Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати

В. Фролов. О методологии исследования творчества Людмилы Васильевны Шапошниковой

Виктор Фролов
Заместитель Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха,
Руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления,
доктор философских наук, профессор

Творческое наследие Людмилы Васильевны Шапошниковой является итогом освоения ею философии Живой Этики, а также живым примером того, как эта философия благодаря героическим действиям Людмилы Васильевны стала этикой ее жизни. Творческое наследие этого мыслителя многогранно. Это - философские труды, общественный музей имени Н.К.Рериха, взятый в единстве его научной и культурно-просветительской деятельности; подвижническая деятельность Людмилы Васильевны по защите имени и наследия Рерихов, по отстаиванию от разрушения и разграбления Музея имени Н.К.Рериха; книги по культуре древних племен Индии; это, наконец, публицистические статьи, посвященные Пакту Рериха и значению культуры. Каждое из направлений творчества Людмилы Васильевны имеет свои особенности. В то же время все эти направления пронизаны идеями Живой Этики. Это объединяет направления ее творчества и поэтому оно представляет собой духовно целостное явление.

Наследие этого мыслителя помогает осваивать Живую Этику, которую принесли человечеству наши выдающиеся соотечественники Рерихи и которая содержит новые знания о космической эволюции человека и высокую красоту. Благодаря таким моментам, благотворно влияющим на сознание людей и побуждающих их к духовно-нравственному совершенствованию, Живая Этика откроет перед человечеством и уже начинает открывать новые возможности разрешения возникающих проблем. Людмиле Васильевне Шапошниковой было на кого равняться и у кого учиться. Это были Рерихи. Решающую роль в ее духовной эволюции сыграла встреча в 1968 г. со Святославом Николаевичем Рерихом. В результате его водительства духовным основанием ее творчества стала философия Живой Этики.

Творческое наследие Л.В.Шапошниковой нуждается в осмыслении, ибо имеет огромное эволюционное значение для развития каждого человека и всего человечества. В исследовании этой темы я опираюсь на философскую систему Живой Этики, другие труды Рерихов, работы Л.В.Шапошниковой, выводы исследователей ее творчества. При этом я не претендую на сколько-нибудь полное раскрытие этой темы, а ограничиваюсь суждениями и выводами постановочного характера.

Обращаясь к методологии исследования творческого наследия этого мыслителя, я имею ввиду не только момент научного осмысления этого наследия, но более объемный и глубинный процесс - его освоение ученым прежде всего как определенной личностью. Наследие Л.В.Шапошниковой в силу его культурного содержания помогает людям понимать себя, мир, в котором они живут, и на этой основе улучшать самих себя и свою жизнь. Но помощь от наследия не может приходить сама собою. Чтобы наследие входило в жизнь, людям нужно прилагать огромные усилия. Если говорить в этой связи об ученых, то их высокая миссия по отношению к наследию Л.В.Шапошниковой состоит в его освоении, включающим утверждение идей этого наследия и их защиту от искажений и клеветы, а также защиту высокого имени этого мыслителя от клеветнических суждений. По существу такие ученые, выступая в защиту творческого наследия Л.В.Шапошниковой и ее имени, защищают собственный взгляд на мир и свое человеческое достоинство, свое будущее и будущее своих детей.

Научное осмысление творческого наследия Людмилы Васильевны, а шире говоря, его освоение, предполагает избрание истинного методологического подхода к этому наследию, который может помочь человеку плодотворно осваивать его. Такой подход содержится в Живой Этике, а также в трудах Людмилы Васильевны.

Исходный пункт освоения ее творческого наследия состоит в признании и принятии того принципиального положения, что творчество этого выдающегося мыслителя имеет огромное эволюционное значение для человечества. Основания такого подхода коренятся в том, что творческое наследие Л.В.Шапошниковой несет новые знания, почерпнутые этим мыслителем из Живой Этики и необходимые сегодня для понимания природы человека, мира и перспектив развития человечества. Все это в конечном счете может способствовать совершенствованию человека и улучшению им его жизни.

