Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
26.12.2017

Конференция «Революция и космос в литературе, искусстве и философской мысли XX–XXI вв.»

Программа конференции

В середине декабря 2017 года Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН в сотрудничестве с Мемориальным музеем космонавтики и Музеем-библиотекой Н.Ф. Федорова провел международную научную конференцию «Революция и космос в литературе, искусстве и философской мысли XX–XXI вв.». Конференция длилась три дня и ее пленарное и секционное заседания проводились на площадках организаторов. В работе конференции приняли участие более пятидесяти докторов и кандидатов наук. Это представители России, Беларуси, Польши, Греции, Франции, Японии. Председатель оргкомитета − доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН А.Г. Гачева. Анастасия Георгиевна Гачева, как и другие участники конференции (В.И. Алексеева, А.Ю. Шелковников, С.В. Кричевский, Н.Н. Смирнов и др.), ранее выступала на конференциях и семинарах в общественном Музее имени Н.К. Рериха – одном из центров исследования русского и мирового космизма.

К.Ф. Юон «Новая планета», 1921 год

К.Ф. Юон «Новая планета»,
1921 год


На афише и титульном листе программы конференции – картина Константина Юона «Новая планета» (1921). Огромная огненный шар в небе приводит толпы людей в смятение: кто-то в страхе бежит, кто-то закрывает лицо руками, но есть и те, кто радостно возносит руки к новому светилу, приветствуя революционное обновление жизни. Эта символическая картина Юона ярко демонстрирует связь социально-политических и духовных, космических явлений. Земля следует велениям Вселенной, космическим законам – это одно из ключевых положений философии Живой Этики. Е.И. Рерих писала о новой планете, которая, как заботливая Мать для человечества, несла помощь строительству и сотрудничеству, но при этом также являлась вестницей больших бедствий. Космический пульс жизни, влияние Солнца на исторический процесс научно обосновывал А.Л. Чижевский.

На конференции философы, литературоведы, историки, искусствоведы осмысливали, как преломлялась связь Космоса и Революции в отечественной культуре прошлого и нынешнего веков. В информационном письме конференции сказано, что в России тема Революции обретала «вселенский масштаб, мыслилась не только как социальный, но прежде всего как онтологический переворот, путь к расширению границ человеческой природы и преобразовательного действия человечества, к обретению полноты ответственности не только за судьбу Земли, но и за весь ближний и дальний Космос, к преодолению смерти и времени <…>. Пришедшийся на конец XIX – начало XX века революционный сдвиг в естествознании (теория относительности А. Эйнштейна, открытие радиоактивности, создание квантовой механики и др., новые открытия в биологии и медицине, стимулировавшие интерес к теме долголетия и бессмертия), развитие техники и авиации, становление теоретической космонавтики (работы К. Циолковского, Ф. Цандера, Ю. Кондратюка, Г. Оберта, Р. Годдарда и др.) и возраставший от года к году интерес к проблемам межпланетных сообщений, мощный всплеск философской мысли (богоискательство и богостроительство, возникновение философии русского космизма и организационной науки А. Богданова), рождение русского авангарда сыграли далеко не последнюю роль в характерном для отечественной культуры первых революционных десятилетий скрещении революционной и космической тем. Это скрещение своеобразно преломлялось в художественных текстах и эстетических манифестах, выражалось средствами разных искусств: от поэзии, музыки, живописи до скульптуры и архитектуры, отражалось в выставочных и музейных проектах, в просветительной деятельности и педагогической практике». Один из таких музейных проектов – общественный Музей имени Н.К. Рериха, в экспозиции которого раскрывалась тема космической эволюции и высокого миротворческого предназначения человека.

Мемориальный музей космонавтики – также один из аспектов устремленности человеческого гения в просторы Вселенной. Об этом рассказывал кандидат педагогических наук, заместитель директора Музея Вячеслав Львович Климентов.

