Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации

2006 год – Международная научно-общественная конференция
«Дети нового сознания» (8–11 октября)


С 8 по 11 октября 2006 года в Москве в Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялась очередная Международная научно-общественная конференция «Дети нового сознания». Организатор конференции – Международный Центр Рерихов, при участии Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, Международной Лиги защиты Культуры, Международной ассоциации Фондов Мира, Российской академии образования, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих. Конференция прошла при поддержке Информационного центра ООН в Москве и ЮНИСЕФ.

Среди участников конференции 6 академиков, 15 докторов наук, 14 кандидатов наук, наряду с российскими учеными были представлены ученые из Украины, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Литвы, Эстонии, Израиля, Финляндии, Италии, Австрии, Болгарии, Германии, США, Канады.

С приветствиями на открытии конференции выступили директор Информационного центра ООН в Москве А.С. Горелик, координатор программы «Защита детей» ЮНИСЕФ О.В.Ременец, президент Мирового Артийского комитета и представитель Общественной палаты РФ В.М. Тарбоков, вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Б.Н. Кантемиров, представитель общественного экспертного совета при комитете Государственной Думы РФ по культуре Ю.А. Агешин.

В адрес конференции поступили приветствия от научного руководителя Института мозга РАН академика Н.П. Бехтеревой, Министерства культуры республики Татарстан, австрийского общества Рерихов, членов рериховского общества г. Ванино (Хабаровский край), Комитета общественных связей Правительства Москвы.

Конференция «Дети нового сознания» собрала значительное число педагогов, философов, психологов, медиков, а также представителей государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей.

Большинство докладов были посвящены важным проблемам космической эволюции, результатом творчества которой явилось рождение детей с новым сознанием и новой энергетикой. С 80-х годов прошлого века это явление получило массовый характер. Этот феномен, не обращать внимания на который нельзя, подтверждает многие положения Живой Этики – философии космической реальности, которая содержит методологию нового космического мышления и свидетельствует о неизбежности появления на Земле в данный переходной период человека нового энергетического вида. На смену Homo sapiens – Человеку разумному – идет Homo spiritus – Человек Духовный.

Являя собой новый энергетический вид человечества, эти дети требуют особого отношения не только в сфере образования и воспитания, но и во всех социальных сферах, к чему человечество, к сожалению, пока не готово.

Лейтмотивом конференции стала мысль о том, что приход детей нового сознания требует коренной перестройки мировоззренческих устоев человечества и в первую очередь – устаревшей системы образования и воспитания. Крайне актуальной проблемой является защита этих детей в жестоких условиях современной цивилизации. Особенно остро эта проблема стоит в современной России, где положение детей крайне критическое.

Научная часть конференции завершилась Круглым столом, на котором выступили многие ее участники.

Так же как и в 2000-м году, когда проблема детей нового сознания была поставлена впервые, на сегодняшнюю конференцию были приглашены дети – «виновники торжества». Для них была подготовлена специальная программа, включавшая в себя выставку детского рисунка «Мы – дети Света», в которой ярко проявился космический настрой юных художников.

На конференции был продемонстрирован полнометражный документальный фильм Валерия Шатина «Дети Света», который явился еще одним шагом в осмыслении творчества космической эволюции.


Выдержки из докладов

Л.В. Шапошникова
первый вице-президент Международного Центра Рерихов,
Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха,
академик РАЕН и РАКЦ

Огненное творчество космической эволюции

<…> Они пришли. Не по одиночке, как было 30 лет назад, а целым потоком. И отрицать это явление может только человек невежественный, с низким уровнем сознания. <…> Речь идет о появлении детей с новым сознанием или, как их называют еще, детей Света или индиго, по цвету ауры.

Информация о них поступает к нам сейчас в основном из-за рубежа. Наши СМИ многое повторяют из зарубежных источников. При этом надо отметить, что Россия была первой, которая обозначила эту проблему, так же как она была первой в сложном процессе формирования нового космического мышления. В 2000 году Международный Центр Рерихов провел очередную Международную общественно-научную конференцию «Новая эпоха – новый человек», где не только была рассмотрена проблема детей с новым сознанием, но к участию в этой конференции были приглашены дети – носители такого сознания. <...>

Среди различных источников, освещающих в той или иной степени эту проблему, мы должны обратить, в первую очередь, внимание на Живую Этику, философию космической реальности, к которой непосредственное отношение имели наши великие соотечественники – Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи. Почему именно Живая Этика? Многое из высказываний детей нового сознания соотносится с ее положениями. Сама эта философия содержит новую систему познания нового космического мышления, к которому, вне всякого сомнения, принадлежат эти удивительные дети. <…>

