Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
27.11.2007

Выставка А.Д. Арманда «Тайна Красоты»

20 ноября 2007 г. в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха открылась выставка Алексея Арманда «Тайна Красоты». На выставке представлено около ста работ: пейзажи, выполненные акварелью и в смешанной технике, рисунки, картины философского содержания.


Алексей Давидович Арманд - доктор географических наук, путешественник, педагог. Живопись для него - не хобби, а органичное продолжение научной деятельности, как исследовательской, так и преподавательской. Художник признается, что был вынужден избрать акварель просто потому, что в долгие экспедиции по отдаленным уголкам Земли приходится брать краски, которые занимают меньше места в рюкзаке. Впрочем, этот невольный выбор сказался на его творчестве лишь благотворно: его акварельные пейзажи написаны на высоко профессиональном уровне, мазок выразителен, краски чисты и ясны. По завершенности воплощения большинство этих этюдов могут быть названы маленькими картинами, однако они воплощают в себе не только эстетическое, но и познавательное начало: лучше любых фотографий они рассказывают о том, как живет Природа в тех местах, где до нее еще не добрался человек. Эти этюды доктор географических наук А.Д. Арманд использует как иллюстративный материал во время своих лекций. А читает он для самых разных слушателей: от курса природоведения для школьников, географии для студентов до повышения квалификации педагогов.

Особое место в его творчестве занимают картины, посвященные теме духовного, огненного преобразования мира и наступлению Эпохи Женщины. Именно так и называется серия его картин, образность которых близка к книгам Ивана Ефремова. Мы видим красавиц в античной чистоте наготы, они радостны и мудры. Некоторые из этих образов служат воплощением философских идей, другие передают полноту и гармоничность бытия.


Рассказывая о самом начале своего творчества, Алексей Арманд неоднократно произносит слова: «Мне посчастливилось». И это говорится о страшных годах Великой Отечественной, об эвакуации, когда приходилось перебираться все дальше на восток, бросая все, что может стать лишним грузом. Именно так будущий художник и получил свой первый этюдник - слишком тяжелый для прежнего владельца. В эвакуации на Урале будущий географ по пояс в снегу уходил в лес и часами мог просиживать у какой-нибудь норы, ожидая появления лисы или барсука.

Наверное, в этом и заключается тайна для Алексея Арманда: в умении восхищаться там, где большинство людей увидели бы только тяготы и беспросветность. Ведь настоящего художника от ремесленника отличает не техническое совершенство рисунка и живописи, а тот особый взгляд на мир, который присущ только ему, и которому нельзя научить ни в какой школе. Впрочем, и настоящего ученого отличает то же самое. И если человек говорит о том, что сквозь щели в стенах барака, где они жили, можно было любоваться природой Урала, то стоит ли удивляться, что при таком восприятии мира Алексей Арманд состоялся и как ученый, и как художник, и как педагог?

На открытии выставки неоднократно звучала фраза «талантливый человек талантлив во всем». К этому хочется добавить: «добрый человек добр во всем». О любом из его этюдов можно сказать, что он лучится мягким светом доброты. Хрупкие веточки, живущие своей незаметной жизнью, уснувший под снегом сад, верблюжонок, трогательно тянущейся к матери, оживающие коряги - эти образы трогательны и теплы. На открытии выставки прозвучали слова о том, что, глядя на эти картины, хочется улыбаться и плакать одновременно. Две из этих работ написаны чаем. На одной мы видим пушистую сову с совенком, на другой - гордого лося, стремительно мчащегося по реке. Глубина образа и отточенность техники этих работ не оставят равнодушным даже самого взыскательного зрителя.


Алексей Арманд более 35 лет провел в студии изобразительного искусства Центрального дома ученых в Москве, его работы были представлены на всех выставках студии. Лучшие из пейзажей мастера не нуждаются ни в каких скидках на то, что их автор - непрофессиональный художник. Через образы природы ему удается выразить многие философские и нравственные идеи, но не буквально, а исподволь. Художник щедро делится с нами своим умением прислушиваться к миру, видеть то, что мы привыкли называть тайнами, - однако тайна это лишь для того, кто ослеплен сиюминутным или видит в жизни только мрачные проблемы. Алексей Арманд объясняет нам, что все тайны природы находятся перед нами. Достаточно лишь открыть им свои глаза и сердце.

Выставка открылась в тяжелые ноябрьские дни и совершила маленькое чудо: усталые лица собравшихся на вернисаж сразу расцветали улыбками, хмурое предзимье на какое-то время переставало иметь власть над людьми. Слова о целительной силе красоты получали наглядное и неоспоримое подтверждение. И как сам художник говорит «мне посчастливилось», так и гости выставки могли сказать – нам посчастливилось увидеть работы Алексея Арманда.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007