Глубинные истоки такого видения творческого наследия Л.В.Шапошниковой опираются на Живую Этику, которая есть творческий импульс космической эволюции, своеобразный Зов космоса, посланный человечеству. Истоки этого Зова коренятся в творчестве Великих Учителей человечества, играющих в его эволюции ведущую роль. Выражением Их творчества в ХХ веке стала появившаяся на нашей планете благодаря активному участию в этом важнейшем эволюционном действии философская система Живой Этики. В свою очередь творчество Людмилы Васильевны явилось откликом на Зов Учителей, олицетворяющих высокие структуры космоса.

Итак, перечислим основные принципы, без которых нельзя обойтись при освоении творческого наследия Л.В.Шапошниковой.

1. Принятие творчества Учителей человечества, выраженного в философской системе Живой Этики, в качестве определяющего и ведущего фактора эволюции человека и человечества.

2. Признание эволюционного значения творческого наследия Л.В.Шапошниковой, состоящего в том, что его освоение открывает перед людьми возможности их духовного совершенствования и улучшения их жизни.

3. Понимание творчества Л.В.Шапошниковой как отклика на Зов космической эволюции, импульсом которой стала Живая Этика.

4. Творческое наследие этого мыслителя может стать достоянием той или иной личности только при условии, если оно будет пропущено через ее сознание, сердце, культуру и духовный опыт. Поэтому от состояния и направленности их функционирования непосредственно зависит плодотворность освоения личностью содержания творческого наследия Л.В.Шапошниковой. Все это побуждает задуматься о роли личности ученого в освоении ее наследия. Чтобы ученый был готов к его освоению, его духовный мир должен быть созвучен идеям и представлениям, которые содержатся в наследии этого мыслителя.

Таким образом, методология освоения творчества этого философа представляет собой целостное единство двух сторон. Одна ее сторона высвечивает связь творческого наследия Людмилы Васильевны через Живую Этику с космической эволюцией. Здесь проявляется действие космического закона «Высшее в эволюции ведет низшее», где Высшее – это Учителя человечества и созданная ими при непосредственном и самом активном участии Рерихов философия Живой Этики. Это Высшее по отношению к Людмиле Васильевне помимо Живой Этики олицетворял, будучи Учителем Людмилы Васильевны, Святослав Николаевич Рерих. Л.В.Шапошникова с ее творчеством по отношению к этому Высшему представляла ведомую сторону.

Такое понимание творческого наследия Людмилы Васильевны имеет не только принципиальное значение для познания особенностей эволюции человечества, но и жизненный смысл для самого ученого как личности. Это тем более важно в том случае, когда ученый достигает определенного уровня осознания и освоения творческого наследия Людмилы Васильевны, когда процесс этого освоения становятся его мировоззрением и смыслом жизни. Благодаря этому в жизни ученого, вообще человека, ставшего на этот путь и идущему по нему, появляются такие ценности, которыми он уже не может поступиться и будет защищать их от нападок и клеветы любыми законными и разумными средствами.

Подтверждение тесной связи Людмилы Васильевны с духовными моментами космической эволюции содержится в свидетельстве самой Д.В.Шапошниковой. В феврале 2012 года автором настоящего доклада на группе Живой Этики МЦР были сформулированы основные доказательства подхода к ее творчеству как отклику на Зов Живой Этики. Людмила Васильевна, подводя итоги обсуждения доклада, сказала, что у нее нет возражений против сформулированных автором доклада положений. Этот факт позволяет сделать вывод, что Л.В.Шапошникова согласилась с аргументами, которые были приведены в докладе. При этом она отметила сердечность высказанных автором доклада суждений. Основные моменты этого доклада, необходимые для понимания проблематики данной статьи, приводятся ниже.

1.Философия Живой Этики после ознакомления с нею Людмилы Васильевны стала основой творчества Л.В.Шапошниковой. Это дает основание предположить, что данная философская система послужила своеобразным Зовом, на который Людмила Васильевна своим творчеством откликнулась.