В Живой Этике мы находим сведения о том, что наше время есть переходное к Новой эпохе, к Новому человеку, к новому сознанию и мышлению, к новой эволюции (от интеллекта к духовности), к новому эволюционному витку и «новому небу и новой земле». Это время авторы Живой Этики назвали «грозным и прекрасным». Согласно учению Живой Этики о космической эволюции, на Земле до нашего вида человечества – Homo sapiens, или человека разумного, – существовало четыре вида человечества, сменявших друг друга. Наш вид – пятый. Живая Этика называет эти виды расами, не вкладывая в это понятие этнический смысл. Сейчас на смену нам идет шестой вид, или шестая раса. <…>

Массовое явление детей нового сознания началось, по всем данным, в 1980­-е годы, и мы оказались счастливыми свидетелями переломного момента космической эволюции человечества. На Землю пришли из беспредельного космического простран­ства мудрецы, великие ученые, выдающиеся философы, новые музыканты и новые художники, духовные учителя, подвижники, святые – словом, все те, которые в течение многих веков и тысячелетий готовили изменения, происходящие сейчас в пространстве космической эволюции. Пришли те, которые, войдя в инволюцию, поведут человечество и планету к вершинам этой эволюции. Дети нового сознания подтверждают космические законы, о которых мы узнаем из Живой Этики. В их числе закон противоположения эволюции и инволюции, закон реинкарнации в течение эволюции, закон причинно-следственных связей и многие другие, которые до сих пор отрицаются традиционной наукой, но принимались в течение многих веков метанаукой, пользовавшейся в познании духовным внутренним пространством человека. <…>

Одной из важнейших особенностей детей индиго, детей Света являются те знания, с которыми они пришли на Землю. То, о чем они говорят, и то, что они сообщают, полностью укладывается в систему нового космического мышления, которое формируется на нашей планете. Причем становится ясным, что эти знания почерпнуты не из области эмпирической науки, а являются результатом метанауки, иначе говоря – знаниями духовно-космического пространства. На это обстоятельство стоит обратить пристальное внимание. Каждое знание, несомое детьми нового сознания, имеет смысл и, возможно, пока неведомую нам цель. Проблема реинкарнации занимает в уникальной сумме их знаний важное место. Многие из них помнят не только свою предыдущую жизнь, но и многие прошлые жизни. Эти знания прошлого не надуманные или нафантазированные, а вполне реальные. Дети сообщают их в очень раннем возрасте с реалиями и подробностями, которые ни с какой стороны не могли быть им известны на земном плане. <…>

Согласно Живой Этике, наступающая Новая эпоха будет эпохой Сердца. Последнее же является хранилищем мудрости, которая столь необходима для сердечного познания окружающего мира. Среди книг Живой Этики есть книга, специально посвященная духовно-энергетическим моментам сердца, которая так и называется – «Сердце». Мудрость, проявляющаяся в человеке независимо от возраста, свидетельствует о том, что он научился использовать сердце как пространство сознания и инструмент познания. Дети нового сознания, которым предстоит создать на Земле Новую эпоху – эпоху Сердца, естественно должны обладать мудростью и учить этому других. <…>

У большинства таких детей присутствует склонность к миротворчеству. Они обладают развитым чувством собственного достоинства, и всякого рода элементы рабства, подхалимства и страха им не свойственны. У них очень развита внутренняя свобода, которая проявляется очень ярко во внешнем поведении. Стояние в очереди или в строю для них исключается. У них возникают проблемы с властью и различными устоявшимися системами, смысла которых они не видят.

Перечисленные качества свидетельствуют о высоком духовном развитии, независимом и творческом мышлении таких детей, однако сути этого феномена с точки зрения философской не объясняют. В литературе о детях нового сознания иногда встречаются попытки подобных объяснений, но они в большинстве своем скорее запутывают проблему, нежели ее проясняют. <…>

<…> взгляды этих детей созвучны тому, что мы читаем в Живой Этике о Новом человеке, о Новой эпохе нашей планеты. Живой пример детей Света как бы проиллюстрировал энергетику и идеи Живой Этики и превратил их на наших глазах в действие нашей космической эволюции. Живая Этика – философское учение не только для нашего вида человечества, но и для уже пришедшего нового. Явление детей Света, детей нового сознания, детей индиго, представителей шестой расы – живое доказательство актуальности, действенности и необходимости философии реального космоса. Оно снимает с Живой Этики печать «верю – не верю» и открывает Учению широкую дорогу не только в мир науки, обновляя ее, но и ко многим, кто соприкоснулся с детьми Света, но еще не понял или не захотел понять, кто они такие и в чем заключается их эволюционная миссия.

