Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации

Круглый стол конференции «дети нового сознания» (выдержки)

Л.В. Шапошникова:

Дорогие друзья, уважаемые гости!

В 2000 году конференцию, на которой был поставлен вопрос нового человека, новой расы, нового энергетического вида людей нашей планеты, завершил Круглый стол. Но, к сожалению, присутствующие на конференции (я уже об этом говорила) не осознали важности момента и не поняли, в чем дело. Вспоминая тот Круглый стол, я каждый раз испытываю горькое чувство разочарования – проблему детей нового сознания люди свели к обсуждению вопросов: нужно ли воспитывать талант, что такое талант, что такое одаренность и т.д. Короче говоря, все было сведено к обычным вещам.

Сегодня у меня есть надежда, что направление нашего разговора определится осознанием важности и пониманием проблем, о которых говорилось в прозвучавших докладах. Как получится, мы посмотрим.

Я хочу сказать, что наша конференция в конечном счете удалась, потому что было много интересных и самых разнообразных докладов. Были люди, которые высказали очень интересные и важные мысли и соображения. Полученный в результате конференции материал будет иметь также и большое научное значение.

Однако были доклады, в которых ощущалась путаница, авторы опять не отличали детей обычных от детей высокого сознания. Было высказывание о том, что никакого феномена детей нового сознания нет, что это просто одаренные дети, такие, из которых вырастают великие ученые, деятели искусства и т.д. Такое высказывание, свидетельствующее о непонимании того, что речь идет о новом СОЗНАНИИ (не об одаренности, не об умении – о новом сознании!), и приводит к неверным выводам.

Автор одного из докладов пыталась соотнести качества, присущие эпическим героям, с особенностями, которые свойственны детям с новым сознанием, в чем также проявилось непонимание того, что такое сознание, потому что автор этого доклада остановилась на всякого рода качествах, поступках и поведенческих нормах. К сознанию это прямого отношения не имеет.

Поэтому я надеюсь, что главной из обсуждаемых сегодня на Круглом столе проблем будет следующая: что такое сознание и что такое люди нового, более высокого сознания. Русский язык помогает понять многие слова, смысл которых забыт. В первую очередь, это слово «сознание». Сознание. Если человек знает русский язык, то, говоря сознание, он имеет в виду знание, которое соответствует еще чьему-то знанию, т.е. это не просто знание, это – сознание. Сознание заключает в себе прежде всего сумму знаний. И если это сознание новое, то дети, приходящие в наш мир, несут новое знание для нас. Поэтому раскрытие смысла понятия сознание объясняет выражение люди нового сознания.

Второй момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, – это проблема энергетики. И дети нового сознания, и обычные дети бывают одаренными. Они могут стать музыкантами и художниками, писателями и поэтами – кем угодно. Но писатель или художник может быть с высоким уровнем энергетики, а может и с обычным. Дети, которых мы называем индиго, дети Света – это дети нового сознания, у них новая энергетика, потому что ничего нового без новой энергетики и нового сознания возникнуть не может. И когда утверждают, что в этом мире ничего феноменального не произошло, а есть новая педагогика, то я хотела бы спросить: откуда же взялась новая педагогика, у которой нет никакого фундамента – ни энергетического, ни духовного? У детей нового сознания энергетика более высокого уровня (в своем докладе я говорила о новой энергетике, но не уверена, что на это обратили внимание), она заключает в себе более высокую вибрацию, более высокую напряженность. Эта более высокая энергетика и есть причина всего того, что мы наблюдаем в детях нового сознания. Только она. И если мы, исследуя этих детей, не будем учитывать уровень их энергетики, то не получим ничего, кроме каких-то более или менее интересных выводов.

