Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
09.10.2019

145 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха

Что же сказать о человеке, который среди видимого
открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого,
а совсем новый, прекраснейший мир! Целый новый мир!
Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха…

Леонид Андреев



Святослав Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1938


9 октября 2019 года исполняется 145 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха (27.09/09.10.1874 – 13.12.1947), художника мировой славы, выдающегося мыслителя, философа, ученого, писателя, поэта, путешественника, общественного деятеля, борца за мир, организатора уникальной Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928), автора Международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Жизнь и творчество Н.К.Рериха – явление поистине исключительное в истории мировой культуры. Постепенно, шаг за шагом, открываются перед нами все новые грани этого необыкновенного человека и величие его жизни и творчества.

«Говорят, что люди делятся на две части, – отмечала выдающийся ученый-индолог Л.В.Шапошникова в книге “Мастер”, посвященной Рериху. – Одни появляются на свет просто для жизни, другие – для призвания. Николай Константинович Рерих принадлежал к последней. <…> В Рерихе было заложено очень много. Он пришел в этот мир с огромным богатством, которое сумел приумножить и принести в дар людям. Составные этого богатства, как ни странно и удивительно, обретали свою четкость и определенность еще в туманных и расплывчатых сновидениях и мечтаниях раннего детства. Именно тогда его, мальчика, неудержимо потянуло ко всему тому, что потом и составило Путь зрелого и прославленного человека».

Николай Константинович Рерих родился в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха (1837–1900) и его супруги Марии Васильевны, урожденной Калашниковой (1844–1927). Первые 25 лет жизни Рериха прошли в доме на Васильевском острове, на набережной Невы. Его отец был человеком разносторонних интересов. Он много работал и пользовался заслуженным авторитетом среди представителей самых разных сословий. Благодаря новейшим исследованиям известно, что в число клиентов К.Ф.Рериха входили даже члены царского дома. В гостях у Рерихов часто бывали ученые, писатели, деятели искусств. Супруги любили театр, с детских лет захвативший Рериха. Время от времени семья путешествовала. Ездили к родственникам в древние города Псков и Остров, в Ригу, Майори и Тукумс. «Из давних детских воспоминаний встает посещение Троице-Сергиевой Лавры», – писал впоследствии Н.К.Рерих. Лето проводили в отцовском имении Извара.

Разнообразные впечатления детства, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, природа Русского Севера, словно в фокусе, собирались в душе и памяти будущего художника. С раннего возраста его влекли живопись, история, археология, путешествия, Восток. Все это, гармонично слитое воедино, привело к удивительному результату и сделало творчество Николая Константиновича неповторимым и ярким.

От школьных лет в гимназии Карла Мая, где учился Николай Рерих, оставались его памятки: предметы из курганных раскопок вблизи поместья Извара, портрет директора К.И.Мая, рельефная карта, программа торжественного спектакля с портретом Гоголя. Археология помогала изучению истории и в особенности русской. Любимые уроки истории близко соприкасались с увлекательным миром географии и гоголевской исторической фантастикой, древние предметы из легендарных курганов несли много непередаваемой словами прелести.

«Как будто от разных областей звучат курганные находки или географические карты, или яркие образы творчества Гоголя, – вспоминал Николай Константинович. – Но проходят десятилетия; через полвека вспоминаются эти будто бы различные предметы в одном общем укладе. Именно они своими убедительными зовами сложили многие возможности. <…> Конечно, не случайно память отделяет эти наслоения. Такие вехи под разными знаками вспыхнули не однажды потом».

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 году Николай Рерих одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств, где занимался в студии выдающегося мастера Архипа Ивановича Куинджи. Славившийся человеческими качествами и бескорыстным служением искусству, Куинджи пользовался среди студентов огромным уважением. Именно он поддержал и развил творческую индивидуальность своего воспитанника, укрепил в нем стойкость духа и целеустремленность. Признательность своему учителю Рерих пронес через всю жизнь.

Пытливый ум и страстное стремление к искусству и наукам способствовали сближению молодого Николая Рериха с известными деятелями культуры того времени – В.В.Стасовым, И.Е.Репиным, Н.А.Римским-Корсаковым, Д.В.Григоровичем, С.П. Дягилевым, А.Н.Бенуа. Диапазон интересов Николая Константиновича поразителен: каждое лето – выезд на раскопки, курс лекций в Археологическом институте, первые труды на литературном поприще и конечно же живопись.

