Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
21.09.2008

Закрытие Международного фестиваля «Россия – Индия – Тибет»

В субботу, 6 сентября 2008 г., в Центре-Музее имени Н.К.Рериха состоялась церемония разрушения песочной мандалы, посвященной Будде Медицины, и торжественное закрытие Международного фестиваля «Россия – Индия – Тибет». Основными участниками фестиваля стали буддийские монахи древнейшего тибетского монастыря Дрепунг Гоман, который в настоящее время возрожден в Индии.

Россия, Индия, Тибет… Какие непохожие друг на друга миры объединил фестиваль! Слово для приветствия было предоставлено индологу, писателю, путешественнику, философу, заслуженному деятелю искусств, академику РАЕН и РАКЦ, Генеральному директору Музею имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой. Людмила Васильевна - человек, который долго жил и работал в Индии, прошел маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, изучил культуру и историю Индии и Тибета и глубоко постиг духовное единство их традиций с традициями русской культуры.

«Глубокоуважаемый геше, многоуважаемые ламы, уважаемые друзья, коллеги и гости! Сегодня у нас заключительный день удивительного действа, которое мы получили возможность посмотреть. Это было живое соприкосновение с восточной культурой и, в первую очередь, с культурой Тибета.

Надо сказать, что культура Востока была у нас на планете самой древнейшей, и эта культура во многом опередила европейскую культуру, уже не говоря об американской. Именно здесь, на Востоке, еще до нашей эры возникло потрясающее духовное учение, которое создал Великий Учитель Будда. Будда в этом учении подвинул человечество вперед на огромный шаг, потому что он представил в своем учении и философии большое исследование человека и мироздания и взаимосвязей между человеком и мирозданием.

Будда уделил огромное внимание этической стороне деятельности человечества, но человечество до сих пор эту деятельность не смогло как следует постигнуть. И наше взаимодействие с ламами и уважаемым геше приносит нам очень много примеров, что такое этика и как надо ее использовать.

То, что мы сегодня вместе собрались в Музее имени Н.К.Рериха, само по себе не удивительно, потому что вся семья Рерихов была связана тоже с идеями и философией буддизма. Они много сделали для того, чтобы мы поняли, что это за философия, которая нас поднимает выше. Еще до революции Н.К.Рерих принял активное участие в строительстве буддийского храма в Петербурге – того храма, который и сейчас действует. Е.И.Рерих написала очень интересную книгу, которую назвала «Основы буддизма». Это одна из лучших книг по философии Будды. Вместе с тем, Елена Ивановна в сотрудничестве со своим духовным Учителем создала философию современную, которая называется Живая Этика. И вы найдете очень много идей Будды в философии Живой Этики.

Старший сын Рерихов, Юрий Николаевич Рерих, был востоковедом и очень много внимания уделял именно учению буддизма. Он хорошо знал тибетский язык и был одним из выдающихся ученых мира.

Моя судьба сложилась так, что я получила возможность побывать в тибетских монастырях, в тибетских буддийских храмах и понять, что же это такое. И я хочу сказать, что буддизм ставит на первое место знание. И когда я бывала в буддийских храмах, мне они напоминали очень серьезный музей, где собраны материалы, содержащие знания, которые человечеству необходимы. Меня удивило и то обстоятельство, что рядом с алтарями в буддийских храмах мы находим большие библиотеки книг, рукописных и печатных. И именно эти священные и исторические книги играют огромную роль не только в деятельности буддийских храмов, но и тех, кто исповедует буддийское учение.

Кроме того, я хочу сказать, почему тибетский монастырь находится в Индии. В 1961 г. в Тибете начался мятеж против китайского владычества. И китайские войска, которые вошли в Тибет, пытались подавить этот мятеж. И Далай-лама ушел из Лхасы. Вслед за ним множество тибетцев превратились в беженцев и пошли в направлении к Индии. И тогда Индия открыла свои границы для беженцев из Тибета и дала приют Далай-ламе. И вот, насколько я знаю, что несли тибетские беженцы – в первую очередь, книги. Книги, которые составляли основу тибетской культуры. И Индия в то время получила ценнейшее тибетское наследие и занялась переводом этих книг на европейские языки. А тибетские настоятели монастырей и ламы получили возможность построить монастыри и храмы в Индии. И гости из монастыря – те самые, которые пришли из Тибета. Потому что Индия – удивительная страна. Она принимает всех, кто в ней нуждается. Можно обо всем этом много говорить… Я только хочу сказать, что та тибетская культура, которой обладают наши гости, - культура богатейшая и требует серьезного изучения. И это изучение только начинается. И мы должны быть благодарны судьбе, что она свела нас с людьми, которые являются носителями этой культуры.