Еще один момент, который можно отметить как исключительный и который отличает детей нового сознания от остальных. В очень хорошем докладе кандидата химических наук С.Ю. Богословского говорилось о роли сердца. Что такое сердце? Это не просто какой-то отличительный знак, сердце – это место, пространство сознания. Наше сознание находится не в мозгу, как утверждают некоторые педагоги, наше сознание – в сердце. А раз оно находится в сердце, то сердце является вместе с тем еще и инструментом познания. По-другому не получается. И как инструмент познания сердце играет очень важную роль в деятельности организма новых детей. Но следует отметить, что единого признака, отличающего детей нового сознания от обычных, нет, существует комплекс признаков. Назову некоторые из них.

Когда говорят, что дети нового сознания мудры, то это относится к сердцу, к тому открытому сердцу, о котором говорил С. Богословский. Ибо мудрость познания – не в интеллекте. Интеллект работает как компьютер – программу задали, и он работает (хотя это тоже важно). А вот объемное, более высокого измерения сознание и познание – это, конечно, сердце. Этот признак, который мы отмечаем у детей нового сознания, очень важен и необходим. Сердце, конечно, есть и у обычных детей. Есть сердечные дети, но у них эта возможность открытого сердца еще не реализована. Она в потенциале, и от воспитания зависит, будет она развита или нет. А у детей с новым сознанием эта реализация уже произошла. Поэтому роль сердца как инструмента познания, роль сердца как одной из важнейших структур внутреннего мира, откуда это знание и идет, – очевидна.

Еще один момент – мозг, о чем также говорилось. Проблема, которая ставилась на конференции, заключалась в том, чтобы определить, какое из полушарий мозга (правое или левое) доминирует. Правое полушарие – образное, многомерное. Оно дает нам возможность творчества – художественного, литературного, любого. Левое полушарие отвечает за логические операции, математические действия, оно более абстрактное. Высказываются разные мнения: одни говорят, что доминирует абстрактное полушарие, другие – что образное. Но такая постановка вопроса неправильна, потому что приемлема для детей обычных, а у детей нового сознания полушария взаимодействуют в гармонии, дополняют друг друга. Нет того, что мы называем доминантой, а есть гармоничная работа двух полушарий мозга. В чем это проявляется? Дети нового сознания несут в себе синтез, но они несут его не в коробочке, а в гармонии двух полушарий мозга, и такая гармония дает им возможность целостного подхода к миру, что крайне важно. Это отмечается и в их поведении, и в знаниях, и в действиях. Но проблема пока остается. Не думаю, что убедить можно сразу, но мы могли бы подумать об этом, поспорить, так как взаимодействие двух полушарий связано с творчеством человека. А творчество детей с более высоким сознанием, новым сознанием, другим сознанием отличается от творчества детей обычных. По результатам творчества всегда можно определить, где какой ребенок. Делать это необходимо, но не для того, чтобы механически отделить одних от других, а чтобы понимать, с кем мы имеем дело, и четко уяснить, что собой представляет ребенок с новым сознанием и как с ним нужно обращаться.

Известно, что аура человека является магнитным энергетическим полем, и по этой тематике уже идут исследования. Об этом говорили в своем докладе В.П. и Е.И. Ануфриевы. Они показали, что аура детей с новым сознанием отличается от ауры детей обычных. А измерение уровня и качества энергетики человека доступно физическому исследованию.