В 1897 году Н.К.Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его первая серьезная работа, выпускная картина «Гонец» выдерживает самую взыскательную критику и прямо с академической выставки приобретается известным меценатом и коллекционером П.М.Третьяковым для его галереи.

В 1898 году 24-летний художник получает сразу два заманчивых предложения – место помощника директора музея Императорского Общества поощрения художеств и место помощника редактора художественного журнала. Примерно в это же время началось его сотрудничество с новым художественным обществом «Мир искусства».

В 1899 году в жизни Николая Константиновича Рериха произошло важное событие. Летом, приехав на раскопки в имение князя П.А. Путятина в Бологом, он познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой (31.01/12.02.1879–05.10.1955), происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых, – человеком неординарным и близким ему по духу, серьезно интересовавшимся историей, литературой, искусством и философией. Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились. Выдающийся философ, мыслитель, писатель, Елена Ивановна Рерих разделила все устремления и начинания Николая Константиновича. Она была сердцем, наставником и главным устоем семьи. Их старший сын Юрий Николаевич Рерих (03/16.08.1902–21.05.1960), блестящий знаток культуры, религии, философии и языков Востока, стал знаменитым ученым. А младший сын Святослав Николаевич Рерих (10/23.10.1904–30.01.1993), всемирно известный художник, портретист, философ, педагог, вписал, как и его отец, прекрасную страницу в историю мировой культуры.

В своих книгах Н.К.Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Многие полотна художника созданы на основе ее образов, мыслей и творческих озарений. За каждым творческим действием Николая Константиновича всегда можно видеть участие Елены Ивановны. Их сотрудничество «было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения», – свидетельствовал С.Н.Рерих. – «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

С поразительной работоспособностью и настойчивостью молодой Рерих продвигался к вершинам мастерства. В 1900–1901 годах, во время первого посещения Франции, он брал уроки у известных художников Фернана Кормона и Пюви де Шаванна и по возвращении домой с новыми силами углубился в изучение русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределили сюжеты его картин – древняя, языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие природы…

В 1903–1904 годах Н.К.Рерих вместе с женой совершил большое путешествие по древнерусским городам – Ярославской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси, Псковской, Новгородской и Тверской землям. Результатом путешествия стали не только свыше ста архитектурных этюдов, но и статьи Н.К.Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

В 1906 году Н.К.Рерих назначается директором Рисовальной школы Общества поощрения художеств – самого большого учебного художественного заведения. Он подбирает замечательных художников и педагогов – А.А.Рылова, А.В.Щусева, И.Я.Билибина, Н.С.Самокиша. Каждый год в школе открываются новые классы, увеличивается преподавательский состав. Главную цель школы Николай Константинович видел в воспитании художественного вкуса и поддержке творческой самобытности учащихся. Он хотел, чтобы сознание красоты стало ведущим началом в жизни молодого художника, а искусство как можно шире входило в повседневную жизнь людей.

Примерно с 1907 года начинается период деятельности художника в области театрально-декорационной живописи. Н.К.Рерих обращается к произведениям Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, Р.Вагнера, М.Метерлинка, Г.Ибсена, И.Ф.Стравинского.

В 1909 году Н.К.Рерих становится академиком Императорской Академии художеств.

Мировоззрение Николая Константиновича Рериха складывалось не только под влиянием русского искусства и истории. Уже с середины 1900-х годов на его литературных трудах и художественных произведениях заметно сказывается влияние Востока. Исследуя традиции древней Руси и тех доисторических времен, когда еще только складывалось человеческое общество, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто изолированное. В статье «Радость искусства» он писал, что Русь всегда представлялась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира». И многие из этих путей брали свое начало на Востоке, в Индии. Мысли Рериха о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям замечательных русских философов, таких как Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев. Справедливо полагая, что основные этические законы были сформированы еще в глубокой древности, Рерих искал разрешения загадок бытия в первоисточниках – мифах, легендах, древнейших философских системах, трудах мыслителей Востока. Несмотря на то что художник никогда не отступал от реалистических позиций, его картины стали приобретать более символический характер, повествуя об извечном противостоянии добра и зла, преемственности духовных традиций и ответственности человека за свою судьбу и окружающий мир.

В 1916–1918 годах по состоянию здоровья Н.К.Рерих почти безвыездно живет в Карелии. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от Родины. Но художник не падает духом. В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставкой в Стокгольм и далее семья отправляется в Финляндию, Норвегию, Данию, Великобританию.

Здесь, в Лондоне, в 1920 году Елена Ивановна Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Ее появление было связано с теми процессами, что происходили в науке, культуре и духовной жизни в первой половине ХХ века. Книги Живой Этики создавались Е.И.Рерих в тесном сотрудничестве Учителями Востока, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами. Подытожив предыдущие накопления человеческого знания, Живая Этика предлагала новые подходы к решению целого спектра проблем и новые трактовки таких фундаментальных понятий, как дух и материя, энергия и сознание.

В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, у Рерихов появляются новые сподвижники и сотрудники, продолжается активная культурно-просветительская деятельность. В 1921 году в Нью-Йорке открывается Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго учреждается объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году создается Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери Нью-Йоркский музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства. Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта Рериха – 2 декабря Николай Константинович и его семья прибывают в Индию.

Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К.Рериха и как художника, и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с посещением Москвы), Сибирь, Алтай, Монголию, дважды пересекал Тибетское нагорье с юга на север и с севера на юг с обратным выходом через Трансгималаи прямо в Индию. По своим масштабам такая экспедиция не имела прецедента в истории изучения Центральной Азии. Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 год. Впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги «Сердце Азии» и «Алтай – Гималаи», создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты. В экспедиции принимали участие Елена Ивановна и старший сын Рерихов Юрий. Несмотря на молодые годы, Юрий Николаевич отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволяло ему без труда общаться с местным населением. Помимо чисто научных целей экспедиция несла важную эволюционную задачу, значение которой еще предстоит осознать, – пройдя по местам былого расцвета древних культур, она отметила энергетические центры культуры будущего.

По окончании экспедиции в 1928 году Рерихи основали в Индии Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Елена Ивановна Рерих становится президентом-основателем этого уникального научного учреждения и занимается организацией его работы. Создание Института было связано с реализацией ее идеи о Городе синтетического знания, в котором должны быть представлены все области науки. Руководство Институтом в качестве директора принимает на себя Юрий Николаевич. Сам Николай Константинович, несмотря на занятость, уделяет Институту много внимания. Святослав Николаевич, знаток тибетской фармакопеи, минералог, ботаник и орнитолог, возглавляет работу естественно-научного отдела.

Здесь же, в Индии, в древней долине Кулу в Западных Гималаях, семья Рерихов находит свой дом. Там и пройдет последний период жизни великого русского художника.

В 1930-е годы, предчувствуя угрозу войны, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц, а также в мирный период. Его начинание поддержали самые широкие круги мировой общественности. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, А.Эйнштейн, Р.Тагор. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом доме в Вашингтоне. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный Рерихом флаг – Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, – развевается сейчас над многими культурными и просветительными учреждениями во всем мире.

В 1934–1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США. Кроме прямых задач экспедиции по изучению и отбору засухоустойчивых растений, ее участники проводят археологические исследования, собирают фольклорный и лингвистический материал. Тогда же начинается работа Рериха над большой серией очерков, которые впоследствии войдут в книгу «Моя жизнь. Листы дневника».

