Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
03.02.2016

Вечер, посвященный памяти Святослава Николаевича Рериха

30 января 1993 года в Бангалоре (Индия) завершился земной путь выдающегося художника, мыслителя-гуманиста, просветителя и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Его замечательные картины известны во всем мире. За выдающиеся достижения в области культуры он был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден «Дружба народов», орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. Святослав Николаевич был лауреатом Международной премии Дж. Неру, кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Самой выдающейся наградой в своей жизни он считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, поскольку диплом к ней был подписан Н.К. Рерихом.

«Россия – это пространство будущего. России предопределена великая, космическая роль на земле», – утверждал Святослав Николаевич. В 1989 году по его инициативе в нашей стране был создан Советский Фонд Рерихов, которому он передал бесценное наследие своей семьи для создания в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Впоследствии с распадом СССР Советский Фонд Рерихов был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР).

Святослав Николаевич придавал огромное значение общественным формам культуры, и именно поэтому Музей имени Н.К. Рериха задумывался им как общественный центр. Под руководством его доверенного лица – известного ученого, писателя и общественного деятеля Людмилы Васильевны Шапошниковой уникальный общественный музей был создан.

Ежегодно 30 января в МЦР отмечается День памяти Святослава Николаевича Рериха. Прошло 23 года с тех пор, как великого художника и просветителя нет с нами. Но по его заветам продолжает работать и развивается Музей имени Н.К. Рериха, ведется научное и культурное сотрудничество с Индией и другими странами, организуются многочисленные выставки, издаются книги. Для многих просветительских организаций МЦР стал фокусом международной культурной деятельности по изучению, сохранению и популяризации наследия Рерихов.

В этом году День памяти С.Н. Рериха впервые проходил без генерального директора Музея имени Н.К. Рериха – Л.В. Шапошниковой, которая ушла из жизни 24 августа 2015 года. МЦР и его общественный Музей работают сегодня в очень непростой ситуации. Высокопоставленные чиновники Министерства культуры предпринимают попытки разрушить музей, блокировать его деятельность. Но именно памятные дни позволяют прикоснуться к образам выдающихся личностей планетарного масштаба, к числу которых, несомненно, относится С.Н. Рерих, вдохновиться их мыслями, обрести новый импульс для культурного строительства и защиты Прекрасного.

30 января 2016 года в МЦР состоялось совещание актива Рериховского движения «Музей имени Н.К. Рериха МЦР – уникальный пример общественной формы культуры: перспективы развития». В этом совещании приняли участие представители Рериховских организаций из России, Украины, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии. В Москву приехали те, кому дорог завет С.Н. Рериха: «Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!» (Обращение С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств, 26 апреля 1992 г.) Участники совещания обсудили пути помощи и защиты Музея имени Н.К. Рериха в тех непростых условиях, в которых он оказался. Сотрудники Рериховских организаций обменялись опытом проведения международного выставочного проекта Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». Они выразили единодушную поддержку МЦР и готовность оказывать дальнейшую помощь в отстаивания завета С.Н. Рериха об общественном статусе Музея имени Н.К. Рериха.

В программе вечера, посвященного памяти С.Н. Рериха состоялась презентация третьего тома сборника «…Действовать во имя добра – наш священный долг. Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл». В это издание вошли письма 1936 года, хранящиеся в отделе рукописей Международного Центра Рерихов. Сама идея публикации переписки С.Н. Рериха и К. Кэмпбелл (1898–1996), ближайшей сподвижницей Рерихов, активным деятелем Рериховского движения в США, принадлежит Л.В. Шапошниковой. Книга является итогом большой исследовательской работы коллектива МЦР.

Перед началом презентации председатель Владимирского общества «Культура» Геннадий Алексеевич Руденко передал в дар Международному Центру Рерихов ранее не публиковавшиеся фотографии С.Н. Рериха. Они будут представлены в 4-м томе переписки С.Н. Рериха и К. Кэмпбелл.

Александр Витальевич Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов, представил присутствующим краткую ретроспективу становления Международного Центра Рерихов в течение 23-х лет после ухода С.Н. Рериха. Он рассказал о той огромной работе, которая за эти годы была выполнена генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой и ее сотрудниками.