И еще одно. Я опять обращаюсь к русскому языку. Когда мы говорим о процессе обучения, воспитания, мы употребляем два интересных слова: «образование» и «просвещение» и считаем, что это синонимы. Мы можем сказать: Министерство просвещения, Министерство образования, вкладывая в эти названия одинаковый смысл. На самом деле смысловая нагрузка слов совершенно разная. Когда мы говорим «образование», мы подразумеваем процесс, который заставляет человека мыслить образами. Это очень важный процесс, творческий – образ. Одно время я довольно много интересовалась индийской философией (и древней в частности), которая считает, что в мозгу есть центр, на древнем санскрите называемый «ахамтатва». Это центр, который аккумулирует образы, полученные человеком на основании жизненного опыта, в результате его деятельности. И если у человека в этом центре нет какого-то образа (например, образа ножниц – так получилось, что не знает человек, что такое ножницы), значит, он эти ножницы не увидит. Так вот, образование помогает накапливать в «ахамтатве» образы, нужные для творчества, труда и жизни человека. И чем больше накоплено образов, тем больше во внешнем мире человек замечает нужных вещей, необходимых процессов, явлений и т.д. Образование – это не просто обучение, это широкий, многомерный процесс. И только такое понимание образования может быть использовано применительно к детям высокого, нового сознания. Корень слова «просвещение» – свет, т.е. человека нужно просветить. Мало сказать ему: «Дважды два – четыре», нужно, чтобы он понял, что там, где он живет, есть Свет, который несет очень многое и важное для его жизни, творчества, деятельности.

Нужно сказать, что такой смысл эти слова имеют только в русском языке, русский язык вообще явление особое. Поэтому, когда мы говорим о новом воспитании, мы прежде всего должны вернуть подлинный смысл этим двум понятиям. Только тогда мы поймем, как воспитывать и чему учить. А до этого любые реформы, любые добрые намерения будут бесполезны, так как не дадут необходимых реальных результатов.

Нужно также подчеркнуть роль Учения Живой Этики в исследовании детей с новым сознанием – это методологическая основа исследования, потому что, во-первых, Живая Этика возникла несколько раньше, чем пришли эти дети. Произошло это в 20-е годы XX века, а первые дети нового сознания, согласно Живой Этике, начали появляться с 1944 года. Значит, за 20 лет до их появления Живая Этика уже говорила об этом. Во-вторых, все связанное с детьми нового сознания находится в пространстве нового космического мышления, а Живая Этика – это новая система нового космического мышления. Поэтому те, кто думает, что Живая Этика должна быть отвергнута (к сожалению, если традиционная наука чего-то не понимает, то отвергает), не правы. Повторю – Живая Этика есть основа исследования детей нового сознания. Живая Этика – не только логика, которую я изложила по части нового космического мышления, но это еще непосредственная связь с теми знаниями, которые дети нового сознания приносят в мир. Знания эти – один к одному то, что написано в Живой Этике. Это все сплетено в единый узел, и развязывать его ни в коем случае нельзя. Иначе никаких достижений и успехов по части исследования проблем Живой Этики не будет.

Еще одно, о чем я хотела бы сказать и что тоже является проблемой, связанной с детьми нового сознания. В прозвучавших докладах очень мало и редко говорилось о проблеме культуры. А ведь культура – это основа всего, о чем мы сейчас говорим, потому что она есть энергетическое фундаментальное поле и главный устой культурно-духовной, космической эволюции человечества. Если не будет культуры, мы ничего не сможем сделать. Мы даже не сможем сохранить этих детей, детей с новым сознанием, потому что не поймем это явление. К сожалению, уже не один десяток лет, а сейчас особенно, культуру топчут грязными сапогами. Поэтому проблема культуры, с моей точки зрения, очень тесно связана с проблемой охраны детей нового сознания. Это надо понять, и хотелось бы, чтобы эти проблемы в какой-то мере также были рассмотрены на нашем Круглом столе.

Надо отметить, что организаторы детской части нашей конференции очень хорошо поработали. Мы видели выступления ребят и, в записи, «детский» Круглый стол. Но детьми с новым сознанием можно назвать от силы четырех из приглашенных детей. Это, конечно, Лев Бондарев. Он, безусловно, впереди всех. Смотрите, как он активно себя ведет на «взрослом» Круглом столе. Что касается выступавших молодых египтологов и астрономов, то, конечно, это талантливые ребята, с хорошим культурным запасом, много читавшие. У них хорошо развит интеллект, они могут предположить, почему пирамиду строили 20 лет или что такое черная дыра и т.д. Все это интересно, и хорошо, что у нас есть такие дети, потому что в России сейчас очень мало детей с хорошей интеллектуальной и духовной подготовкой. Просто не знают, как это делать.

