Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
27.12.2019

В Казани прошла лекция «Заветы общего блага Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Н.К.Рериха»

21 декабря 2019 года в Республиканской юношеской библиотеке в Казани прошла лекция «Заветы общего блага Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Н.К.Рериха», которую прочитала сотрудник Международного Центра Рерихов, журналист Татьяна Иванова. Это очередная встреча в рамках ежемесячного лектория, организованного Региональной общественной организацией «Татарстанское рериховское культурное объединение» и посвященного 145-летию со дня рождения великого русского художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля с мировым именем Николая Константиновича Рериха.

 Kazanz.jpg

Подвижнические деяния святого Сергия Радонежского, жизнь и бессмертное художественное творчество Николая Константиновича Рериха тесно соприкасаются. Жизни двух этих великих русских людей разделило огромное расстояние в шесть веков, но при этом есть в данных судьбах одна крепкая незримая нить – превращение своего жизненного пути в бескорыстное служение общему благу. Гуманистические и эволюционные идеи строительства социальной жизни и внутреннего мира человека Преподобного Сергия созвучны идеям Живой Этики, ставшей фундаментом всей жизни Рериха.

Образ Преподобного Сергия Радонежского всегда бережно хранил в своем сердце Николай Константинович Рерих и почитал великого святого как своего учителя, наставника. Благодаря этой связи и такому трепетному отношению к духовному заступнику Руси именно Рерих сумел показать на картинах во всей ее глубине и мощи личность святого Сергия Радонежского, незримо присутствующего на полотнах серии «Санкта», написанных в 1922 году в Америке.

Эти художественные полотна представляют собой законченный в смысловом отношении рассказ об идеале жизненного пути человека, соединившем в себе земное и высшее предназначение. На переднем плане интересов и мыслей такого человека всегда стоит соборное понятие «мы», но происходит это без потери индивидуального «я».

Рерих в своей серии дал образ новой России, неизвестной в то время многим народам, России, которая несет миру универсальные нравственные ценности подвижника Преподобного Сергия Радонежского, которые являются основой культуры.

В серию «Санкта» входят картины «И мы открываем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «И мы приносим свет», «И мы видим».

Как отметила на лекции Татьяна Иванова, тема заветов общего блага носит общечеловеческий характер и позволяет каждому прикоснуться к ее глубине. Именно в произведениях художника Николая Рериха, посвященных Преподобному Сергию Радонежскому, мы имеем возможность наглядно увидеть и понять те обязательные аспекты человеческой жизни, преданной служению общему благу. Среди этих аспектов следования примеру высокого учителя: единение, смирение, но не покорность, терпение, бесстрашие, равновесие, щедрость даяния, умение ставить на первое место коллективные интересы (Сергий Радонежский стал первым, кто осуществил на практике идею общинного жития), отношение к физическому и умственному труду как необходимому средству нравственного совершенствования человека и, конечно, дерзание в делах.

Но есть еще два полотна – «На служение» и «Сам вышел», по своему замыслу и художественному решению примыкающие к серии «Санкта», которые также посвящены этому русскому святому. Образ Сергия Радонежского на этих двух полотнах как бы начинает и завершает серию «Санкта», становясь ее «альфой и омегой».

Так, если картина «На служение» являет исток пути молодого отрока – искателя духовного преображения, то полотно «Сам вышел» – самая сокровенная картина, в которой показан уже результат земного пути человека, потрудившегося ради духовного преображения.

Художника, подвижника, общественного деятеля Николая Рериха можно по праву назвать преемником святого Сергия Радонежского, так как Рерих в своей жизни сумел осуществить те заветы общего блага, которые оставил всем людям Преподобный Сергий. Именно благодаря Николаю Рериху, его полотнам с живым присутствием духа отца Сергия, мы имеем возможность преисполниться высочайшей энергетикой этого великого духовного Учителя, который продолжает защищать Россию и сподвигать каждого из нас на работу по внутреннему усовершенствованию на благо мира.

В серии «Санкта» мы ощущаем, что русская действительность возведена до вселенской соборности, где не существуют временные и пространственные границы. Это и позволяет лучше понять масштабы личности самого великого художника.

Диана Галлямова



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007