МЦР является ассоциированным членом Департамента общественной информации ООН и членом Всеевропейской федерации по культурному наследию «Europa Nostra». Ведет публикаторскую деятельность, издает журнал «Культура и время», выпускает фильмы, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Маршрут международного выставочного проекта МЦР «Пакт Рериха. История и современность» прошел через многие страны и континенты. Была получена высокая оценка этого проекта со стороны Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой.

Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха МЦР Людмила Васильевна Шапошникова дважды награждена государственными наградами – Орденом Дружбы и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. За выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных», в котором размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова была удостоена Национальной Премии «Культурное наследие». В 2010 году деятельность Л.В. Шапошниковой получила высокое европейское признание. Она стала лауреатом Премии Европейского союза «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд» по сохранению культурного наследия. Л.В. Шапошникова и весь коллектив Музея выполнили волеизъявление С.Н. Рериха, изложенное им в статье «Медлить нельзя!» – МЦР стал центром притяжения для всех, кому дорого наследие Рерихов.

К сожалению, в этой ситуации существует и обратная сторона, о которой необходимо упомянуть. Развитие общественного музея шло в условиях постоянного противостояния со стороны государственных чиновников. Министерство культуры не смогло сохранить наследие Рерихов на квартире Ю.Н. Рериха, которое попало в руки посторонних лиц и было распродано. Вместо этого чиновники много лет пытаются отобрать у МЦР наследие, завещанное ему С.Н. Рерихом, выселить общественный музей из усадьбы Лопухиных и создать в ней государственный музей. Ситуация особенно обострилась в последнее время. По инициативе министра культуры В.Р. Мединского Усадьба Лопухиных передана из собственности Москвы в федеральную собственность, а затем – в оперативное управление Музея Востока. Такое отношение чиновников от культуры к наследию Рерихов совершенно неприемлемо.

В то время как Президент России В.В. Путин поручает Министерству культуры поддерживать те организации, которые занимаются охраной культурного наследия, государственные чиновники стремятся разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха. По их требованию ведутся постоянные проверки МЦР.

В свое время в Нью-Йорке был разрушен Музей Рериха. Этим трагическим событиям посвящен изданный МЦР 3-й том переписки Святослава Николаевича Рериха и Кэтрин Кэмпбелл, который особенно важен именно сегодня. Нам необходимо понять прошлое, без которого невозможно оценить настоящее и найти пути, ведущие в будущее.

Павел Михайлович Журавихин, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, рассказал о своих впечатлениях от прочтения новой книги. Многие размышления С.Н. Рериха, которыми он делится с К. Кэмпбелл, касаются темы культурного человека. Считается, что культурный человек – это тот, кто не вступает ни в какие конфликты и ни с кем не борется. Но на самом деле истинный культурный человек – это активный участник процессов космической эволюции, которые, прежде всего, связаны с сохранением и развитием культуры. Но именно культура есть поле борьбы Света и тьмы. И без самоотверженности и героизма космическая эволюция, новые идеи и новое творчество, новое космическое сознание, связанное с этой эволюцией, а значит и с культурой, реализоваться на Земле не могут.

Павел Михайлович подчеркнул, что книга, которую мы сегодня презентуем, показывает взгляды С.Н. Рериха на то, как нужно защищать Культуру и бороться против тьмы на примере защиты Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Ближайшие ученики Рерихов, в том числе президент Музея Луис Хорш, предали своих учителей и захватили Музей со всеми картинами, а также бесценные дневники Елены Ивановны с записями Учения Живой Этики.

В это тяжелейшее время С.Н. Рерих в своих письмах мудро и спокойно руководит действиями Кэтрин Кэмпбелл по защите Музея в Нью-Йорке, духовно направляет ее, разъясняет значение и причины происходящего.

