Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
13.07.2016

Белорусские школьники в Музее имени Н.К. Рериха

В г. Борисове уже давно работают учителя-энтузиасты, которые несут идеи Гуманной педагогики в пространство Беларуси. Той педагогики, которая призвана приобщить детей к процессу созидания самих себя. А это возможно через воспитание, ибо оно есть питание духовной оси ребёнка всем возвышенным и утончённым. Одной из граней, позволяющей питать ребёнка возвышенными образами, является культура.

Уже стало доброй традицией в течение учебного года совершать туристические поездки по памятным местам не только Беларуси, но и за её пределы. В июне этого года группа учащихся вместе с учителями из города Борисова совершили увлекательную поездку в Москву. Ученикам школ Борисова поездка стала долгожданной. О широко известном во многих странах мира общественном Музее имени Н.К. Рериха, художественном творчестве Рерихов, Пакте Рериха и Знамени мира, постоянных выставках Музея их знакомили еще ранее в гимназии № 2 и школе № 7 на классных часах, которые вели сопровождающие их учителя Елена Владимировна Барташевич и Татьяна Олеговна Ковалева.

Программа была насыщенной и интересной. В один из дней ребята посетили Музей имени Н.К. Рериха, который является подлинной культурной жемчужиной России. Его музейная экспозиция отражает этапы жизненного и творческого пути великой семьи Рерихов. Каждый из них внёс огромный вклад в сокровищницу мировой культуры и науки. В Вводном зале, который является своеобразным эпиграфом к основным экспозициям музея, ребята увидели, как в символических образах на картинах современной художницы Нины Волковой переданы основные этапы духовно-культурной эволюции человечества: от гибели Атлантиды и зарождения древнеегипетской культуры до новой эпохи и появления нового человека.

В Петербургском зале учащиеся познакомились с городом, в котором родился Н.К. Рерих и его будущая жена Е.И. Шапошникова. Фотографии и документы, экспонирующиеся в зале, представляют Николая Константиновича и Елену Ивановну в разные периоды жизни. Весь свой земной путь Николай Константинович и Елена Ивановна пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Особенно поразили всех рисунки старшего сына Рерихов Юрия, выполненные им в 15-16 лет – художественный дар был присущь каждому из этой великой семьи.

Русский зал запомнился кружевом деревянной резьбы. Она перекликалась с диорамами «Русь языческая», «Русь христианская» и картинами Н.К. Рериха. Образ Земли Русской проходит через всё творчество художника и вводит ребят в пространство двух великих эпох русской истории – пространство, в которое Рерих вошёл как историк, археолог и художник. Николай Константинович и Елена Ивановна много путешествовали по России, изучая её историю и культуру, пытаясь понять истоки её древней силы и будущей мощи. Ребята прочувствовали, что все картины проникнуты глубокой любовью к Родине и верой в её высокое предназначение.

В самом сердце музейной экспозиции, зале Живой Этики, дети были потрясены свечением далёких галактик и созвездий, картинами, скульптурной композицией «Вестники космической эволюции», которой представлены образы Тех, кто век за веком приносил знания на планету Земля, определяя путь человечества к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению.

Необычайно взволновал учащихся зал Центрально-Азиатской экспедиции, где они познакомились с делом всей жизни Н.К. Рериха. В зале на макете карты ученики проследили путь экспедиционного каравана, в состав которого входила и Елена Ивановна, узнали о событиях на маршруте, увидели уникальную археологическую коллекцию, собранную Н.К. и Ю.Н. Рерихами в Тибете. На маршруте в тяжелейших условиях было создано около 500 картин. Экспедиция прошла по землям древнейших культур Азии. На её маршруте был собран огромный научный материал, позже обработанный и осмысленный с широкой философской точки зрения.

Зал Кулу перенёс нас в священную гималайскую долину Индии, где Рерихами был основан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». Институт был комплексным. Важным принципом его деятельности стало сочетание древних знаний и современных научных открытий. С ним сотрудничали многие ведущие учёные. Картины Н.К. и С.Н. Рерихов помогли ребятам ощутить своеобразие и красоту этого древнего места. В зале экспонируются личные вещи Рерихов, предметы искусства из их коллекции. Они узнали, что жизнь семьи в Кулу была чрезвычайно насыщенной: участие в жизни Института, многогранная творческая деятельность, встречи с известнейшими людьми.

В ходе экскурсии по залам музея очень чётко ощущалось, что вся деятельность семьи Рерихов была направлена на утверждение непреходящего значения культуры. Одним из самых важных начинаний для этого стал Пакт об охране культурных ценностей, которому посвящён зал Знамени Мира. Знамя мира, знамя Культуры является главным экспонатом зала. На полотнище – древнейший символ человечества, три малых красных круга в большом. Прошлое, Настоящее, Будущее в едином круге Вечности, или искусство, религия и наука в едином круге Культуры. Этот флаг Н.К. Рерих предложил в качестве отличительного знака первого международного Договора о защите культурных ценностей, получившего название Пакт Рериха. В экспозиции зала представлены фотодокументы, которые рассказывают о продвижении и утверждении Пакта. Его проект был разработан Н.К. Рерихом в сотрудничестве с рядом европейских юристов в 1929 году. Знамя Мира и Пакт Рериха призывают к защите культурных ценностей не только во время войны, но и в мирные дни, ибо, как считал Н.К. Рерих, уничтожение культуры – это разрушение устоев дальнейшей эволюции человечества.

Ещё мы посетили два зала, которые посвящены сыновьям Юрию и Святославу. Живописная экспозиция картин, личных вещей, фотоматериалов свидетельствовала об уникальных способностях старшего сына Юрия. Он стал учёным, востоковедом, знавшим более 30 восточных языков и наречий. Именно Юрий Николаевич был бессменным директором Института «Урусвати». В экспозиции представлен его фундаментальный труд «История Средней Азии».

Святослав пошёл по стопам отца и стал художником. Учащиеся узнали, что именно Святослав Николаевич Рерих является основателем музея. А его картины отличаются особой внутренней наполненностью и удивительной красотой. Богатством внутреннего мира покорили ребят герои его портретов.

Музей никого не оставил равнодушным. Учащиеся поняли, что в самом центре Москвы заключен источник чего-то очень важного, несказанного. Через исключительную мощь мысли, и художественной, и философской, Рерихи передали потомкам истинное богатство. Воодушевлённые и радостные от посещения Музея имени Н.К. Рериха мы возвращались домой.

По пути, обмениваясь своими впечатлениями, дети были единодушны в том, что такого уникального музея нет в Белоруссии, да и в других странах. Сюда нужно приехать обязательно! Ведь это пока единственный музей о Рерихах, созданный по их плану и поддерживаемый в прекрасном состоянии усилиями простых людей, то есть общественный.

Теперь уже они расскажут своим детям о сказочном месте в самом сердце России – общественном Музее имени Н.К. Рериха, и о каждом из его удивительной семьи...

Источник: Сайт информационно-просветительской группы «РЕРИХИ И БЕЛАРУСЬ»



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007