Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Держава Рерихов|Положение|Пояснительный материал по темам|Правила оформления работ|Жюри|Контакты|

Пояснительный материал по темам




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Е.И. Рерих: «Прославляйте героизм и подвиг»

Н.К.Рерих в своей характеристике слова «подвиг» обращает внимание, что ни в одном европейском языке нет такого понятия: «Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину “подвиг”».

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев обратил внимание на то, что в самом корне этого слова как бы «застряло движение: «“по-двиг”, то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное».

Николай Константинович говорил, что подвиг «означает больше, чем движение вперед». Быть может, «больше» означает движение вперёд и ввысь, к духовным высотам, преодолению себя, шаги от своего личного «я» к общему благу. Такой герой является примером для людей, вдохновляет, будит сознание и устремляет людей к движению вперёд. Елена Ивановна Рерих писала: «Слово подвиг так прекрасно! В нем соединены самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания, не только личного, но и сознания народа и страны. Именно сейчас время призывать к подвигу».

Вспомним героический жизненный подвиг Жанны д’Арк, которая повернула ход столетней войны, нанесла смертельный удар английскому могуществу, освободила Орлеан и большую часть Франции, но погибла, преданная своим же королем. Французский народ помнит ее подвиг. Жанна д’Арк – Орлеанская дева, освободительница Франции, чей героизм оказал огромное влияние на будущее ее страны. Она заложила основы национального самосознания народа. Её имя, которое из исторического воспоминания сделалось нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства нации, сыграло важную роль во время Второй мировой войны. Вдохновлённые подвигом Жанны, французы поднялись на борьбу с фашизмом.

Рассуждая об истоках зарождения героизма ученый-мыслитель Л.В.Шапошникова обращает внимание на то, что героическое начало зародилось ещё в древности. В мифологии древних народов есть понятие культурного героя, которые обучали людей ремёслам, искусствам, нравственным законам. Они обладали божественными и человеческими качествами. Например, из греческой мифологии нам известны Прометей, Геракл, Орфей и т.д. Таким образом герой становится человеком, но продолжает хранить связь с Высшим (божественным) миром через своё происхождение. В религиозном представлении героями становятся основатели духовных и философских учений, пророки, святые: Христос, Будда, Конфуций, Магомет... Эпоха Просвещения выдвигает на первое место учёных, поэтов, мыслителей, путешественников. Выдающийся учёный, рериховед, индолог Л.В. Шапошникова утверждает, что всем формам героизма присуща связь с Высшим, и только так человечество способно развиваться.

Ярким примером героического начала является семья Рерихов, все члены которой были носителями «сердечного подвига во имя Истины и Красоты».

Николай Константинович написал тысячи картин, множество очерков, устремляющих людей идти путём самосовершенствования; проводил научные исследования, был организатором и участником экспедиций. Елена Ивановна Рерих была вдохновляющим началом в этом творчестве. Николай Константинович вместе со своей женой и старшим сыном Юрием – выдающимся востоковедом, прошел тропами Центрально-Азиатской экспедиции, по результатом которой в Индии был создан Институт гималайских исследований «Урусвати». Его директором стал Ю.Н.Рерих, а президентом – Е.И.Рерих. Елена Ивановна, выдающийся философ ХХ века, принесла человечеству Учение Живой Этики, которое академик А.Л.Яншин назвал «мировой этической системой», «моральной основой объединения человечества».

В начале 20 века Н.К.Рерих первым поднял голос в защиту ценностей культуры. В очерке «Оборона Культуры» он писал: «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество». Понадобились годы напряженных усилий всей семьи Рерихов в преодолении трудностей, открытой враждебности, непонимания, чтобы Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха) был принят мировым сообществом. Великий поэт и мыслитель Индии Рабиндранат Тагор писал Николаю Рериху: «Я зорко следил за Вашей великой гуманистической работой во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира с его знаменем для защиты культурных сокровищ будет исключительно действенным символом... и я глубоко чувствую, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».

В военные годы Н.К.Рерих обращается к героическим темам и образам. Им создаются картины: «Ярослав», «Мстислав Удалой», «Партизаны, повторяются «Настасья Микулична», «Святогор», «Единоборство Мстислава с Редедею», «Борис и Глеб», «Александр Невский» и др. Эти картины можно назвать героическим циклом, торжественным гимном подвигу русского народа.

Особое место в творчестве Н.К.Рериха занимает образ Преподобного Сергия Радонежского, «от Бога данный России Воевода», Воспитатель и Заступник Земли Русской. История помнит те грозные события, когда орды монголо-татар напали на Русь. Ужас объял сердца людей, и он передавался от отцов к детям. Страх и боязливость могли стать чертой характера народа русского, что могло привести к его падению. Великий Светоч Земли Русской поднял с колен народ, сформировал его характер, взял на себя ответственность за исход битвы на Куликовом поле, объединил разрозненные княжества, которые потом образовали великое и могучее государство. Главный подвиг Его жизни заключался в поднятии духа народа.

Предчувствуя военную угрозу, нависшую над Родиной, Николай Константинович обращается к образу Святого Сергия и в 1932 году пишет картину «Святой Сергий Радонежский», где славянской вязью выводит: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при Дмитрии Донском, второй раз в Смутное время, третий ...» Н.К.Рерих верил, что хранит землю русскую Щит Преподобного Сергия Радонежского.

В годы Великой Отечественной войны Николай Константинович пишет очерки, полные верой в победу русского воинства: «...оборона Родины – повсюду – и на полях битв, и на полях труда. Живы в памяти герои – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, А. Невский, сам Сергий Радонежский – Великий Наставник народа – все, положившие жизнь свою во благо родины. В грозе и молнии рождаются герои».