«Предательства, – пишет Святослав Николаевич, – являются теми реагентами, которые разъедают "шлаки", и в результате остается чистое "золото". ... Это своего рода проверка внутренней силы и истинности движения. Предательство вырабатывает необходимую "кислоту", которая разъедает "скопившиеся шлаки", чтобы выделить неуничтожимое "золото". Неважно, насколько тяжкой может оказаться "проверка", Истина и ее последователи выдержат ее и, очистившись подобно золоту, "засияют" еще ярче» (Письмо от 15.01.1936 г.).

«Наша борьба – это крестовый поход за Свет, мы поистине боремся за саму жизнь. Именно так мы должны относиться к происходящему…» (Письмо от 15.05.1936 г.).

Именно эти нравственные принципы лежали в основе всей деятельности Людмилы Васильевны Шапошниковой по защите наследия Рерихов и общественного Музея имени Н.К. Рериха, который она создала, воплотив в жизнь концепцию С.Н. Рериха об общественной культуре. Они являются нравственными ориентирами и для наших действий.

Татьяна Олеговна Книжник, главный редактор публикаторского отдела Международного Центра Рерихов, подчеркнула, что между трагическими событиями, развернувшимися в общественных учреждениях, созданных отцом и сыном Рерихами, выявляется немало параллелей. Музей Рериха в Нью-Йорке получил серьезный удар через 12 лет своей работы, московский Музей имени Н.К. Рериха – спустя 24 года с момента основания СФР. В обоих случаях были пущены в ход подложные документы, распространялась клевета, оказывалось давление на суд; и там, и здесь злоумышленникам удалось ввести в заблуждение главу государства. И если американский бизнесмен Хорш считал, что имеет право потребовать обратно суммы, пожертвованные им культурным учреждениям, то российские «деятели культуры» и не собирались ничего вкладывать, а просто пытаются присвоить приглянувшееся добро, поскольку обладают административным ресурсом.

Среди почетных советников первого американского музея было немало «видных деятелей науки, культуры и государственных органов», однако почти все они стали равнодушными свидетелями его узурпации и последующего разрушения. Музей же защищали до последнего, а затем возродили к новой жизни люди, не имеющие степеней и регалий, в числе которых была удивительная женщина Кэтрин Кэмпбелл, чья переписка со своим Другом и Наставником Святославом Рерихом ныне публикуется МЦР. Именно она была главным организатором борьбы против преступного «трио», присутствовала практически на всех слушаниях, морально поддерживала сражающихся сотрудников, подыскивала адвокатов и выделяла деньги на оплату их услуг. Преданность, бесстрашие, стремление облегчить ношу Учителей и друзей – вот те качества, которые позволили ей стать ближайшей сотрудницей семьи Рерихов.

Кэтрин и ее соратники переживали не только трудности материального порядка. Им было чудовищно тяжело находиться в одном пространстве с бывшими друзьями, ставшими предателями, стать свидетелями разрушения дела всей своей жизни, оскорбления своих Учителей и Идеалов. Неудивительно, что Святослав Николаевич на страницах писем поддерживал свою подругу, сражающуюся на передовой, объяснял ей истинные причины и смысл происходящей битвы.

«Борьба, которую мы ведем, это величайшая возможность, предоставленная всем нам, – пишет он. – Скажи об этом друзьям, которые в состоянии это понять. Самая большая возможность, которая может быть дана человеку, это возможность отстаивать Справедливость. Тот, кто уклоняется, кто не понимает этого, тот не будет снова избран судьбой для борьбы за Великое Дело. Только тех, кто храбро сражался, бросая открытый вызов злобным силам тьмы, выбирала история в качестве своих героев и истинных вождей в борьбе за Общее Благо. Те же, кто оказался не в состоянии понять важность этой задачи, кто уклонился или промолчал под влиянием нашептываний эгоистической [природы] или голоса самости, будут, в лучшем случае, забыты, поскольку Добро как таковое оказалось для них не слишком привлекательным. Они не смогли следовать эволюционным путем и удержаться на волне, поднявшей их над толпой».

И Святослав Рерих, и Кэтрин Кэмпбелл по духу были настоящими воинами, считавшими за честь сразиться за правое дело. «Мы должны бояться только одного, – напутствовал Святослав Николаевич свою соратницу, – не выполнить свой долг, и еще – спасти свое тело, а душу потерять».