2. Встреча со Святославом Николаевичем Рерихом в 1978 г. Л.В.Шапошниковой, на которой он передал Людмиле Васильевне знания по Живой Этике, определила направленность всего последующего творчества этого крупного философа, ученого и общественного деятеля.

3. По инициативе С.Н.Рериха Л.В.Шапошникова некоторое время держала в руке «камень» - осколок метеорита, по существующей легенде когда-то пребывавшего в пространстве созвездия Ориона и в незапамятные времена оказавшегося на планете Земля. Более высокая энергетика этого «камня» не могла не оказать благотворного влияния на творческий потенциал Людмилы Васильевны.

4. Существенное положительное влияние оказало на Л.В.Шапошникову ее путешествие по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции (за исключением ее китайского отрезка), на котором в своем время пребывали Учителя, проходили караваны древних народов, а в более позднее время - экспедиция Н.К.Рериха.

Учитывая эти уникальные моменты, надо подчеркнуть, что Л.В.Шапошникова – это единственный человек на нашей планете, который во второй половине ХХ века пережил указанные выше события. Они, взятые в единстве с духовными накоплениями Л.В.Шапошниковой, оказали такое благотворное влияние на ее творчество, что его результаты стали качественно новым явлением в философии, науке, культуре.

Таким образом, с высокой степенью вероятности можно предположить, что после того, как Людмила Васильевна ощутила Зов Живой Этики и ее сердце настроилось на энергетическую «волну» этого учения, творческий потенциал этого мыслителя стал все более раскрываться и, а творческая энергия Людмилы Васильевны начала реализовываться в тех направлениях ее деятельности, результаты которой стали огромным культурным достоянием России и всего человечества.

Другая сторона методологии освоения творчества Людмилы Васильевны связана с особенностями личности ученого, который применяет творчество Л. В. Шапошниковой в своей профессиональной деятельности, осваивает его в жизни. Под этими особенностями имеется ввиду развитие сердца, сознания, мышления, культуры, накпливание духовного опыта ученого. Эти моменты побуждают рассмотреть роль личности ученого в освоении творческого наследия Л.В.Шапошниковой. Чтобы ученый мог осваивать это наследие, его духовный мир должен быть созвучен идеям и представлениям, которые содержатся в трудах Л.В.Шапошниковой. Поэтому, когда ученый приступает к осмыслению творчества этого мыслителя, ему полезно задуматься о том, в какой мере он к этому внутренне готов. Показателем этой готовности является состояние его духовного мира. Своеобразными знаками этого состояния можно считать такие моменты:

1. Признание Высшего начала как определяющего фактора жизнедеятельности человека. Под Высшим началом понимаются Великие Учителя человечества, творчество которых в 20 веке аккумулировано в философии Живой Этики.

2. Сердце, покрытое любовью. «Только сердце, ничем кроме любви непокрытое, связывает нас с Высшими Силами», - читаем в Живой Этике [ 1 ]. Не случайно в серии книг этого учения есть книга «Сердце», в которой раскрывается центральное место сердца в жизни человека. Сердце связано с интеллектом. Их соотношение в человеке сегодня таково, что интеллект опережает развитие сердца. Это один из итогов эволюции человека. Из-за неразвитости, закрытости сердца люди свой интеллект зачастую используют во вред, а не во благо человеку и обществу. Важно воспитывать сердце, открытое добру и любви. Значимую роль в этом процессе играет духовный опыт человека, приобретаемый им в жизни каждого дня. Нужно стремиться к равновесию интеллекта и сердца. Л. В.Шапошникова, характеризуя их соотношение, пишет о сердечном уме (интеллекте) и умном сердце. В жизни ученому важно прислушивался к голосу своего сердца, которое готово направить его по правильному пути

3. Наличие нравственности, проявлением которой являются такие мысли, чувства и действия ученого, которые нацелены на реализацию ценностей Общего Блага.

