Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
27.04.2024

Выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Прокопьевске (Кемеровская область)


202404272_top.jpg

Н.К.Рерих. Углич. Воскресенский монастырь. 1904 г.


10 апреля 2024 года в филиале Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф.Горбачева в г. Прокопьевске состоялось торжественное открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», который предоставлен Международным Центров Рерихов (МЦР) при поддержке Санкт-Петербургского отделения МЦР. Координатор выставочного проекта по городам Сибири – А.Д.Лобачевский, председатель Кемеровского городского Рериховского общества «Майтри».

Открытие выставки в Прокопьевске стало возможным благодаря сотрудничеству местных рериховских обществ с филиалом Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф.Горбачева в Прокопьевске.

В открытии выставки приняли участие преподаватели и студенты университета, представители общественных организаций «Союз женщин г. Прокопьевска» и «Совет ветеранов».

Анастасия Александровна Ромкина, начальник отдела внеурочной работы университета, сообщила, что выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» посвящен двум знаменательным датам – 150-летию со дня рождения всемирно известного художника, мыслителя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха и 120-летию его путешествия по древнерусским городам. Анастасия Александровна рассказала о мероприятиях в России и за рубежом, приуроченных к юбилейной дате художника. Она напомнила, что открытие выставки проводится накануне еще одного знаменательного праздника – Международного Дня Культуры, который отмечается 15 апреля. Именно 15 апреля 1935 года был подписан первый в истории Международный договор по сохранению культурных ценностей. Инициатором этого договора выступил Николай Константинович Рерих.

Надежда Александровна Регузова, председатель Прокопьевского отделения Международной Лиги защиты Культуры, познакомила участников мероприятия с деятельностью Н.К.Рериха по учреждению международного правового документа в защиту культурного достояния человечества. Николай Рерих обосновал понятие «Культура» как основополагающее явление во всех сферах нашей жизни и утверждал, что Культура – понятие духовное, связанное с душой и сердцем человека. А потому именно Культура, ее уровень определяет все стороны жизни и деятельности человека.

Николай Константинович Рерих много путешествовал по России с целью исследования древних памятников архитектуры и искусства. Таким большим путешествием стало посещение более 40 древнерусских городов в 1903–1904 годах. Сам художник во время поездки проникся красотой наследия предков и раскрыл глаза современников на храмовую архитектуру, иконопись, русский костюм и орнамент. Однако, повидав много настоящей старины, Николай Константинович убедился, как «мало любви вокруг нее». «Так редко можно увидать человека, – писал он, – который искал бы жизненное лицо памятника, приходил бы по душе побеседовать со стариною».

При этом пришлось столкнуться с разрушением многих достопримечательностей древнерусского зодчества, с их грубой и неумелой реставрацией. По мысли Рериха, пришла пора полюбить старину, пришло время «говорить о хорошем, художественном отношении к памятникам». Причем нужно осознать, что это «общегосударственное, всенародное дело должно держаться всею землею, вне казенных сумм, помимо обязательных постановлений».

Именно тогда у Н.К.Рериха оформилась мысль о необходимости охраны культурного наследия в мировом масштабе. Благородная идея, забота о культуре и духовном здоровье человечества воплотилась в Международном правовом документе о защите культурных и исторических ценностей во время войны и в мирное время – Пакте Рериха, который был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне.

Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил символ защиты Культуры – Знамя Мира. За основу был взят распространенный в культурах Востока и Запада древний Знак Триединства. Знамя представляет собой белое полотнище с изображением в центре большой окружности и трех малых кругов, знаменующих единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве вечности. Знамя Мира служит объединению сознаний всего мира на понимании культурных ценностей и осознанию того, что вечные ценности Культуры, несущие Красоту и Гармонию, помогут спасти планету и человечество. Утверждение Пакта Рериха и Знамени Мира, вхождение их в жизнь, есть, истинно, «заложение новой ступени сознания человечества».

Николай Рерих оставил большое художественное и литературное наследие. В течение жизни он написал около семи тысяч полотен и множество литературных произведений.

Вторая половина жизни художника прошла в Индии, но он никогда не считал себя эмигрантом и не терял надежды вернуться на Родину. С началом Великой Отечественной войны Рерих напряженно следил за событиями в Советском Союзе. Устраивал выставки в Индии и деньги от продажи картин перечислял в Фонд Красной Армии. В 1943 году, когда Красная Армия одержала победу в битве за Сталинград, Н.К.Рерих написал очерк «Слава», который для участников мероприятия прочитал Иван Величков, студент университета.

Наталья Афанасьевна Пермякова, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества, провела экскурсию по выставке. Она отметила, что Н.К.Рерих, приезжая в древний город, старался запечатлеть на своих полотнах самое характерное в нем, то, что было связано с ключевыми моментами истории. Также художник стремился отобразить в своих этюдах разнообразие архитектурных стилей, сложившихся в древнерусских городах.

Выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» имеет просветительский характер, приобщает зрителей к древней истории и культуре России. В наши дни по-прежнему актуальными остаются строки, написанные Николаем Константиновичем Рерихом в начале XX века: «Полюбите искусство и старину. Сохраните ее. Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».





Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007