Елена Александровна Захарова, старший научный сотрудник отдела рукописей Международного Центра Рерихов, отметила следующее.

В 1935 г. Е.И. Рерих писала: «Придет время, когда узнают всю правду об их («трио») бессердечном предательстве», и данная Переписка важна тем, что в ней даются свидетельства непосредственных участников исторической драмы, разыгравшейся в США. Как пишет С.Н. Рерих: «Все великие движения были отмечены изменой». Предательство Хоршей начало слагаться в самые ранние годы работы Рериховских учреждений в Америке. Чета Хорш пришла уже в действующее культурное учреждение – Мастер-Школу Объединенных Искусств, созданную Рерихами, Морисом и Зиной Лихтман. Но по инициативе Хоршей Школа была преобразована в коммерческое учреждение Мастер-Институт с долевым акционерным капиталом. В феврале 1935 г. все акции незаконно были переписаны на Нэтти Хорш, а все попечители-основатели учреждения заменены на людей, лояльных «трио». В результате «реорганизации» Рериховских учреждений, явившейся следствием неуплаты долговых обязательств по Мастер-Билдингу, здание перешло от Музея Рериха Мастер-Институту, единственным акционером которого оказалась Нэтти Хорш. Чтобы закрепить достигнутое, Хорши сначала дискредитировали имя Н.К. Рериха через клеветнические статьи в газетах, затем, благодаря мошенничеству Хорша, инициировали дело по неуплате Н.К. Рерихом налогов за суммы, которые пошли на экспедиционные расходы (1925, 1926, 1934 г.г.) и не подлежали налогообложению, и все это стало возможным, благодаря поддержке министра с/х Г. Уоллеса, замешенного с Хоршами в нечистоплотных финансовых делах. Сподвижники Рерихов возбудили иск по акциям, иск о клевете, о преступном нарушении доверия, иск по картинам Н.К. Рериха, находившимся в Музее Рериха, а их было более тысячи и др. Но правосудие США с его прагматизмом и культом доллара оказалось на стороне преступников. Защита, выступавшая на стороне Рерихов, не была убедительной, ибо не поняла масштаба личности Н.К. Рериха. С.Н. Рерих писал: «Отец – великий Новатор, давший миру новое направление мысли. Имена Отца и Матери останутся в анналах Истории как имена великих Реформаторов мысли. ˂…˃ То огромное Влияние, [которое они оказывают на весь мир], пробуждает дух человеческий, потонувший в болоте материализма». Среди сотрудников не было единения, а помощь друзей Музея и общественности оказалась слишком вялой и незначительной, что также отразилось на положении дел в суде. В данном томе мы видим только начало битвы за учреждения в судах, дальнейшее ее развитие будет отражено в IV томе переписки.

Ирина Юрьевна Дьяченко, старший научный сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, кандидат культурологии, отметила, что 3-й том отличается от предыдущих.

В 3-м томе собраны письма 1936 года, а этот год был особенным, отмеченный Рерихами как год испытаний для всей планеты. Мир двигался в сторону новой мировой войны, и она уже началась. Происходящие в то время события имеют много общего с современным состоянием планеты. В связи с этим, в выступлении была отмечена масштабность мышления С.Н. Рериха, его умение охватить все события, происходящие в мире, в контексте «смены великих циклов», глобальных процессов всемирной эволюции. В этом ключе он размышлял и о мировом переустройстве, и о ситуации с разрушением Музея Рериха в Нью-Йорке в 1930-е гг., и о необходимости утверждения духовных ценностей как единственно реальных в человеческом бытии.

Огромна помощь С.Н. Рериха в осуществлении планетарной миссии своих родителей – привнесение в мир Учения Живой Этики. Представляя собой последовательную философскую систему, это Учение наполнено высоким нравственным содержанием, направленным на одухотворение всей жизни человека, на возвышение в ней роли Культуры. Письма С.Н. Рериха – это те же идеи Живой Этики, преломленные в его жизни, искусстве и общественной деятельности. Ценна для современников и потомков характеристика С.Н. Рериха, данная им личности Н.К. Рериха как величайшего из художников, творчество которого несет в себе «духовное послание». В его раскрытии заключается проблема современного понимания искусства и жизни Н.К. Рериха и всей его семьи.