Массовое явление детей нового сознания волей или неволей будет содействовать перестройке нашего мира и изменению нынешней цивилизации, и в первую очередь это должно отразиться на системе воспитания и образования, которые сейчас, как это ни прискорбно, переживают острые кризисные моменты. Именно дети Света сдвинут застоявшуюся систему с места и заставят нас мыслить и действовать по-другому. <…>

Непонимание окружающих приводит к тому, что то, о чем дети сообщают, не вызывает никакого доверия, и чаще всего у самих ученых. Поэтому значительная часть информации, которой обладают эти дети, остается нереализованной. Homo sapiens оказался в переломный период космической эволюции явно не на высоте. Не проявив достаточного гостеприимства по отношению к детям нового сознания, человек разумный вместо сотрудничества часто идет на конфликт с ними. В результате все актуальней становится защита детей Света от всяких нападок и невежественного непонимания. <…>

В этой ситуации приходит на память библейская легенда о царе Ироде, который, узнав о рождении Иисуса, велел убивать младенцев в надежде на то, что маленький Иисус будет также убит. Этого, к счастью, не случилось, его сумели защитить. А защищаем ли мы детей, гибнущих от действий расчеловеченных родителей и прочих извергов? Ведь среди обычных детей могут оказаться и, безусловно, оказываются дети нового сознания, на которых в России еще никто не обратил внимания. <…>


Е.Н. Чернозёмова
доктор филологических наук,
Москва

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

<…> Проведение конференции стало необходимостью и потому, что появились не всегда качественные, подчас с дурной метафизикой и эзотерикой публикации о проблемах детства. Организуются клубы и семинары, предлагающие порой странные подходы для решения проблем, связанных с новыми детьми. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о подготовке специалистов, способных работать с новыми детьми по-новому. <…>

<…> в книгах Джен Тоубер и Ли Кэрролла к категории «индиго» относят детей самых разных групп: гиперактивных, аутичных, склонных к шизофрении, педагогически запущенных – словом, всех, с кем трудно, детей особых потребностей. К ним добавляются дети с необычными свойствами, носители нового сознания. Авторы книг считают, что помощь сегодня нужна всем детям, и эта позиция абсолютно правильна и поддерживается нами. Но внутри этого общего вопроса существует другой, более острый вопрос о том, что на фоне в целом изменившейся массы детей появились особенные дети, проявляющие действительно новые качества:

– Они рассказывают о прошлых жизнях, называют названия местностей, в которых жили, например, в Африке или Египте; рассказывают об орудиях труда, особенностях растений, которые их окружали. Это проверяемые сведения, которые подтверждаются.

– Они обладают знаниями, которых им никто не давал, проявляя высоко структурированное сознание и способность к решению сложных проблем, при этом проявляя врожденное высокое чувство нравственности. При решении предлагаемых проблем они по существу проявляют метанаучный способ познания, синтезирующий опытное и интуитивное начала. К необходимости именно такого синтеза сегодня подходят современные ученые. Именно такие ученые трудятся сегодня в Объединенном Научном Центре изучения проблем космического мышления. Новые дети приходят со сложившейся точкой зрения на то, как следует познавать мир, и демонстрируют необычайные возможности такого метода познания.<…>

– Они рассказывают о прошлых жизнях, называют названия местностей, в которых жили, например, в Африке или Египте; рассказывают об орудиях труда, особенностях растений, которые их окружали. Это проверяемые сведения, которые подтверждаются.