Интерес к нынешнему Круглому столу у нас большой. Для общей пользы, а не во имя интереса самого выступающего я призываю всех, кто хочет выступить, говорить о названных мною проблемах, а не рассказывать о том, что в том или ином городе делает рериховское общество. Иначе Круглый стол не принесет тех результатов, на которые мы надеемся, и, значит, не станет завершающим этапом конференции. А завершающий этап очень важен: когда мы в живом обмене мнениями отрицаем или подтверждаем чтото, спорим, соглашаемся или нет, мы таким образом вносим определенный вклад в нашу конференцию.

Спасибо за внимание.


М. Бернарди, руководитель общества «Знамя Мира» и общины «Живая Этика», Италия:

Учитывая то, что сказала Л.В. Шапошникова, я хотела бы сделать конкретные предложения и рассказать о том, как мы работаем и что уже сделали. Во-первых, необходимо подчеркнуть, что не надо считать этих детей исключительными и не надо говорить, что они особенные, из другой эпохи, потому что это неправильно. И, во-вторых, наша ответственность как воспитателей заключается в том, что мы должны принимать детей такими, какие они есть, и работать с ними, воспитывать их. И воспитатель должен в первую очередь начинать с себя.

Часто уровень сознания того, кто воспитывает, не соответствует уровню сознания ребенка. Одним из путей для решения этой проблемы является объединение воспитателей в группы. В группе они сильны, совместным коллективным сознанием они смогут до некоторой степени приблизиться к уровню сознания нового ребенка и работать с ним. Мы уже отмечали, что эти ребята словно бы помнят о жизни в братстве и эта память очень сильна. Поэтому, помещая их в среду братства, мы даем возможность им – для реализации, а себе – лучше понять их.

Чтобы работать с психической энергией ребенка, воспитатель должен иметь знания об этой энергии большие, нежели о том, что такое психика человека. А для этого воспитателю необходимо, прежде всего, заниматься самообразованием, ему необходимо все время самосовершенствоваться. Только если процесс этот будет постоянным, воспитатель сможет работать с другим сознанием.

Необходимо прислушиваться к мнению воспитателей, учителей, родителей – каждого, кто работает с ребенком. Объединив свои усилия, создав групповое сознание, братство, мы сможем работать.


Н.В. Тютюгина, искусствовед, Уфа:

Уважаемые друзья, мне бы хотелось отметить несколько проблем и сказать о том видении, которое сформировалось у меня на основе собственного опыта.

Я считаю, что Людмила Васильевна совершенно правильно сравнила наше время с эпохой царя Ирода, говоря об известном факте избиения младенцев. Да, мы действительно живем в период, когда снова происходит массовое «избиение младенцев», связанное с тем, что приходят дети с особой миссией. Это дети шестой расы, дети нового сознания. Но, как мне представляется, связь с Высшим началом делает их не настолько беззащитными, как может показаться. Более беззащитна почва, на которой должны взрасти эти новые розы. Поэтому почву для них готовить нужно, а идти по пути иродов и иуд мы не должны. Я думаю, что дети эти воплощаются, если обращаться к используемым в Живой Этике терминам, все-таки в семьях, которые потенциально могут их взрастить.

Обращаюсь к словам Живой Этики: «Мы мечтаем о новых расах, но подумаем: зачем нужна эта новая раса и чем каждый может помочь ей осуществиться? Прежде всего, в подвижности. Нужно учить детей этой крылатой подвижности». И я предполагаю, что в XX веке нам дан уникальный опыт того, как взращивались эти крылатые подвижники. Не случайно семья Рерихов предстает как «явление семьи». Не каждый из них в отдельности подвижник, философ или художник, а вся семья. Семья, которая прошла опыт воспитания детей нового сознания, взрастив двух сыновей. Этот опыт совершенно уникален. <…>


Н.Ю. Рекун, преподаватель, Чернигов, Украина:

Я хочу подойти к проблеме детей индиго с совершенно неожиданной стороны. Людмила Васильевна подняла тематику Круглого стола на очень высокий уровень, я могу не дотянуться, но, раз проблема есть, говорить о ней надо.

