти произведения – своеобразные иллюстрации к одноименной сказке Н.К.Рериха о буддийской праведнице Девассари. Предчувствие Индии отразилось в и последующих работах 1916 года: «Граница царства» и «Мудрость Ману», а в 1920 году уже в Лондоне Николай Рерих собирает живописную сюиту «Мечты мудрости». На картинах из этой серии снова мотивы индийского искусства. Сам Рерих не скрывал, что его вдохновляли стихи Рабиндраната Тагора.

В 1923 году семья Рерихов ступила на землю Индии и художник, наконец, увидел Гималаи. В 1924 году он пишет серию полотен под названием «Его страна» – страна Учителя, и на большинстве из них царит Канченджанга – та самая гора, которая была изображена на картине в имении Извара. В Индии ее называли Горой Пяти Сокровищ, и с ней были связаны сказания о таинственной Шамбале – заповедной стране мудрецов, скрытой где-то в сердце Гималаев. Легенды о сокровенной Обители и ее Великих Учителях стали источником вдохновения для Николая Рериха. Гималаи для него были хранителями этой прекрасной тайны и поэтому вызывали особые чувства. Свою любовь и восхищение их духовной мощью и красотой Николай Рерих передал в тысячах своих полотен.

Горы Рериха – это совершенно особое явление. На картинах мастера они как-бы теряют свою земную природу, и мы видим их в ореоле небесной славы. Кажется, будто художник рассматривает их как бы с высоты «взгляда из беспредельности». Сияющие дали вершин, нежнейшие переливы красок, изысканная игра света и цвета, музыкальная ритмичность горных хребтов и непередаваемая мощь и величие. На первый взгляд, может показаться, что все это лишь богатая фантазия художника и такой красоты в реальности не существует, но это не так, любой, кто побывал в горах, найдет там рериховские краски. Более того, причудливые очертания скал и вершин на полотнах Рериха часто имеют вполне реальные географические локации.

И все же в горах на полотнах Н.К.Рериха есть нечто, делающее их не просто значительными, но уникальными. Эту особенность творчества Мастера очень точно выразил выдающийся мыслитель и государственный деятель Индии Джавахарлал Неру. «Картины Рериха, посвященные Гималаям, – писал он, – пробуждают в нас такие глубокие воспоминания о нашей истории, нашей мысли, нашем культурном и духовном наследии, и не только об Индии прошлого, но и о чем-то неизменном и вечном в Индии, что мы не можем не чувствовать себя глубоко обязанными Николаю Константиновичу Рериху, воплотившему этот дух в своих великолепных полотнах». Многообразие духовных сокровищ Гималаев отмечал и сам художник. «Попробуем мысленно сообразить все те прекрасные легенды, которые могли зародиться только на Гималаях. При этом, прежде всего, будем поражены изумительным разнообразием этих наследий. Правда, это богатство произойдет от многих пламенных наслоений, станет роскошнее от щедрости многих тысячелетий, увенчается подвигами лучших искателей истины», – писал Н.К.Рерих. Духовные сокровища Гималаев – вот что зрители ощущают в картинах Рериха, а они, поистине, неисчерпаемы и связаны с именами величайших подвижников и мудрецов. На картинах Н.К.Рериха можно видеть знаменитого героя древнего эпоса Индии Махабхараты Арджуну, божественного Кришну, играющего на флейте, или духовного подвижника Рамакришну, целителя Чараку, Владыку Будду и его великих последователей Нагарджуну, ПадмаСабхаву, Миларепу, и других. Все они для Николая Константиновича – мудрые Учителя, обогатившие мир новыми духовно-культурными знаниями. Их высокие стремления и символизируют сияющие вершины на картинах Мастера.

Своих героев Николай Рерих окружает невероятной красотой горных пейзажей и сами они являются воплощением красоты духовной. Красота природы и красота души – вот непреходящая духовная ценность Гималаев, запечатленная Великим «Мастером Гор», как называли Н.К.Рериха.

Для Николая Рериха духовно-культурные богатства Гималаев не были только предметом восхищения славным наследием прошлого. Он умел разглядеть в них те непреходящие элементы, которые являются прочным фундаментом для построений Будущего. Главным, среди них была «религаре» – Связь с Высшим, присущая каждому человеку и влекущая его к вечным ценностям жизни. Она-то и является основой всей индийской культуры и делает ее столь притягательной для умов. Николай Рерих не представлял счастье общества в отрыве от этого сокровенного устоя. По его мнению, для лучшего Будущего прекрасная традиция должна разумно сочетаться с новизной. Драгоценные жемчужины прошлого, настоящего и будущего нужно крепко соединить серебряной нитью подлинной религаре, когда это произойдет, тогда наступит процветание и благоденствие всего мира. В Индии такое время называют Сатья-югой – Эпохой Света. Николай Рерих своим творчеством дает понимание этого светлого вектора будущего развития народов.

Литература:

1. Рерих Н.К. Сокровище снегов // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/shambala/1867-n-k-rerikh-sokrovishche-snegov

2. Рерих Н.К. Древние источники (сказки, легенды, притчи) // МРБ, М.: МЦР, 1993. 84с.

3. Рерих Н.К. Восток-Запад //МРБ, М.: МЦР, 1994. 104с.

4. Рерих Н.К. Урусвати. //МРБ, М.: МЦР, 1993. 104с.

5. Рерих Н.К. Шамбала. М.: Международный Центр Рерихов, 1994 г. 258с

6. Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К.Рериха. М.: МЦР, 2013. 448с.

7. Л.В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая. Мастер // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/velikoe-puteshestvie-kniga-pervaya-master 

8. Шапошникова Л.В. По маршруту Мастера // Великое Путешествие. Кн. II. Ч.1. М.: МЦР, 1999. 400с. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/velikoe-puteshestvie-kniga-vtoraya-po-marshrutu-mastera-i

9. Шапошникова Л.В. По маршруту Мастера // Великое Путешествие Кн. II. Ч. 2. М.: МЦР, 2000. 544с. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/velikoe-puteshestvie-kniga-vtoraya-po-marshrutu-mastera-ii

10. Держава Рериха. // МРБ, М.: МЦР, 2004. 72 с.

11. Иванов Вс. Н. Рерих – художник, мыслитель. Рига: Угунс, 1992. 101 с.

12. Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1992. 227 с

13. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. 272 с

14. Рерих Н.К. Листы дневника, Т. 1. М.: МЦР, 1995. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-roerich-1

15. Рерих Н.К. Листы дневника, Т. 3. М.: МЦР, 1996. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-roerich-3

16. Рерих Н.К. Химават. Самара: АГНИ, 1995. 256 с.

17. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига: Виеда, 1992. 336с.

18. Рерих Н.К. Сердце Азии. Санкт-Петербург, 1992. 87 с.

19. Conlan B.D. Nicholas Roerich: A Master of the Mountains. Liberty: Flamma; Allahabad: Leader Press, 1938.

 

Картины Н.К.Рериха: Галерея картин Николая и Святослава Рерихов // Интернет-каталог. Режим доступа: https://gallery.facets.ru/catalog.php

 

Видео: 1. «Зов Космической эволюции», д/ф // Международный Центр Рерихов. YouTube-канал. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fHK6vH1jEeI

2. «Письмена. Николай и Святослав Рерихи», д/ф // Международный Центр Рерихов. YouTube-канал. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mQALghkphKY

3. «Николай Рерих. Алтай-Гималаи», д/ф // Международный Центр Рерихов. YouTube-канал. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qmSnR3aTNOw&t=10s