– Они обладают знаниями, которых им никто не давал, проявляя высоко структурированное сознание и способность к решению сложных проблем, при этом проявляя врожденное высокое чувство нравственности. При решении предлагаемых проблем они по существу проявляют метанаучный способ познания, синтезирующий опытное и интуитивное начала. К необходимости именно такого синтеза сегодня подходят современные ученые. Именно такие ученые трудятся сегодня в Объединенном Научном Центре изучения проблем космического мышления. Новые дети приходят со сложившейся точкой зрения на то, как следует познавать мир, и демонстрируют необычайные возможности такого метода познания. <…>

Положение новых детей в мире сегодня чрезвычайно сложно. В силу своей тонкости и особенностей психической организации они могут вступать в конфликт со школьным коллективом, проявляя непримиримость в отстаивании своей позиции, поскольку обладают обостренным чувством справедливости, но могут и уходить от конфликта, отказываясь посещать школу. <…>

Одаренные дети легко усваивают и оперируют теми знаниями, которые им дают, и на их основе легко идут дальше; новые дети легко оперируют теми знаниями, которые им никто не давал, добывая их непонятным для нас способом. <…>

1. При всей открытости, мягкости и сердечности детей нового сознания невозможно заставить их делать то, что они не считают нужным или считают неприемлемым для себя. При возражении они всегда учитывают вашу точку зрения. Когда у них возникает потребность поступить по-своему, вы видите в их глазах сочувствие, они сожалеют о том, что вам придется из-за них пережить неприятные минуты. Такой уровень соучастия и сострадания поражает.

2. Как правило, они проявляют свою творческую одаренность, охотно занимаясь живописью, рисованием, музыкой. При этом они не воспринимают себя как будущих художников и музыкантов, просто им легче вступать в контакт через сгармонизированный мир искусства, законы которого для них более приемлемы, чем негласно утвердившиеся законы социума, вроде принципа жестокосердия, приводящего якобы к успеху в мире жесткой конкуренции. Чаще всего такие дети разносторонни и проявляют себя одновременно в нескольких областях творчества. Причем оттенки их дарований взаимно дополняют друг друга. В силу синтетичности их дара не представляется возможным и целесообразным исследовать их одаренность, дробя ее на различные виды.

3. Особое чувство справедливости не позволяет этим детям вести себя высокомерно по отношению к окружающим. Последнее замечание особенно важно в связи с мифологемами, которые складываются вокруг детей нового сознания. <…>

В противовес предложенным западным подходам в вычленении качеств новых детей мы сформулировали те критерии, которые нам кажутся важными при выявлении носителей нового сознания:

1. Наличие альтруизма и самоотверженности как качеств развитого сердца и развитой природной нравственности в сочетании с развитым интеллектом, хорошо структурированным сознанием.

2. Поиск способа передачи своих знаний. Отказ общаться с теми, кто, по их мнению, не способен понять то, о чем они говорят. В ряде случаев нежелание говорить до трех лет, хотя к этому возрасту уже могут знать все буквы.

3. Стойкость, твердость характера. Способность в самых безысходных ситуациях найти силы для восстановления. Целеустремленность.

4. Целостность восприятия мира.

5. Светимость (рядом с ними чувствуешь себя легко).

6. Ощущение связи с Высшим.

7. Нацеленность на сотрудничество (иногда проявление самодостаточности).

8. Несогласие с негативным финалом, стремление исправить ситуацию, досказать сказку, дописать песню.

9. Одержимость свободой.

10. Искренность (проявленность «внутреннего ребенка»).

11. Обладание энергией, с которой порой не могут справиться.

12. Любовь к подвижности, предпочтение походов сидячим играм.

13. Обладание сверхчувствительностью, близкой к экстрасенсорике.

14. Стремление к созданию своего жизненного пространства. <…>


С.Ю. Богословский
кандидат химических наук, доцент кафедры общей
и неорганической химии Технологического университета,
Москва

ФЕНОМЕН ДЕТЕЙ НОВОГО СОЗНАНИЯ.
Новизна. Сознание. Детство

<…> Говоря о новых детях, мы должны различать два аспекта новизны. Каждый ребенок нов. Каждый рожден для будущего. С этой точки зрения деление детей на «новых» и «старых» представляется не особенно удачным. В то же время «основной тон» нового поколения, заданный эволюционной волной, «звучит» с разной силой и полнотой в различных сознаниях. В этом смысле «дети нового сознания» уже сегодня являют то, что станет общим достижением лишь через некоторый период времени, поэтому как вестники эволюции могут быть названы первыми и новыми. <…>

Под одаренностью обычно понимают способность к выдающимся достижениям в какой-либо деятельности. Рабочая концепция одаренности, сформулированная в рамках федеральной целевой программы, определяет одаренность как «интегральное проявление различных способностей» и отмечает, что зачастую «отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта». В концепции выделяются виды одаренности, проявляющиеся в деятельности практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной и духовноценностной, которая означает «одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, в служении людям». <…>.