Сейчас в школах каждого абсолютно неадекватного, избалованного, дурно себя ведущего ребенка (таких почему-то стало довольно много) готовы назвать ребенком индиго. Причем нередко это исходит от учителя, который может заявить: «Не трогайте его, это ребенок индиго». А ребенок ведет себя совершенно отвратительно, порой даже причиняя вред окружающим, и это не пустяки, так как касается детей. Я говорю о четвероклассниках, в этом возрасте дети еще слушаются учителя. Но самое ужасное, что неадекватным детям не могут противостоять родители, у которых не хватает знаний, поэтому они не понимают причин происходящего.

Конференция, состоявшаяся в МЦР по этой теме, дала очень большой материал. Спасибо всем, кто поднимает эту проблему, которая сейчас будет освещаться в разных изданиях, но хочется, чтобы была издана какая-то общая книга, потому что книги «Дети Индиго» американских авторов мало, кроме того она местами не совсем в нужном русле освещает проблему Новых детей. Вчера Наталья Львовна Гиндилис говорила, что там написано, например, о невероятном упрямстве этих детей, которые якобы готовы пробить лбом стену или даже убить человека, что совершенно искажает информацию о детях индиго. Я считаю, что учителям и родителям, которые обратили внимание именно на это мнение американцев и руководствуются им в своем отношении к таким детям, надо дать правильную информацию. Потому очень нужно, чтобы вышла наша книга, которая была бы доступна пониманию и учителей, и обычных мам, и не только в центре, но и в глубинке. Ведь страшно подумать, что получится, если в одном классе настоящий ребенок индиго, но которого таковым не считают, окажется рядом с ребенком совершенно неадекватного поведения, из-за чего этого последнего будут считать ребенком индиго, и ему будет разрешено вести себя как угодно. А первый – нормальный ребенок, он болеет за справедливость, чистый, дети к нему льнут, но он не подходит под мерку американских авторов. Поэтому учительница готова стереть его в порошок, объявляет выскочкой и находит другие обидные слова. В результате для такого ребенка в классе складывается ужасная обстановка. А если его еще и родители не понимают…

Этому нужно противостоять. Я думаю, что в резолюции будет сказано о проблеме нехватки материала, который обязательно нужен, но он должен быть изложен в ясной, доступной форме. Он нужен и для ученых, и для простых людей, чтобы родители могли на должном уровне защитить своего ребенка – и обычного, и с качествами, присущими индиго, и настоящего индиго.

Спасибо.


В.С. Савчук, Иркутск:

Я хочу сказать, что сегодняшняя конференция отлична от предыдущих, и она значима тем, что мы затронули очень важную тему появления Нового человека, человека новой расы. Его появления все ждут, пусть и неосознанно, но ждут. Появление людей шестой расы идет, и дети такие есть. Но меня беспокоит, что этих Новых детей и в школах, и в обществе могут не принять. Они могут просто оказаться в психиатрических лечебницах, что в нашем обществе, к сожалению, возможно. Почему меня это так беспокоит? Потому что у нас сейчас создалась ужасающая дисгармония. Я недавно вернулась с Байкала. Прекрасное чистое озеро, замечательное культурное наследие, – а на берегу живут люди, которые и пьянствуют, и воруют. Почему? Почему здесь, в Москве, великолепные музеи, прекрасные театры, замечательные концерты устраивают, – а мы сегодня говорим о том, что у нас около 4 млн. беспризорных детей? Почему у нас сегодня очень низко качество семьи? Вот и конференция наша завершается, а услышит ли нас общество? Надеюсь, что услышит.