Организатор и вдохновитель конференции Анастасия Георгиевна Гачева в сообщении «Революция и Космос глазами русских космистов» сделала широкий обзор научно-философских идей, которые бытовали в России в начале ХХ века.


Выступает О.А. Лавренова

Выступает О.А. Лавренова

На пленарном заседании с докладом «Революция и Космос в творчестве Рерихов» выступила Ольга Александровна Лавренова, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, главный редактор журнала «Культура и время». Рерихи были патриотами своей страны и на чужбине продолжали трудиться во славу Родины, но Советский Союз и Россия были для них понятиями неравнозначными. В 1926 году Рерихи привезли в Москву, помимо других даров, письма своих духовных Учителей – Махатм Востока – советскому народу и наркому Чичерину. В этих письмах ясно указывалась созвучность Революции космическим ритмам и срокам и отмечалась возможность свободного развития коммунистической общины в сотрудничестве с буддистским миром, которое предоставит молодой стране новые уникальные возможности. Напомним, что тогда буддисты внутри страны пытались подстроиться под советскую власть, а за рубежом и вовсе симпатизировали новой власти, так как коммунистические идеалы во многом соответствовали учению Будды об общине. Весть, принесенная Рерихами в Москву, была чрезвычайно своевременной – через несколько месяцев после их визита, 20–29 января 1927 года, состоялся первый Всесоюзный собор буддистов СССР, который, в частности, постановил, что «поддержка Советской власти и выполнение принятых ею мероприятий являются священной обязанностью всех буддистов и монашествующих». Однако письма Махатм остались без внимания, момент был упущен – уже в 1927 году ламы лишались права на землю и стали выходить из дацанов. Вскоре этих прав были лишены также и «степные» ламы (ушедшие из дацанов в улусы). Исторический маховик сделал необратимый поворот. Позитивное отношение Рерихов к СССР, которое они высказывали в период своего визита в Москву в 1926 году, сменилось критическим в связи с изменениями внутри страны. Конструктивный потенциал молодой советской республики угасал по мере ее неуклонного движения к тоталитаризму. Учение коммунизма и новый социалистический строй, искаженный репрессивными механизмами Сталина, из оздоравливающей силы превращались в болезнь для страны. Поэтому в 1934 году во время Маньчжурской экспедиции возникает диаметрально противоположный документ – интервью Н.К. Рериха газете «Харбинское время», которое было перепечатано в нескольких газетах: «Сейчас еще довлеет Тьма, силы которой – коммунизм, марксизм, безбожничество и прочие пагубные злоучения, – хорошо организованы и ведут стремительную атаку на человечество. <…> Вспомните, что еще Серафим Саровский предрекал, что сто лет будут тяжким лихолетьем для России и лишь после них начнется обновление». В Маньчжурии Н.К. Рерих пытался предложить альтернативный путь – создание кооперативов, организованных по принципу духовной общины.

Менее чем через десятилетие грянула Великая Отечественная война, и все политические катаклизмы отошли на второй план перед угрозой уничтожения России. Все четыре года мысли Рерихов были о грядущей Победе. О Сталинграде (декабрь 1943) Н.К. Рерих написал в «Листах Дневника»: «Победа, огромная победа! Вспомнили мой листок “Не замай” Россию. Каждый посягнувший на нашу Родину погибнет с несмываемым позором». Главной для Рерихов была и оставалась до конца великая вера в Россию, которая впервые опробовала новый исторический путь, понимание своей вселенской жертвы и миссии на перекрестье духовного и материального, старого и нового миров.