Нам представляется необходимым дополнить представленный перечень одаренностью, которая в некотором роде является синтетической и обусловливает расцвет остальных. Это – сердечность, т.е. одаренность живым, утонченным, деятельным сердцем, рождающая самоотверженность, преданность, постоянство, устремленность, простоту, бесстрашие, зоркость… Сердечный человек использует все дары одаренности своего сознания во благо, он всегда поможет, и вокруг него будет светло. Именно сердечность интегрирует и обращает различные способности в дар служения людям! Одновременно она является самой скромной и ненавязчивой одаренностью. Сердечноодаренных людей охотно используют, но редко признают их удивительный дар самым ярким и необходимым талантом. А ведь такие люди являются цементом мира! Как нужны программы воспитания, ориентированные на развитие сердечности! Ведь как знать, не является ли именно сердечность главным признаком нового сознания? <…>

Ведь сам принцип сердца не позволяет людям нового сознания оставаться в стороне от несправедливости, проходить мимо безобразия, искажения Истины. Подобное очищение насущно необходимо, но наивно полагать, что оно будет радостно принято всеми. Жизнь вестников Космической эволюции изобилует примерами изощренной травли, замалчивания, лишений. Испытания, через которые они проходили, было бы трудно выдержать и обычному человеку, а ведь это были тонкие и восприимчивые люди! Исторический опыт свидетельствует: детям нового сознания придется нелегко, они будут нуждаться в нашей защите! Поддержка понадобится им и когда они станут взрослыми. Активное сотрудничество нужно и им, и нам. Человечество, как планетарное явление, едино, и появление все большего числа детей с активным и более сформированным душевным принципом предвещает период всеобщего активного развития душевности. Хотя, как и во всем, что касается сознания, принятие этой прекрасной возможности зависит от личного выбора, ибо развитие сознания не терпит насилия. И все же наступающее время несет радостные возможности для каждого. Примем ли мы их, во многом зависит от сотрудничества нашего сознания с новыми идеями: ведь такое сотрудничество делает активным Принцип Красоты, оживляющий сердце!


А.Е. Акимов
доктор физико-математических наук,
академик РАЕН

ДЕТИ СВЕТА, УЧИТЕЛЯ СВЕТА

<…> Дети Света рано взрослеют, если только понятие «взрослеют» к ним применимо. Более того, в отличие от одаренных детей, которые могут оперировать сложными категориями (однако только теми, каким их научили), дети Света пользуются категориями и высказывают суждения, которые, казалось бы, им неоткуда было узнать. И этот факт является принципиально важным, доказывающим, что дети Света – это не просто одаренные дети, но это новое явление в человеческой среде. Не случайно Е.И. Рерих писала: «Наука может получить ценные данные от детей». <...>

Однако, как это бывает довольно часто, общество и на Западе, и на Востоке оказалось не готово к появлению детей Света. Им изначально присущ более высокий по сравнению с обычными детьми уровень интеллекта, однако в детских садах и школах они должны находиться в группах детей своего возраста. Чужда им и среда взрослых, у большинства которых духовность и нравственность просто отсутствуют. Эти противоречия часто являются причиной депрессий у детей Света, а иногда и склонности к суициду.

Очевидно, что такое положение ненормально ни в педагогическом, ни в общественно­социальном смыслах. Одна из первых линий контакта, несомненно, лежит в русле педагогики.<...>

Понимая, что основополагающими факторами жизнеспособности детей Света являются Духовность, Нравственность, Любовь, дети из школ Гуманной педагогики были бы наилучшей детской средой для детей Света, т.к. именно эти категории являются базовыми для учащихся таких школ. <...>

Как предупреждала Е.И. Рерих, «теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель». Сам факт существования детей Света, по словам Е.И. Рерих, свидетельствует, что «загорается заря Новой Эпохи признания Духа». Дети Света, вероятно, и являются первыми лучами этой зари Новой Эпохи. <...>

Складывается новая ситуация, когда образование и воспитание не могут оставаться такими, какими они были до сих пор. Знания, которыми обладают дети Света, значительно опережают содержание современных школьных учебников, в которых даже современный уровень науки и техники представлен очень слабо. <...>

Есть еще одна проблема, связанная с детьми Света. Возможно, моя точка зрения на нее многим покажется радикальной и потому неприемлемой, но проблема действительно существует. Раз дети Света рождаются с уже готовым базисом истинных знаний (возможность этого можно показать на простых физических моделях) и в будущем таких детей станет подавляющее большинство, а затем будут рождаться только такие дети, то возникает вопрос: «А есть ли будущее у педагогики?» У этой точки зрения есть веские возражения. Но не спешите делать выводы, мы заглядываем в слишком неизведанное и слишком далекое будущее.

