Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
06.03.2009

Светлая память

Мария Филлиповна Дроздова-Черноволенко

СВЕТ НЕСУЩАЯ

25 февраля 2009 года ушла из жизни Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко – путеводная звезда своего мужа – художника Виктора Тихоновича Черноволенко – одного из группы «Амаравелла».

Судьба наследия художников, входивших в эту группу, сложилась так, что искусствоведы их почти не знают. Между тем без этих мастеров понимание искусства ХХ века будет не полным. Ведь они предчувствовали зарождение новых представлений о Вселенной и прозревали нового человека, человека более совершенного сознания…

«Амаравелла» («Свет Несущая») просуществовала лишь несколько лет. 1930-е – предвоенные годы с их подозрительностью, коварством и беспощадностью разметали художников – Колыма, поселение, застенок… Выжили не все. Виктора Тихоновича миновал революционный молох. Художник ушел в творческое подполье и творил до самого конца, словно подвижник, осознавший свою духовную миссию. За свои последние 12 лет жизни Виктор Тихонович успел написать более 250 картин, 100 из которых Мария Филипповна в прошлом году подарила МЦР. Этому приятному для Центра события предшествовал ряд выставок В.Т. Черноволенко, состоявшихся в Музее имени Н.К. Рериха.

Открытие выставки художников-космистов в Музее имени Н.К.Рериха
Мария Филлиповна Дроздова Черноволенко в Музее имени Н.К.Рериха

Разумеется, рядом с таким человеком спутником по жизни мог быть только равный ему. Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко доказала это всей своей жизнью. После смерти мужа она взвалила на свои хрупкие плечи колоссальный труд по пропаганде его творчества. И делала она это так, что, знакомясь с ней, люди чувствовали себя приобщенными к поистине Великой Работе. Великолепный альбом репродукций картин мужа «Почитание Света», книга воспоминаний «Виктора Черноволенко век лучезарный», множество выставок по всей стране, два документальных фильма (режиссер В. Орехов). Наконец, создан документальный фильм о ней самой – «Звезда путеводная» (режиссер В. Игнатьев). Вот что значит уметь собирать друзей и помощников под знамена Красоты!

Мария Филипповна прожила долгую, красивую, осмысленную жизнь. Выпускница Института Иностранных языков, она всю жизнь проработала в системе Академии Наук, много лет руководила кафедрой иностранных языков в научном Центре в Черноголовке. Именно здесь состоялась первая разрешенная персональная выставка художника В. Черноволенко. Потом было еще две при его жизни – в Москве и в Ногинском Научном Центре АН СССР. Ученые первыми оценили уникальное творчество художника. Астрономы, геологи, физики, каждый со своих позиций, объясняют, что Черноволенко видел фракталы – фундамент структуры пространства. В 1971 году он написал картину «Песнь звезд». Ее образы совпали с теми, что спустя десятилетия телескоп Хаббла передал на Землю из Созвездия Орла. Из пятидесяти выставок, состоявшихся после его смерти (в 1972 году) стараниями его вдовы, шестнадцать прошли в академгородках.

В последние годы жизни Мария Филипповна трудилась в составе редколлегии журнала «Дельфис» и много переводила. Обладая переводческим даром высоких духовных текстов, она осуществила 60 переводов посланий Великих Учителей человечеству.

Многочисленные друзья и ученики, собравшиеся проводить ее в последний путь, говорили о том, каким уникальным педагогом была Мария Филипповна и как органично занятия английским языком дополняли музыкальные импровизации Виктора Тихоновича. Он не имел специального образования ни в живописи, ни в музыке, но, постигая тайны искусства, пытался передать увиденное внутренним взором в зримых и звучащих образах. Свои фортепианные импровизации он никогда не мог повторить. Объяснял, что передает лишь мгновения вечно меняющегося мира, показывая, сколь он прекрасен.

Неиссякаемое счастье жило внутри обоих этих людей. Запаса внутреннего света, сиявшего в них, хватило Марии Филипповне на то, чтобы без малого сорок лет после ухода мужа с земного плана неустанно передавать этот свет всем, с кем сводила ее судьба. Она всех нас называла солнышками. Она помнила не только своих друзей, но по именам наших родных и детей. Она всех объединяла, ободряла, если это требовалось, рядом с ней человек лучше начинал понимать самого себя.

Она прожила долгую жизнь, у нее не осталось родных и в последний путь ее провожали чужие по крови люди, но бесконечно признательные ей за то, что она сумела быть всем нам очень близким теплым светлым по настоящему живым человеком. И верится, что и там, в ином, более высоком измерении, она по-прежнему будет о нас заботиться, потому что не может иначе.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007