Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
23.05.2012

Выставка картин Н.К.Рериха и фотовыставка, посвященная Пакту Рериха, в Мурманске

На выставке картин Н.К. Рериха в Мурманском областном художественном музее

С 19 мая по 2 сентября 2012 г. в Мурманском областном художественном музее проходит выставка картин Н.К.Рериха «Гималаи» и фотовыставка, посвященная Пакту Рериха. Выставка является совместным проектом Комитета по культуре и искусству Мурманской области, Мурманского областного художественного музея, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и Музея истории ОАО «Мурманское морское пароходство».

Русский период творчества художника представлен картиной «Поморяне. Вечер» (1907), получившей признание и ставшей известной еще при жизни Н.К. Рериха. Для этого периода характерно обращение художника к древней истории славянских и финно-угорских племен, формировавших облик северной Руси, особенно близкой Рериху. Восхищенный Николай Гумилев, впервые увидевший картину на выставке русских художников в Париже (1907), писал: «...На фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят <...> коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы — очевидно, финны, Белоглазая Чудь. Эта картина параллельна другой, бывшей в Salon d, Automne [«Поморяне. Утро» (1906)].
Н.К. Рерих. Поморяне. Вечер. 1907
Там тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов — славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась, давно-давно, среди жалобно шелестящих болотных трав». Таким образом, идейно полотно «Поморяне. Вечер» неразрывно связано с картиной «Поморяне. Утро», а вместе оба произведения образуют диптих, который в яркой и красочной форме раскрывает зрителю истоки русского народа, этногенез славянских и финно-угорских племен, имевший место в древности на бескрайних северных просторах. Выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов также считал, что в формировании русского народа принимали участие не только славянские, но и финно-угорские племена. Именно эту идею, основанную на глубоком знании истории и культуры родного народа, отразил художник, ученый и археолог Н.К. Рерих в картинах «Поморяне. Вечер» и «Поморяне. Утро». В настоящее время картина «Поморяне. Утро» составляет гордость живописного собрания Горловского художественного музея.

Губернатор Мурманской области М.В. Ковтун на выставке картин Н.К. Рериха

Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. За эти годы экспедицией были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам и благодаря прекрасной зрительной памяти в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам Мастер называл их «путеводными темперами» и «панорамой азийских просторов». За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор.

Горы с незапамятных времен притягивали великих искателей Истины. И Рериха горный мир влек неудержимо. Ему довелось побывать на многих вершинах, но особое отношение сложилось именно к Гималаям, к этому «Великому Храму Природы», к «Куполу мира» — так художник называл эти величественные горы. Когда Николая Константиновича спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» — он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух».

Экскурсия по выставке картин Н.К. Рериха в Мурманском областном художественном музее

Гималайские этюды Рериха раскрывают перед нами красоту горнего мира. Ограничивая передний план несколькими темными уступами, художник более детально разрабатывает средний и сосредотачивает наше внимание на бесконечных далях, устремляя нас ввысь, к горным вершинам, вершинам духа. Краски, полыхающие на картинах Рериха, богаты удивительными оттенками, они ярки, разнообразны, необычны. «Николай Константинович верил в живую силу краски-тона, и никто так не знал соотношения и гармонию тонов. Он умел передавать свет, как никто еще до него. Это было основано на глубоком знании световой гармонии. Его синтез и упрощение форм были результатом исключительного знания и понимания сущности им передаваемого. Часто я смотрю на его картины, часто любуюсь и поражаюсь великой мощностью его Творчества. Он внес новое понимание, и его искусство — истинно Искусство будущего, ибо он создал новый Мир красок», — писал о творчестве своего отца Святослав Николаевич Рерих.

Произведения из серии «Гималаи» представлены с уточненными названиями и дополнены картинами «Тревога», «Грозное», «К Эвересту», «Китай», озеро «Ям-дцо», монастырь «Сиссу».

Фотовыставка, посвященная Пакту Рериха, в Мурманском областном художественном музее

Эскиз к картине «Тревога» был создан Н.К. Рерихом в год начала Второй мировой войны. На нем изображен человек, опирающийся руками на край смотрового окна, откуда видны окруженные дымкой горные массивы. Наблюдатель застыл в напряженной позе, вглядываясь в тревожное пространство. Помимо трех вариантов картины «Тревога» (1938, 1939, 1940) Мастер создал другие полотна-предупреждения человечеству и родине о предстоящем тяжелом испытании: «Армагеддон» (1940), «Вестник от Гималаев» (1940), «Ковка меча» (1941) и др. В представленной на выставке картине «Грозное» (1942) художник изобразил тревожную лунную ночь. В этом полотне мастер запечатлел свои волнения за судьбу родины в час тяжкого испытания. Вместе с тем, Н.К. Рерих неизменно верил в будущую победу русского народа над фашизмом. Продавая свои картины, он направлял вырученные средства в фонд помощи Красной армии.

Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания. Он — инициатор первого международного документа по защите культурных ценностей человечества — Пакта Рериха. По инициативе Николая Константиновича во всем мире были организованы многочисленные культурные центры.

На выставке представлено 50 картин Н.К. Рериха серии «Гималаи» из собрания Международного Центра Рерихов (г. Москва) и картина «Поморяне. Вечер» (1907), предоставленная Музеем истории ОАО «Мурманское морское пароходство». В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007