Важно осознать не просто необходимость обретения духовности, но и глубокое понимание того, что именно она должна стать доминантой внутреннего мира уже в детстве, сделаться главным ориентиром в отношении к жизни. Ведь в будущем невозможно представить никакой иной цивилизации, кроме духовной, но создавать ее нужно в настоящем. Сегодня, когда в большинстве школ, где о духовности не только не вспоминают, но отсутствует само понимание духовности, по всей России создаются школы Гуманной педагогики, работают тысячи учителей, весь образ жизни которых, их духовный мир есть Мир Живой Этики. <…>


Н.Л. Гиндилис
кандидат психологических наук,
Москва

Ценности современных старшеклассников и понятие «дети индиго»

<…> В связи с проблемой детей индиго мне хотелось бы обозначить несколько вопросов. Во­первых, нет четкой дефиниции этого понятия. В первой посвященной этой теме книге «Дети Индиго» Ли Кэрролла и Джен Тоубер перечисление характеристик таких детей дается «через запятую» и носит эклектический характер. Большинство исследователей этой проблемы не выделяют стержневые моменты, отличающие детей индиго от остальных, но называют самые разные качества, ряд из которых, по моему мнению, являются чертами, присущими современному поколению детей в целом. <...>

Во­вторых, надо четко разделить особенности, свойственные просто одаренным и творческим индивидуальностям и детям индиго. И тех и других, например, отличают такие качества, как пренебрежение правилами и образцами, потребность в возможности сделать выбор, настаивание на своем. Но ведь не все творческие дети – дети индиго.

В­-третьих, нельзя смешивать трудных детей и детей индиго. Очень часто в описаниях последних на передний план выступают трудности, связанные с их поведением, которое в некоторых случаях вообще проявляется как девиантное. <...>

Мне представляется важным акцентировать именно те особенности новых детей, которые выделяют их среди современных: творческих, трудных и просто таких, которые ощущают себя иными, непохожими на остальных. Дети, чувствующие себя «белыми воронами», были всегда, но при этом далеко не всегда это были дети нового сознания. Для последних же, по моему мнению, определяющими качествами являются высокая духовность и связь с тонким, Божественным миром. <...>

Новые дети различаются между собой так же, как и все остальные дети: каждый из них обладает своей индивидуальностью. Я не призываю делать из них ангелочков, наделенных только положительными чертами. Вхождение в наш человеческий мир может привести к отчуждению, замкнутости, протесту и другим особенностям в их поведении. Мне импонирует точка зрения тех психологов и педагогов, которые считают, что своим трудным поведением эти дети как бы ставят перед взрослыми зеркало, помогая им увидеть и осознать собственные проблемы, которые и провоцируют такое поведение детей. И все же, когда речь идет о детях нового сознания, главными должны выступать характеристики именно этого сознания, а не особенности их поведения.


Франческа Барбагли
доктор психологии научно­-исследовательского центра
нового воспитания,
Милан, Италия

Дети нового поколения: семя нового сознания

Дети, носители нового сознания, приходят в мир с необыкновенным багажом, насыщенным тысячами возможностей: многие из них, словно философы, с пеленок задумываются над смыслом жизни или о том, как спасти планету. Иногда они – ученые, изобретатели или артисты с врожденным талантом. Однако наше общество, все еще опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей, которые могут привести к кризису широко используемых методов воспитания. Эти особенные дети имеют энергетику и жизненную силу более высокого уровня по сравнению с теми, которыми обладают другие дети. Кроме того, они испытывают больше сложностей в создании отношений с окружающим миром. <...>

Совсем не обязательно все дети такого типа успешны в школе. Напротив, школа может представлять для них экстремально тяжелое испытание. Жесткие воспитательные рамки слишком «узки» для психики таких детей. <...>

В этих детях, возможно, с самого раннего детства очень активны уровни абстрактного, или интуитивного, ума, восприимчивого к более высоким идеалам, всегда сопутствующим человеку в разных культурах; им присущи ценности Прекрасного, Истины, Добра; концепция эволюции, понимаемая как восхождение от темноты к свету; модели прямых связей, групповой деятельности, братства, единодушия; служение как деятельность направлено у них на демонстрацию этих магнитов в повседневной жизни с целью принести максимальное добро наибольшему количеству людей.