П.Д. Абрамов

П.Д. Абрамов


«Космическая общинность и лучистое человечество как идеалы будущего» − такой доклад на секции «Космос, космизм и русская революция (философские аспекты темы)» представил Пётр Дмитриевич Абрамов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, корреспондент журнала «Культура и время». В XX веке в России произошла не только социальная, но и духовная революция. Ряд ученых и мыслителей предложили новые, оптимистические концепции будущего. Сейчас идеалы построения мировой общины, устремленного в светлое будущее общества на всей земле, отошли на второй план и, возможно, ждут своего нового, уже ненасильственного и гармоничного развития. В произведениях И.А. Ефремова коммунистическое общество, благодаря науке и гуманистической педагогике, воспитало героический тип человека-творца, и «Великое кольцо» соединяет земную и другие цивилизации. Познание и освоение бесконечного Космоса − вот великая цель, ради которой живет человечество. В качестве следующего этапа эволюции телесности и сознания можно рассматривать энергетическое, невещественное лучистое человечество. Это термин К.Э. Циолковского, но схожие идеи есть в философии Живой Этики, у Н.О. Лосского, футуролога И.В. Бестужева-Лады и др. Существуют духовная, связанная с признанием высших разумных сил Космоса, и натуралистическая интерпретации лучистого человечества. В соответствии с натуралистическим пониманием технологии, а не развитие сознания, способны трансформировать человека из плотного, вещественного в лучистое состояние. Физик М. Каку в работе «Будущее разума» размышляет о том, что через столетие благодаря технологиям появятся энергетические существа, свободно плавающие в виде сгустка чистой энергии или проявляющие себя через мобильное суррогатное тело. Проблемой является то, что техника развивается, а нравственность − нет. Живая Этика ведет человека к построению общины на основе Культуры и овладению утонченными светоносными энергиями. Человек, преобразивший себя, а вместе с собой и Землю, входит во всеединство горнего мира вечности, нетленной Красоты, непрерывающегося и беспредельно совершенствующего сознания.

Академик Л.В. Шапошникова, генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха, обосновала, что в пространстве России начала XX века трагически совместились социальная и Духовная революция. И организаторы этой конференции полагают, что «писатели, поэты, мыслители трактовали революционный сдвиг как начало “третьей революции духа”, ненасильственной и бескровной, призванной дать новые горизонты творческому действию человека: “Борьба и труд изменят естество. Мы будем человечеством крылатым” (Иван Филипченко)». Идеи созидательного труда, борьбы за Культуру, свободное творчество в соответствии с высшими ценностями сохраняют свою актуальность, более того, без революционного изменения сознания, преодоления агрессивного невежества и равнодушия у человечества нет будущего.


Выступает Н.Н. Смирнов

Выступает Н.Н. Смирнов

Немало докладов было посвящено именно этому духовному подъему запечатленному в произведениях творцов ХХ века. Исследователь творчества И. Ефремова Николай Николаевич Смирнов показал историческую роль ХХ века сквозь призму философии этого уникального русского фантаста, вдохновлявшегося идеями Рерихов. Человечество за последние десятилетия сделало гигантский скачок в технологическом развитии, но все мечты и устремления в Космос остались в основном в ХХ веке, который научил людей мыслить вселенскими масштабами.

О творчестве художника-космиста советской эпохи Г.Г. Голобокова рассказал кандидат педагогических наук, доцент МГИК Андрей Васильевич Фесенко. Художник, получивший в детстве тяжелую травму, был всю жизнь прикован к кровати, но его мысль устремлялась к космическим далям. Герои работ Г.Г. Голобокова – удивительно прекрасные люди будущего, покоряющие пространство и время. И картины отражают тонкие вибрации души и персонажей, и самого автора. Это направление в живописи позже стали называть «психологической фантастикой», и этот аспект творчества в контексте современных механизированных образов будущего очень важен и актуален.

В рамках конференции в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына состоялось также сценическое представление книги доктора славянской филологии Валерия Байдина «Вдохновленный солнцем. Поэзия и живопись Александра Чижевского» (Калуга, 2017). Впервые со сцены прозвучали романсы композитора и вокалиста Алексея Рыбакова на стихи А.Л. Чижевского. Валерий Байдин – автор многих книг и научных статей, посвященных русской художественной культуре и космизму, неоднократно публиковался в журнале «Культура и время» Международного Центра Рерихов. 



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007