Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
27.03.2017

Семинар молодых ученых

28 февраля 2017 года состоялся семинар молодых ученых при Объединенном Научном Центре проблем космического мышления (ОНЦ КМ МЦР).

Петр Абрамов

Петр Абрамов


С докладом «Эволюционный персонализм Н.О. Лосского» выступил П.Д. Абрамов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, научный редактор журнала «Культура и время».

Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) – один из крупнейших отечественных философов, его имя стоит в одном ряду с такими мыслителями, как В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский. В своих работах Лосский дает оригинальную и глубокую интерпретацию проблемам онтологии, теории познания, этики, эстетики, философии религии. Философские построения Лосского во многом опираются на монадологию Лейбница. В то же время Лосский, восприняв главные принципы его монадологии, предпочитает называть монаду субстанциальным деятелем, подчеркивая тем самым ее способность к творческой активности, созданию чувств, желаний, а также наличие у нее свободы воли. Субстанциальные деятели, по Лосскому, сотворены Богом. Те из них, которые вступили на путь эгоистического обособления от Бога, образуют сферу несовершенного бытия, «землю», как выражается Лосский, или материальный мир. Монады эволюционируют, развиваясь от более простых к более сложным формам жизни, от электрона к человеку и, далее, к Богочеловеку. В процессе эволюции монады взаимно дополняют друг друга, воздерживаясь от враждебности и стремясь через любовь и сотрудничество к единению. Лосский является сторонником учения о перевоплощении. Это учение, по его мнению, выражает действительную эволюцию человека, ибо за одну жизнь невозможно преодолеть все несовершенства и раскрыть многогранные творческие способности личности. В будущем, считает мыслитель, человек обретет преображенное тело и войдет в Царство Божие, царство бессмертия, добра и красоты. Бог и обожествленные личности из этого Царства способствуют эволюции мира.

Необходимо отметить, что Н.О. Лосский и Н.К. Рерих дружили в студенческие годы, а в 30-е годы XX века переписывались, Н.К. Рерих в своих трудах цитирует Н.О. Лосского. В трудах Лосского и в философии Живой Этики есть много созвучных моментов. В то же время стоило бы воздерживаться от прямых аналогий между идеями Лосского и Рериха, ибо идеи каждого из этих мыслителей являются по-своему оригинальными. Особенно это касается философии Н.К. Рериха, но это уже тема для отдельных исследований.


Дмитрий Куляница

Дмитрий Куляница

Кроме того, 25 января на семинаре молодых ученых состоялся доклад магистра религиоведения (РГГУ), сотрудника Международного Центра Рерихов Д.С. Куляницы «Е.П. Блаватская и В.С. Соловьев: пересечение судеб и философских идей». По утверждению автора, взаимоотношения Блаватской и Соловьева до настоящего времени мало изучены. Это дает повод многим современным исследователям считать появившиеся в печати в 1889 и 1891 гг. две статьи Соловьева о Блаватской случайными в его творческой биографии, не заслуживающими внимания. Однако малоизвестные факты свидетельствуют об обратном. Соловьев и Блаватская были связаны через их общих знакомых (Р.А. Фадеев, А.Н. Аксаков, А.М. Бутлеров, Н.П. Вагнер, М.А. Хитрово, У. Крукс, Д.Н. Цертелев, М.Н. Катков, Вс.С. Соловьев, В.П. Желиховская). Сам Соловьев на протяжении одного-двух лет был подписчиком журнала, издаваемого Е.П. Блаватской «The Theosophist». Уникальным источником для понимания изучаемой темы является зачитанное докладчиком, недавно обнаруженное и неопубликованное письмо Блаватской, в котором она высоко отзывается о философии Соловьева и приглашает его в штаб-квартиру Теософского общества в Индии.

Автор доклада детально проанализировал содержание статей Соловьева о Блаватской, рассмотрел его восприятие теософии сквозь призму концепции религиозной истины Соловьева, что позволяет глубже понять суть возникшей между двумя мыслителями идейной полемики. Также в докладе были сделаны сопоставления ряда положений учений Соловьева и Блаватской и показана их концептуальная близость. Это такие идеи, как целенаправленная духовная эволюция человечества, идея Всеединства, и, может быть, самое главное – показано, что концепция свободной теософии Соловьева, сформулированная им в «Философских началах цельного знания» и заключавшаяся в органическом синтезе религии, философии и науки, оказалась созвучной теософскому подходу Блаватской, наиболее ярко выраженному в ее «Тайной Доктрине». Доклад сопровождался демонстрацией редких архивных материалов и фотографий.




Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007