Очевидно, что применяемое в столь широкой перспективе воспитание таких детей не может свестись только к совокупности мер и наставлений, направленных на содействие внедрению в социальный мир. Это, безусловно, одна из целей, но не единственная и не самая главная. Фундаментальной же целью является развитие сознания и более глубокое проявление способностей и качеств, носителями которых являются эти дети. <…>


Круглый стол

Л.В. Шапошникова:

<…> Русский язык помогает понять многие слова, смысл которых забыт. В первую очередь, это слово «сознание». Сознание. Если человек знает русский язык, то, говоря сознание, он имеет в виду знание, которое соответствует еще чьему­то знанию, т.е. это не просто знание, это – сознание. Сознание заключает в себе, прежде всего сумму знаний. И если это сознание новое, то дети, приходящие в наш мир, несут новое знание для нас. Поэтому раскрытие смысла понятия сознание объясняет выражение люди нового сознания.

Второй момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, – это проблема энергетики. И дети нового сознания, и обычные дети бывают одаренными. Они могут стать музыкантами и художниками, писателями и поэтами – кем угодно. Но писатель или художник может быть с высоким уровнем энергетики, а может и с обычным. Дети, которых мы называем индиго, дети Света – это дети нового сознания, у них новая энергетика, потому что ничего нового без новой энергетики и нового сознания возникнуть не может. И когда утверждают, что в этом мире ничего феноменального не произошло, а есть новая педагогика, то я хотела бы спросить: откуда же взялась новая педагогика, у которой нет никакого фундамента – ни энергетического, ни духовного? У детей нового сознания энергетика более высокого уровня (в своем докладе я говорила о новой энергетике, но не уверена, что на это обратили внимание), она заключает в себе более высокую вибрацию, более высокую напряженность. Эта более высокая энергетика и есть причина всего того, что мы наблюдаем в детях нового сознания. Только она. И если мы, исследуя этих детей, не будем учитывать уровень их энергетики, то не получим ничего, кроме каких­то более или менее интересных выводов. <...>

Но следует отметить, что единого признака, отличающего детей нового сознания от обычных, нет, существует комплекс признаков. Назову некоторые из них.

Когда говорят, что дети нового сознания мудры, то это относится к сердцу <...> Ибо мудрость познания – не в интеллекте. Интеллект работает, как компьютер – программу задали, и он работает (хотя это тоже важно). А вот объемное, более высокого измерения сознание и познание – это, конечно, сердце. Этот признак, который мы отмечаем у детей нового сознания, очень важен и необходим. Сердце, конечно, есть и у обычных детей. Есть сердечные дети, но у них эта возможность открытого сердца еще не реализована. Она в потенциале, и от воспитания зависит, будет она развита или нет. А у детей с новым сознанием эта реализация уже произошла. Поэтому роль сердца как инструмента познания, роль сердца как одной из важнейших структур внутреннего мира, откуда это знание и идет, – очевидна. <...>

Дети нового сознания несут в себе синтез, но они несут его не в коробочке, а в гармонии двух полушарий мозга, и такая гармония дает им возможность целостного подхода к миру, что крайне важно. Это отмечается и в их поведении, и в знаниях, и в действиях. Но проблема пока остается. Не думаю, что убедить можно сразу, но мы могли бы подумать об этом, поспорить, так как взаимодействие двух полушарий связано с творчеством человека. А творчество детей с более высоким сознанием, новым сознанием, другим сознанием отличается от творчества детей обычных. По результатам творчества всегда можно определить, где какой ребенок. Делать это необходимо, но не для того, чтобы механически отделить одних от других, а чтобы понимать, с кем мы имеем дело, и четко уяснить, что собой представляет ребенок с новым сознанием и как с ним нужно обращаться. <...>

И еще одно. Я опять обращаюсь к русскому языку. Когда мы говорим о процессе обучения, воспитания, мы употребляем два интересных слова: «образование» и «просвещение», и считаем, что это синонимы. Мы можем сказать: Министерство просвещения, Министерство образования, вкладывая в эти названия одинаковый смысл. На самом деле смысловая нагрузка слов совершенно разная. Когда мы говорим «образование», мы подразумеваем процесс, который заставляет человека мыслить образами. Это очень важный процесс, творческий – образ. <...>