Я хочу поблагодарить наших гостей, которые нам представили эту культуру в живом виде. И я надеюсь, что дальнейшее наше сотрудничество с ними будет столь же плодотворным и даст нам немало открытий, и по части тибетской культуры, и индийской».

Л.В Шапошникова выразила благодарность организаторам фестиваля - Галине и Дмитрию Тарасовым за их большой и бесценный труд, который они провели для того, чтобы состоялся этот фестиваль.

Официальный представитель монастыря Дрепунг Гоман, геше Церинг Дхондуп (геше – доктор буддийской философии), выступил со словами признательности коллективу Музея имени Н.К.Рериха во главе с Л.В.Шапошниковой, творческому объединению «Семейная мастерская Тарасовых» и всем, кто помогал в организации и проведении фестиваля. «Для сохранения одной из древнейших культур мы ездим по России и по миру, - сказал в своей речи геше. – <…> Мы хотим показать буддийские ценности всему миру». Церинг Дхондуп пожелал долголетия и успехов во всех делах Л.В.Шапошниковой и в знак безграничного уважения преподнес ей хадак – священный шелковый шарф, символ Высшего покровительства и помощи, который преподносится тибетцами в знак уважения всем духовным представителям и особо почитаемым лицам. «Обычно эти хадаки мы надеваем на шею, - сказал геше, - но видя Ваши достоинства и дела Ваши, могу лишь дать Вам в руки».

От имени коллектива МЦР руководитель отдела развития Музея Н.Н.Черкашина от всей души поблагодарила организаторов фестиваля, без которых этот фестиваль просто бы не состоялся, - «Семейную мастерскую Тарасовых» и всех их помощников. Галина и Дмитрий – одаренные люди. У них талант раскрывать в любом человеке умение рисовать. Их деятельность доказывает неисчерпаемость творческих возможностей человека. А еще Галина и Дмитрий относятся к числу тех современных людей, которые возрождают традиции благотворительности в нашей стране.

Фестиваль «Россия – Индия – Тибет» прошел во всей нашей великой Руси: от Москвы до Урала, побывал на Алтае, в Санкт-Петербурге, и вновь вернулся в Москву, чтобы завершить свою работу. «Наш фестиваль посеял, как мне кажется, самое важное - зерно знания, - отметила в заключительном слове Галина Тарасова, руководитель фестиваля в России. - Он открыл в сердцах зерно любви и стремления к любви <…>. Мы должны благодарить за это наших лам. Это огромный труд, пример большой самоотдачи, которой нам нужно учиться и учиться, и постигать, и впитывать в себя <…>. И я хочу поблагодарить священное пространство этого Музея <…> Здесь много того, что появляется впервые в России – и это благодаря Людмиле Васильевне, потому что понимание ценности знаний и умение их поддерживать – это редкость сейчас; и взять все хлопоты на себя для Музея – это подвижнический труд, это большой вклад в благотворительность».

Торжественная церемония закрытия фестиваля завершилась ритуалом разрушения песочной мандалы, посвященной Будде Медицины. Мандала просветленных Божеств живет столько, сколько длится сам ритуал. Мандалу нельзя оставить в Музее как экспонат, так как она является основой для медитации. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.

Разрушение мандалы имеет еще и определенный смысл – показать нам один из основных постулатов буддизма – идею о непостоянстве всего сущего. Неземная красота, созданная кропотливым трудом монахов, разрушается затем мастером ритуала и его помощниками. Конечно, для западного человека разрушение мандалы являет собой неповторимое зрелище.

Вечером во внутреннем дворике Музея имени Н.К.Рериха состоялась Огненная Пуджа, посвященная Белой Таре. Этим удивительно красивым завораживающим ритуалом завершился Международный фестиваль «Россия – Индия – Тибет». Такие события, как фестиваль, обогащают нас и показывают, как неохватен мир и сколько в нем еще неизвестного для нас, хотя люди этого мира живут с нами в одно и то же время, на одной и той же планете.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007