Проблемы всех детей в России нужно решать, и решать безотлагательно, обо всех детях нужно заботиться, и не только о том, чтобы их напоить-накормить, а и об их развитии. Например, недавно мне довелось столкнуться с тем, что в Иркутске нет кружков, которые развивали бы у детей творческое начало. Поэтому надеюсь, что сегодняшняя конференция будет способствовать тому, чтобы общество услышало нас. Надеюсь также, что наша озабоченность проблемами детей может исправить ситуацию в России и Россия повернется лицом к детям.

Спасибо.


М. Куцарова, председатель Болгарского общества Рерихов, София, Болгария:

Я хочу сказать о своем понимании значения этой конференции. На мой взгляд, оно очень велико, т.к. несет в себе именно огромный заряд действенности. Не сомневаюсь, что скоро многие начнут работать в том же направлении и присоединятся к нам. Я думаю, нынешняя конференция по своей значимости сравнима с конференцией 2003 года «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (ее историческое значение за истекшие годы еще более возросло), поскольку она вводит в научный оборот проблему детей нового сознания и, самое главное, дает ключ к правильному ее пониманию. И в этом отношении деятельность МЦР имеет огромное значение.

Спасибо.


П.М. Журавихин, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих:

Здравствуйте, уважаемые друзья. На конференции 2000 года «Новая эпоха – новый человек» прозвучали такие слова: «Дети, которые идут, – это новая культурная элита человечества». Думаю, в дни нынешней конференции мы действительно увидели ее представителей. Эти дети и культура друг от друга неотъемлемы, и это есть космическая эволюция, которая происходит именно в культурном поле. Как сказала Людмила Васильевна, они обладают высокой энергетикой. Мы называем их детьми индиго, детьми нового сознания, детьми Света, а свет – это тоже высокая энергетика, энергетика огня. Не случайно многие, кто общался с такими детьми, ощущают исходящее от них необыкновенное ощущение тепла и огромной любви. Уровень сознания этих детей проявляется в самом раннем возрасте, они философы, они мыслят высокими категориями, они смотрят на процесс и сразу делают обобщения. И поэтому традиционные подходы к этим детям неприемлемы. <…> Эти дети требуют к себе уважения от любого собеседника, независимо от его возраста или статуса.

Мы – предшественники этих детей, они идут за нами, но они выше нас. Поэтому нам, взрослым, надо решить, в чем наша задача, наша цель, чем мы можем им помочь. Думаю, на презентации своей книги Лева Бондарев ответил на это четко и ясно: «Я благодарю тех, кто помог мне, я благодарю Фонд, который мне помог, и прошу оказывать помощь тем фондам, которые помогают таким, как мы». Мне кажется, это фактически призыв к действию, ответ на вопрос: чем мы можем им помочь, как можем уберечь. Да, они открыты миру, но не нужно думать, что у них, так сказать, розовая судьба. Лева – представитель детей высокого сознания. Он идет в наш мир с открытым сердцем. Однако нам приходилось общаться и с теми Новыми детьми, которые по вине взрослых стали интровертами. Когда взрослые своим отношением травмируют их психику, они замыкаются и выражают свои мысли языком знаков и символов, в творчестве. И зачастую взрослые не могут понять того, что хотят сообщить эти дети, или понимают лишь малую часть. Поэтому я хотел бы обратить ваше внимание на наиболее острый вопрос: не о том, что это за дети (наша конференция показала – это явление есть, его невозможно отрицать), а на защиту этих детей, способы их образования и воспитания. Особенно на защиту и помощь им, потому что, как показывает практика, в обычных школах с авторитарной педагогикой они не вписываются в рамки учебного процесса и получают психические травмы от не понимающих их учителей.

Спасибо.