Даны высказывания С.Н. Рериха о происходящей в мире «духовной битве» и показана актуальность этих мыслей для понимания современной тяжелой ситуации с созданным им на родине Музеем имени Н.К. Рериха. «Нам необходимо работать, – писал С.Н. Рерих, словно обращаясь к сотрудникам этого Музея, – вне зависимости от обстоятельств, задействовать всю нашу энергию без остатка», «Мы должны смотреть в будущее». А бояться, считал он, нужно только одного – «не выполнить свой долг».

Эльвира Петровна Чистякова, заместитель председателя Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха, как и предыдущие выступающие, обратила внимание на актуальность книги. Переписку С.Н. Рериха и К. Кэмпбелл можно назвать отношениями между Учителем и учеником. Сегодняшняя ситуация с общественным музеем имени Н.К. Рериха в Москве очень напоминает события 80-летней давности в Америке. Точно так же предпринимаются попытки разрушить Музей имени Н.К. Рериха с привлечением государственного ресурса и амбициозных деятелей. В России идет замалчивание великой русской семьи Рерихов, не признается философское Учение Живой Этики, 288 картин, завещанных С.Н. Рерихом МЦР, незаконно удерживаются Музеем Востока.

Святослав Николаевич писал К. Кэмпбелл: «Либо мы доверяем Знанию Учителя, либо мы полагаемся на свое собственное мнение и тогда всю ответственность принимаем на себя». Л.В. Шапошникова всегда чётко выполняла Указания своего Учителя – С.Н. Рериха, и никогда не шла ни на какие компромиссы, поэтому общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве состоялся и работает. К сожалению, есть люди, которые не признают волю С.Н. Рериха, пытаются ее изменить или считают устаревшей. «Указания даются не для того, чтобы их отвергали, а для того, чтобы их выполняли», – писал Святослав Николаевич. Поэтому его статья «Медлить нельзя!», Обращение к Рериховским обществам России и других независимых государств (1992 года) и письма к К. Кэмпбелл сохраняют свою актуальность и сегодня.

Ольга Николаевна Калинкина, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры, член Совета Пермского краевого отделения ВООПИиК, доцент Пермского национального научно-исследовательского университета, подчеркнула, что в сложные кризисные для России времена, когда сокращается и ограничивается все, что связано с культурой, Центр-Музей имени Н.К. Рериха продолжает традиции издательской деятельности, связанные с публикацией наследия Рерихов из своих фондов. Тем самым, он воплощает в жизнь культурно-просветительские направления, которые были заложены С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой. Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл, издаваемая МЦР с 2012 года, представляет исключительный исторический, биографический и литературный интерес. Письма – это своеобразная форма самовыражения человека, в которой проявляется его индивидуальность и неповторимость. Они позволяют шаг за шагом пройти с автором определенный отрезок его жизненного пути, воссоздавая черты его характера, круг интересов, личное отношение к происходящим событиям. Это настоящая школа мудрости и нравственности. Невозможно переоценить значение эпистолярного наследия Рерихов для истории нашей культуры. Святослава Рериха и Кэтрин Кэмпбелл нет с нами. Но перечитывая их письма, словно совершаешь путешествие во времени. Это своеобразные послания из прошлого в будущее. Как напутствие звучат сегодня слова С.Н. Рериха: «Пусть каждый день будет отмечен созидательным, в полном смысле этого слова, трудом, и совершится чудо. <…> Победа будет за нами, хотя, возможно, нам придется тяжко сражаться, чтобы ее добыть. Чем тяжелее дается победа, тем значительнее достижение».

В завершение мероприятия, посвященного памяти Святослава Николаевича Рериха, выступил ансамбль индийского классического танца «Одисси Джаван Нритья» (художественный руководитель Виталина Лобач). Зрители погрузились в чарующую атмосферу искусства Индии и познакомились с одним из восьми признанных классических стилей индийских танцев – «Одисси».



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007