4. Высокий культурный уровень ученого предполагает освоение им основных достижений отечественной и мировой культуры. В качестве условия освоения творчества Л.В.Шапошниковой это необходимо прежде всего потому, что все ее труды зиждятся на культурных основаниях

5. Способность подниматься над ограниченностью различных точек зрения, умение видеть в них зерна истины и формировать целостную картину реальности.

6. Самоотверженность и готовность к духовному подвигу. Освоение творчества Л.В.Шапошниковой, как и философии Живой Этики, имеет такие особенности, что требует от ученого напряжения всех его духовных, нравственных и интеллектуальных сил. Поэтому ученому полезно ориентироваться на примеры самоотверженности и идеалы подвига. Примером самоотверженности была жизнь и творчество Н.К.Рериха, о котором Е.И.Рерих пишет: «Жизнь его есть жизнь полного самоотречения, он живет для великого Служения. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе» [ 2, с. 28 ]. О подвиге в письмах Е.И.Рерих читаем: «Истинно велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам» [ 3, с. 117 ]

Освоение творчества Л.В.Шапошниковой ученым возможно не только посредством научного анализа, но и его интуиции, вообще действий, направленных на реализацию ценностей, заложенных в творческом наследии этого мыслителя. Подобного рода действия берутся как единство духовно-интеллектуальной, эмоциональной и событийной сторон жизни ученого. В этих действиях проявляется личность ученого. Они требуют от него самоотверженности и подвига духа, так как обстоятельства его жизни побуждают его к напряжению всех своих сил ради утверждения идеалов знания, красоты и культуры.

Обобщая можно сказать, что для освоения творчества Л.В.Шапошниковой ученому надо воспитывать сердце, расширять сознание, укреплять нравственность, совершенствовать мышление, повышать культурный уровень, накапливать духовный опыт и т.д. Эти моменты не являются, строго говоря, явлениями одного ряда. В то же время, говоря о человеке, я считаю возможным рассматривать их в связи с его духовным миром, ибо их состояние и уровень развития характеризуют личность ученого и обусловливают его возможности в освоении творчества Л.В.Шапошниковой. Итак, методология освоения ее творческого наследия включает в себя личность ученого с присущими ей составляющими духовного мира. В то же время ученому для осмысления и освоения творчества Людмилы Васильевны недостаточно обладать указанными моментами его духовного мира. Очень важно, чтобы он проявлял их в деятельности, утверждая в жизни ценности, заложенные в наследии этого мыслителя и подвижника. Иными словами, он не может не принимать их как свои и обязан доказывать их жизненность конкретными результатами своей творческой деятельности, вообще своими поступками. Таким образом, ученый способен осваивать творчество Людмилы Васильевны Шапошниковой в той мере, в какой он будет участвовать в реальных процессах утверждения, защиты и развития содержащихся в этом наследии духовных ценностей. Итак, условия освоения творческого наследия Л.В.Шапошниковой коренятся в духовном мире ученого, в пространстве его духовного совершенствования. Именно в этом пространстве трансформируются в конкретные результаты его творчества все его духовно-нравственные устремления, мотивы и действия.

Тому ученому, который стал на путь осмысления творчества Л.В.Шапошниковой, полезно обращать внимание на процессы, происходящие в его внутреннем мире и вокруг него, ибо каждый его шаг вперед по пути освоения творчества Людмилы Васильевны будет подвергаться испытаниями жизнью.

Она будет ставить ученого в такие условия, когда ему придется совершать выбор, определяющий вектор его жизнедеятельности. Следствием этого станет либо освобождение его духовного мира от груза эгоизма и других несовершенств, либо отход назад от достигнутых в процессе освоения творческого наследия Л.В.Шапошниковой, вообще ценностей культуры рубежей. В ситуации, когда ученый оказывается перед выбором, для него очень важно признание ведущей роли Великих Учителей в эволюционном развитии человечества, духовной миссии семьи Рерихов и эволюционного значения творческого наследия Л.В.Шапошниковой.


Литература

1. Сердце, 339.

2. Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000.

3. Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001.



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007