Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
27.05.2016

Открытие выставки Ю.Э. Кузнецова «Вера. Надежда. Любовь»

18 мая 2016 года в залах 1-го этажа Музея имени Н.К. Рериха состоялось торжественное открытие выставки произведений Юрия Эросовича Кузнецова (1948-2012) «Вера. Надежда. Любовь».

Это уже третий выставочный проект МЦР, представляющий творчество талантливого ковровского художника. Юрий Эросович был другом нашего музея. В этих стенах Ю.Э. Кузнецова помнят и продолжают восхищаться его выдающимися творениями. Фонд художников-космистов музея располагает рядом иконописных работ мастера, которые были созданы им специально для общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

На выставке представлено 42 произведения иконописи и 26 работ, выполненных в технике «vision» из собрания МЦР, московской Артгалереи «Кристина», владимирской клиники «Эльф», частных коллекционеров Москвы, Владимира, Коврова и других городов. Деятельное участие в организации выставки приняла Крымская региональная культурно-просветительская общественная организация «Общество Рерихов», являющаяся Крымским отделением Международного Центра Рерихов, оказавшая помощь в оформлении произведений Ю.Э. Кузнецова.


Открытие выставки началось с показа выступления генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой на первом открытии выставки художника в МЦР в 2005 г. Именно на открытии этой выставки Л.В. Шапошникова дала высокую оценку творчества Ю.Э. Кузнецова и назвала его произведения «иконописью третьего тысячелетия». «Орнаменты икон напоминают древние письмена. Они еще не расшифрованы, и Юрий Эросович, я думаю, сам пока не знает, как это сделать. Это иконы будущего», – отметила тогда в своем выступлении Людмила Васильевна.

Первый заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Михайлович Журавихин в своем выступлении отметил: «Сегодня мы открываем третью выставку уникального иконописца и художника Юрия Эросовича Кузнецова в нашем Музее. По словам выдающегося богослова П.А. Флоренского, «икона имеет цель вывести сознание в мир духовный. <...> Если эта цель не достигается, если не возбуждается хотя бы отдаленного ощущения реальности иного мира, то икона не вошла в круг произведений культуры, и тогда ценность ее – лишь материальная или, в лучшем случае, археологическая».

В случае Юрия Эросовича мы соприкасаемся с иконами как с явлениями Инобытия, данного нам духом высокого мастера. Своим творчеством этот художник открывает новые пути в мастерстве иконописи, которые не отрицают тысячелетнюю традицию, а, напротив, развивают ее, рождая новые прекрасные формы, в которых мы имеем возможность лицезреть запечатленную красоту более совершенного мира более высокого измерения. Того мира, который называют Божественным, горним, духовным. А в философии космической реальности – Живой Этике – Миром Огненным или светоносным, так как его материя излучает высокие вибрации невыразимой Красоты. От имени руководства МЦР П.М. Журавихин поблагодарил всех ценителей творчества Ю.Э. Кузнецова из Коврова, Владимира, Москвы и других городов, согласившихся предоставить работы художника для выставки.

Директор арт-галереи «Кристина», автор книги «Икона XXI века. Кузнецовское письмо», искусствовед Кристина Кондратьева рассказала, как творчество Юрия Кузнецова изменило её жизнь, открыв новые горизонты. Она отметила: «Ю.Э. Кузнецов – автор двух новых направлений в изобразительном искусстве конца XX – начале XXI веков: в иконописи – «кузнецовское письмо», в живописи – стиль «вижен» (от англ. vision – «видение»). Основу стиля «кузнецовское письмо» составляет традиционная православная икона, список делается с канонического образа. Также традиционно пишутся лик и руки (личное), а пространство, которое окружает фигуру святого, его одежды (доличное) и ковчег (рама на иконе) дописываются с использованием красочной орнаментальной росписи. Роспись, выполненная темперными красками, основана на традиции оформления икон в разных техниках, принятых на протяжении многих веков: мозаика, бисер, эмаль, резьба. <...> В работах стиля «вижен» вы увидите Любовь и Честность, Мужество и Неутомимость, Решительность, Самодисциплину и Простоту такими, какими они открылись художнику в момент внутреннего озарения, в процессе проникновения в тот неосязаемый внутренний мир, который нельзя ни измерить, ни определить. Так посредством творческого акта художника нашему взору становятся доступны эманации наших мыслей, чувств и устремлений. <...> Зная об уникальной способности Ю.Э. Кузнецова «видеть» в цвете любое явление или состояние, его друзья и знакомые просили написать им рисунки «на заданную тему». Млечный путь, Пространство Любви, Идею, открыть Тайну пирамид и Атлантиды, услышать Зов вечности, посмотреть на прекрасную Птицу Феникс, почувствовать Трепет души. Интересна серия рисунков Сотворение, посвященная семи дням творения. «Я могу все, что угодно передать в цвете», – говорил Ю.Э. Кузнецов. Это прекрасно и одновременно трудно. Согласитесь, тяжело видеть безобразие не только «формально», но еще и во всем его ужасающе кричащем цветосочетании. Поэтому Ю.Э. Кузнецов говорил, что если бы люди задумались об этом серьезно и убрали из жизни губительные цвета и сочетания, то страдания стало бы меньше. Сам он даже самые скорбные иконы писал «радостью веры», от этого его иконы дают такой сильный заряд бодрости.

     

Александр Невский

Андрей Первозванный

Богородица-Умиление

Сотрудник выставочного отдела МЦР Дмитрий Ревякин в своем выступлении рассказал о первой встрече с художником и более подробно остановился на произведениях, выполненных в технике «вижен», представленных в первом зале выставки: «В 2003 году произошло знакомство Юрия Эросовича с нашим музеем. Людмила Васильевна Шапошникова, познакомившись с некоторыми работами Ю.Э. Кузнецова, поручила мне встретиться с художником в Коврове и побольше узнать о его творчестве. Я тогда был удивлен скромностью обстановки, в которой работал художник, но сразу почувствовал, что здесь особое место, пространство более высокого духовного измерения. Поскольку именно Учение Живой Этики рассматривает проблему взаимодействия человека с мирами иных измерений, которые пронизывают весь Космос, то теоретически нам известно, что каждый объект имеет свою энергетику, обладающую определенной цветовой гаммой. В лице Юрия Эросовича возник пример того, что человек (в случае с Ю.Э. Кузнецовым еще и талантливый художник) действительно может своим духовным взором видеть и отображать духовные излучения этих миров. Уже тогда, при первой встрече он показал, что может изображать в цвете музыку и ароматы, различные явления и состояния природы и человека, его эмоции и внутренний мир. Это было совершенно удивительно. Тогда я был поражен этим и старался побольше узнать от Юрия Эросовича о его творениях. Много позже, общаясь с поклонниками творческого наследия семьи Рерихов из Коврова, Владимира и Москвы он создал ряд произведений, которые отразили недосягаемые для нашего грубого взора, но совершенно реальные явления Мира Огненного. Это, прежде всего, работы: «Урусвати», «Кольцо Нефертити», «Камень», «Портрет Н.К. Рериха», «Мысли Е.И. Рерих», триптих с условным названием «Пение ангелов на Афоне» и другие произведения, где он отобразил, по меткому выражению С.Н. Рериха, ту «невыразимую ауру славы», которая присутствует вокруг реликвий, связанных с Е.И. Рерих, Н.К. Рерихом и их Духовными Учителями. Творения Юрия Эросовича – это поистине окно в мир высоких энергий и устремлений, без принятия которых у нас не будет будущего, не будет дальнейшей эволюции. Он был очень скромен и говорил о своем творчестве так: «Во многом это дается мне свыше. Я – только руки». Он трудно шел к этому дару, через глубокие внутренние испытания и борения. Но преодолев их сумел принести нам весть и благоухание иных, светоносных миров. Думается, что с каждым годом его творчество будет все более и более востребовано. Все вышеупомянутые произведения в технике «вижен» любезно предоставлены на выставку Кристиной Кондратьевой, за что хотелось бы выразить ей искреннюю благодарность. Отдельно необходимо сказать о многолетней дружбе Ю.Э. Кузнецова с сотрудником МЦР А.Л. Прохорычевым. Во многом благодаря стараниям последнего удалось собрать основную часть работ на выставку. Будем неизменно верить, что все святые, собравшиеся сегодня в этих залах на иконах мастера станут нерушимой стеной в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха в нелегкий час его истории».

В заключение выступил Илья Вольнов, директор Центра технологической поддержки образования, кандидат технических наук. В его выступлении он отобразил связь «кузнецовского письма» и современной науки: «Современная цивилизационная ситуация предельно драматична. Количество информации и скорость происходящих изменений достигает немыслимых, почти бесконечных значений. Современное сознание, сфокусированное в мозговой деятельности, находится практически в тупике, т.к. способно работать только с конечными множествами. Рубиконом современности становится бесконечность. Только один орган человека позволяет ориентироваться в бесконечности – это сердце. Кузнецовское письмо подготавливает наше сознание к переходу этого рубикона, оно бесконечно в буквальном смысле, как бесконечно число его пространственных цветовых сочетаний. Кузнецовское письмо переносит фокус сознания в сердце и выводит его из обозначенного тупика», – отметил ученый.

По окончании официальной части Кристина Кондратьева провела экскурсию по открывшейся экспозиции. Зрители много узнали о символизме икон, о процессе их создания, о необычных способностях Юрия Эросовича видеть цвета и о его авторской технике письма. Также на выставке зрителям представлен авторский фильм К. Кондратьевой, посвященный Ю.Э. Кузнецову.

Выставка продлится до 10 июля, в ее образовательную программу входит проведение экскурсий и мастер-классов. Ожидается, что выставка станет заметным явлением в культурной жизни Москвы.

Фото: А.Л. Прохорычев, Д.Ю. Ревякин

Материалы по теме:
Открылась выставка «Вера. Надежда. Любовь» художника-иконописца Юрия Эросовича Кузнецова // Журнал «Современный Дом». 19.05.2016


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007