Образование – это не просто обучение, это широкий, многомерный процесс. И только такое понимание образования может быть использовано применительно к детям высокого, нового сознания. Корень слова «просвещение» – свет, т.е. человека нужно просветить. Мало сказать ему: «Дважды два – четыре», нужно, чтобы он понял, что там, где он живет, есть Свет, который несет очень многое и важное для его жизни, творчества, деятельности. <...>

Нужно также подчеркнуть роль Учения Живой Этики в исследовании детей с новым сознанием – это методологическая основа исследования, потому что, во-первых, Живая Этика возникла несколько раньше, чем пришли эти дети. Произошло это в 20-е годы XX века, а первые дети нового сознания, согласно Живой Этике, начали появляться с 1944 года. Значит, за 20 лет до их появления Живая Этика уже говорила об этом. Во­вторых, все связанное с детьми нового сознания находится в пространстве нового космического мышления, а Живая Этика – это новая система нового космического мышления. Поэтому те, кто думает, что Живая Этика должна быть отвергнута (к сожалению, если традиционная наука чего-то не понимает, то отвергает), не правы. Повторю – Живая Этика есть основа исследования детей нового сознания. <...>

Еще одно, о чем я хотела бы сказать и что тоже является проблемой, связанной с детьми нового сознания. В прозвучавших докладах очень мало и редко говорилось о проблеме культуры. А ведь культура – это основа всего, о чем мы сейчас говорим, потому что она есть энергетическое фундаментальное поле и главный устой культурно­духовной, космической эволюции человечества. Если не будет культуры, мы ничего не сможем сделать. Мы даже не сможем сохранить этих детей, детей с новым сознанием, потому что не поймем это явление. К сожалению, уже не один десяток лет, а сейчас особенно, культуру топчут грязными сапогами. Поэтому проблема культуры, с моей точки зрения, очень тесно связана с проблемой охраны детей нового сознания.

Н.В. Тютюгина
искусствовед, Уфа:

Да, мы действительно живем в период, когда снова происходит массовое «избиение младенцев», связанное с тем, что приходят дети с особой миссией. Это дети шестой расы, дети нового сознания. Но как мне представляется, связь с Высшим началом делает их не настолько беззащитными, как может показаться. Более беззащитна почва, на которой должны взрасти эти новые розы.

Н.Ю. Рекун
преподаватель, Чернигов, Украина:

Хочется, чтобы была издана какая-то общая книга, потому что книги «Дети Индиго» американских авторов мало, кроме того она местами не совсем в нужном русле освещает проблему новых детей. <...> там написано, например, о невероятном упрямстве этих детей, которые якобы готовы пробить лбом стену или даже убить человека, что совершенно искажает информацию о детях индиго. Я считаю, что учителям и родителям, которые обратили внимание именно на это мнение американцев и руководствуются им в своем отношении к таким детям, надо дать правильную информацию.


П.М. Журавихин
Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих:

На конференции 2000 года «Новая эпоха – новый человек» прозвучали такие слова: «Дети, которые идут, – это новая культурная элита человечества». Думаю, в дни нынешней конференции мы действительно увидели ее представителей. Эти дети и культура друг от друга неотъемлемы и это есть космическая эволюция, которая происходит именно в культурном поле. <...>

Мы называем их «детьми индиго», «детьми нового сознания», «детьми Света», а свет – это тоже высокая энергетика, энергетика огня. Не случайно многие, кто общался с такими детьми, ощущают исходящее от них необыкновенное ощущение тепла и огромной любви. Уровень сознания этих детей проявляется в самом раннем возрасте, они философы, они мыслят высокими категориями, они смотрят на процесс и сразу делают обобщения. И поэтому традиционные подходы к этим детям неприемлемы. <...>

Мы – предшественники этих детей, они идут за нами, но они выше нас. Поэтому нам, взрослым, надо решить, в чем наша задача, наша цель, чем мы можем им помочь. <...>

Да, они открыты миру, но не нужно думать, что у них, так сказать, розовая судьба. <...> нам приходилось общаться и с теми новыми детьми, которые по вине взрослых стали интровертами. Когда взрослые своим отношением травмируют их психику, они замыкаются и выражают свои мысли языком знаков и символов, в творчестве. И зачастую взрослые не могут понять того, что хотят сообщить эти дети, или понимают лишь малую часть. Поэтому я хотел бы обратить ваше внимание на наиболее острый вопрос: не о том, что это за дети (наша конференция показала – это явление есть, его невозможно отрицать), а на защиту этих детей, способы их образования и воспитания.

Круглый стол подробнее

СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации