Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
03.04.2018

Юбилей Девики Рани в Международном Мемориальном Тресте Рерихов

 devica4.jpg

30 марта 2018 года Международный Мемориальный Трест Рерихов (ММТР) отпраздновал 110-ю годовщину со дня рождения Девики Рани – первой леди индийского кино и любимой жены выдающегося русского художника Святослава Николаевича Рериха.

Торжества открылись с традиционной шанти-пуджи в честь Девики Рани, проведенной перед летней студией Святослава Николаевича, где располагается небольшая экспозиция, рассказывающая об этой прекрасной паре. Индийские и российские сотрудники ММТР, гости из Индии и Франции собрались вокруг священного огня, чтобы почтить память поистине замечательной женщины, прекрасной актрисы и режиссера, деятеля культуры и любящей супруги. По окончании пуджи участники церемонии прошли к Самадхи Н.К. Рериха и возложили цветы на камень под липами с начертанным на нем именем Девики Рани. Здесь, согласно завещанию Девики, в 1994 году была захоронена часть ее праха.

В конференц-зале ММТР состоялось торжественное открытие фотовыставки «Девика Рани – первая леди индийского кино, супруга, помощница и вдохновительница выдающегося художника С.Н. Рериха». Экскурсию для гостей провел Александр Переверзев, помощник Российского куратора ММТР, сотрудник Международного Центра Рерихов (МЦР). Фотографии, афиши, репродукции, представленные на выставке, показали две ипостаси жизни Девики Рани: широко известная актриса, с одной стороны, и спутница жизни Святослава Рериха – с другой.

Выставка погрузила посетителей в мир забытого прошлого. С живым интересом индийские и иностранные гости рассматривали старинные фотографии с кадрами из фильмов, где снималась Девика Рани, знаменитые снимки из фильмов компании «Бомбей Токиз», которые и сейчас считаются классическими, старые киноафиши. Для большинства гостей эти материалы стали открытием.

В 1944 году Девика Рани вышла замуж за Святослава Рериха и оставила мир кино. В течение почти полувека она была не только супругой Святослава Николаевич, но и его близким другом и помощником, активно поддерживая во всех его культурных и общественных начинаниях. На выставке экспонируются фотографии Девики Рани вместе со Святославом Николаевичем в имении Татагуни рядом с Бангалором и в гималайском имении Рерихов в Наггаре, а также репродукции пейзажей Наггара кисти С.Н. Рериха. Необходимо отметить, что Девика Рани, наряду со Святославом Рерихом, является основательницей Международного Мемориального Треста Рерихов.

Обращаясь к гостям программы, индийский куратор ММТР Рамеш Чандер отметил выдающуюся роль Девики Рани в развитии индийского кино и подготовке целого поколения успешных индийских режиссеров и актеров. Он также заострил внимание на прогрессивном социальном аспекте некоторых ее ролей, например, в известном фильме «Неприкасаемая», где поднималась острая тема межкастовых отношений. В этом Девика Рани далеко опередила свое время.

Российский куратор ММТР, сотрудник МЦР Л.В. Сургина отметила, что Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи тепло приняли Девику Рани и относились к ней, как к дочери, ценили ее высокую внутреннюю культуру и интеллигентность. Можно сказать, что благодаря Девике Рани семья Рерихов стала поистине индо-российской семьей. Л.В. Сургина также подчеркнула, что Девика Рани и Святослав Рерих были необычайно гармоничной парой. Вдохновленный утонченной красотой жены, художник создал несколько ее портретов, репродукции которых были представлены на выставке. Он часто говорил, что Девика обогатила его жизнь, что она стала одной из главных причин, почему он так полюбил Индию. Со своей стороны, Девика Рани считала миссией жизни поддерживать мужа и помогать ему во всех делах, больших и малых. В одном из писем другу семьи К.А. Молчановой Девика писала, что за свою жизнь она встречала много выдающихся людей, таких как Тагор, Ганди и Эйнштейн, но Святослав Рерих выделяется среди них как сверкающая звезда, благодаря многогранности и уникальности своей личности.

Праздничным сюрпризом для гостей стало выступление группы учителей детской Академии искусств имени Е.И. Рерих, работающей под эгидой ММТР. Преподаватель пения Пушпа Деви исполнила две песни из фильмов с участием Девики Рани, включая популярную песню «Я свободная птица – летаю, где хочу», под аккомпанемент которой преподаватель танца Мамта Тхакур исполнила танец Девики.

Демонстрацией фильма «Карма» (1933) – первого звукового индийского фильма, в котором Девика Рани сыграла свою первую роль и который моментально сделал ее звездой, – завершилась праздничная программа, и открылся недельный кинофестиваль фильмов компании «Бомбей Токиз» с участием Девики Рани, организованный ММТР. Во время фестиваля зрители смогут увидеть такие классические фильмы, как «Карма», «Неприкасаемая», «Непорочная», «Родина», «Честь» и некоторые другие. Фестиваль пройдет в конференц-зале ММТР.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007