Героизм в человеке проявляется особенно в период тяжёлых испытаний, народных бедствий. Никогда не забудет народ подвига жителей блокадного Ленинграда. Замерзающие, погибающие от голода, они продолжали трудиться в осажденном городе, сдавали кровь для раненых бойцов, помогали друг другу. Известный писатель-фронтовик Д.Гранин считал, что главный герой блокадных дней – это добрый прохожий, который поднимет упавшего, это тот, кто спасал, за кого-то беспокоился, кому-то помогал, тот, на ком лежала ответственность, кто из последних сил выполнял свой долг. Один из выдающихся подвигов совершили сотрудники Института растениеводства имени Н.И.Вавилова. Они сохраняли гигантский семенной фонд зерновых культур для будущих поколений, оберегая его от 40-градусных морозов. Сами умирали от истощения, но не прикоснулись ни к одному зернышку риса, ни к одному картофельному клубню. В этом заключался героизм сотрудников института, которые ценой своей жизни сохранили коллекцию для потомков.

Подчеркивая важнейшее значение героизма и его связь с культурой, Н.К.Рерих пишет: «Истинно, спасение народного достояния есть подлинный подвиг. Имена таких подвижников должны быть широко отмечены и сохранены для потомства. Пусть все почитают тех, кто с опасностью потрудился в спасении и охране культурных сокровищ... Пусть, пусть все ценные труженики будут почтены как герои Культуры». Таким героем Культуры был автор этих строк Н.К.Рерих.

Как же рождаются подвиги? В каждодневном труде над собой, утверждая в жизни каждого дня качества героизма духа и сердца. «Разве не велик подвиг – работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить силы свои там, где явится возможность?», – писала Е.И.Рерих.

Этот внутренний труд души внешне незаметен и проявляется вне всякой зависимости от людского признания. Он творится наедине со своей совестью, ибо много мужества и стойкости надо, чтобы так поступать.

Рерих на страницах своих очерков размышляет о характерных чертах героя. Герой тот, кто действует самоотверженно, сознательно, неуклонно, кто проявляет любовь к ближнему, помогает угнетенным, чувствует красоту, осознаёт ценность труда, не боится говорить правду. Эти размышления имеют свой смысл: показывают те ценные качества, которые надо развивать, если мечтаем о подвиге; размышления доносят до людей то, что герой, действуя во имя Общего Блага, приближает лучшее будущее.

Героизм – это явление, необходимое для дальнейшего восхождения человечества, ибо в нем залог всего нового. Когда ребёнок хочет сделать что-то необычное (новое) и кому-то полезное – он уже учится думать о подвиге. В своих трудах Рерихи уделили много внимания тому огромному воспитательному потенциалу, что даёт литература о героях. Елена Ивановна писала: Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим».

«Герои ратные, герои труда, героини-матери, герои Культуры – великое непобедимое воинство героев!» – писал Николай Рерих.

«Творите Героев!» – призывала Е.И.Рерих.

Для геройства наступило время. Мы все должны стать героями и творить героев.


Литература:

1. Рерих Н.К. Россия // Листы дневника: (в 3т.) Т. 1 (1931-1935). М.: МЦР, 1999. Официальный сайт: Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-roerich-1/642-rossiya

Листы дневника: (в 3 т.) Т. 2 (1936-1941). М.: МЦР, 2000. Официальный сайт: Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-rerikh-2

2. Рерих Н.К. Чаша неотпитая.

3. Рерих Н.К. Не замай.

4. Рерих Н.К. Великому русскому народу.

5. Рерих Н.К. Подвиги.

6. Рерих Н.К. В грозе и молнии.

7. Рерих Н.К. Сберегите.

8. Рерих Н.К. Могуча Русь.

Листы дневника: (в 3 т.) Т. 3 (1942-1947). М.: МЦР, 2002 Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-roerich-3

9. Рерих Н.К. Подвиг.

10. Рерих Н.К. Русскому народу.

11. Рерих Н.К. Крылья победы.

12. Рерих Н.К. Огонь на меня.

13. Рерих Н.К. Русскому народу.

14. Рерих Н.К. Русский век.

15. Рерих Н.К. Герои.

16. Рерих Н.К. Русь.

17. Рерих Н.К. 1 мая.

18. Гранин Д., Адамович А. Блокадная книга. М.: АСТ, 2023. 540 с.

19. Н.К.Рерих О Великой Отечественной войне. М.: Международный Центр Рерихов, 1994. 48 с.

20. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. 64с.

21. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М.: Международный Центр Рерихов, 2014. 112 с.

22. Беликов П., Князева В. Рерих. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия,1972. 171с.

23. Галерея картин Николая и Святослава Рерихов // Интернет-каталог. Режим доступа: https://gallery.facets.ru/catalog.php

24. Соколова Б.Ю. Понятие «герой»: проблемы интерпретаций. // Культурологический журнал. Режим доступа: https://culturology-journal.ru/files/ponyatie-geroy-problemy-interpretatsiy.pdf

 

Картины Н.К.Рериха:

Галерея картин Николая и Святослава Рерихов // Интернет-каталог. Режим доступа: https://gallery.facets.ru/catalog.php


Видеоматериалы:

1. «Подвиг во имя науки», д/ф // Хобби и работа. Режим доступа: https://www. youtube.com/watch? v=LwkYlaM3PmE

2. «Невидимый подвиг блокадного Ленинграда», д/ф // Пульс города. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KSFIGDQ7eOk

3. «Николай Рерих», д/ф // Международный Центр Рерихов. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=y8LztOA3ReM

4. «Зов Космической эволюции», д/ф // Международный Центр Рерихов. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fHK6vH1jEeI

5. «Жанна д Арк», х/ф (Канада) // Режим доступа: https://coldseria.com/1367-zhanna-dark-1-sezon.html