Главной темой философско-художественных очерков становятся размышления о современной науке и искусстве, политических событиях и общественной жизни, создается совершенно новая концепция Культуры, основанная на идеях Живой Этики и имеющая практическое эволюционное значение. Среди достижений ХХ века эта реальная концепция была одним из важнейших нахождений Н.К.Рериха. Именно он впервые сформулировал принципиальное отличие понятий Культуры и цивилизации. В широкое понятие Культуры он включал синтез лучших достижений человеческого духа в области философии, науки, искусства, образования. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Техногенная цивилизация перестает нуждаться в философии, истинном искусстве, религии и подменяет Культуру развлекательной индустрией. Культура, утверждал Николай Константинович, «есть сознательное познавание, духовная утонченность и убедительность. Между тем как условные формы цивилизации вполне зависят даже от проходящей моды… Случайная фраза рассудка может удовлетвориться и механической цивилизацией, тогда как просветленное сознание может дышать лишь в Культуре. Казалось бы, уже давно сказано, что Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному». Именно расширение сознания, чувство Красоты, благородство духа отличают культурного человека, способного строить светлое будущее своей страны. Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В годы Второй мировой войны Николай Константинович Рерих вновь обращается к теме родной земли, использует все возможности, чтобы помочь Родине. Из-под его кисти рождаются патриотические полотна – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, он предрекает победу русского народа над фашизмом. Вместе с младшим сыном Н.К.Рерих устраивает выставки и продажу картин, а вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Очерки и письма Н.К.Рериха, как никогда, призывают к человеческому единению и содружеству, напоминают о том, что основа мира – это не только соблюдение международных соглашений. Самое главное, утверждает Рерих, заключается в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к Знанию и почитание Красоты.

На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К.Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и почитают до сих пор в любимой им Индии. «Когда я думаю о Николае Рерихе, – говорил о нем премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, – я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно – тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства».

Много повидал на своем веку Николай Константинович Рерих, но мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании Великой Отечественной войны художник продолжил хлопоты о переезде в Советский Союз. «Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли», – писал Николай Константинович. – «…Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей».

Однако жизнь распорядилась иначе. 13 декабря 1947 года завершился земной путь Николая Константиновича Рериха, великого подвижника и творца, чья жизнь подобна удивительной легенде. Его многогранное дарование сравнимо по своей величине с титанами эпохи Возрождения. Начав свой творческий путь в России, пройдя Европу и Америку, он окончил его в Азии. «…Наш Светлый и Любимый ушел, как жил – просто и красиво, – писала друзьям Елена Ивановна Рерих. – Истинно, мир осиротел с его уходом. В нашем тяжком горе находим утешение в сознании, что ему была дарована лучшая доля, – закончить свою светлую деятельность прекрасным аккордом, среди безумия мира еще раз провозгласить и поднять Знамя Мира и на этот раз в столь любимой им Индии».

«…Многогранность личности Николая Константиновича требует пристального изучения. Пройдет еще много лет, прежде чем всесторонне будут оценены личный вклад Николая Константиновича в сокровищницу культуры человечества и его глубокое провидение в будущее», – отзывался об отце Святослав Николаевич Рерих. – «…Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее».

Эволюционную миссию своих родителей продолжили Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи, вернувшие Родине бесценное достояние великой семьи. Архивы, коллекции, художественно-философское наследие, подаренные Святославом Николаевичем Рерихом, стали основой общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве. Эта исключительная общественная культурная организация, созданная по инициативе Святослава Рериха, под руководством Генерального директора Музея, академика Л.В.Шапошниковой стала признанным мировым центром изучения наследия Рерихов.

9-10 октября 2019 года в Доме ученых РАН (Москва) состоится секционное заседание «Творческое наследие Рерихов: мост культур» международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура…» Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих»

Организаторы конференции:

Российская академия художеств
Международный Центр Рерихов

Соорганизаторы:

Российская академия естественных наук
Делийский университет (Индия)
Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия)
Российский государственный гуманитарный университет
Институт научной информации по общественным наукам РАН
Институт мировой культуры Кыргызско-Российского Славянского университета (Киргизия)
Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Индия)
Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Иран)
Секция «Русский космизм» Российского философского общества
Международный Мемориальный Трест Рерихов
Международный комитет по сохранению наследия Рерихов
Международная ассоциация Фондов Мира
Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Программа секционного заседания конференции

*   *   *

Материалы по теме:

Николай Рерих (Видео. 1976 г.)

Письмена. Николай и Святослав Рерихи (Видео. 2004)

Выдающиеся люди о Николае Константиновиче Рерихе

Рерих С.Н. Щедрый синтез. Бангалор, 1964 г.

Рерих С.Н. Слово об отце. Выступление в Академии художеств СССР на научной
конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К. Рериха, 25 ноября 1974 г.

Шапошникова Л.В. Н.К. Рерих как мыслитель и историк культуры.
Опубликовано в сборнике РАН Новая и новейшая история. – 2006. – № 4. – C.128–165

 


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007