//

Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииТворческие отделыЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
27.06.2008

Церемония разрушения мандалы

В субботу, 21 июня, в присутствии многочисленных посетителей и почетных гостей в Центре-Музее имени Н.К. Рериха завершился первый этап Международного фестиваля «Россия – Индия – Тибет». В течение нескольких дней посетители Музея имели редкую возможность наблюдать за сосредоточенной работой монахов из крупнейшего буддийского монастыря Дрепунг Гоман, которые из цветного мраморного песка создавали удивительное произведение сакрального искусства – мандалу, посвященную Зеленой Таре – буддийскому женскому божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.

«Мандала» по-санскритски означает «круг», а тибетский эквивалент этому слову – «кьилкхор» – «центр, ограниченный окружностью». Магический круг, вмещающий в себя микрокосм и макрокосм. Для тибетцев это – обиталище Бога, Его дворец со всем окружающим пространством – садами, горами, водами, кладбищами, раем и адом, с охранительными стенами из ваджр, символизирующих наивысшее познание. «В течение столетий не менялась ни одна деталь в этих рисунках, из поколения в поколение передавались и передаются очень подробные описания мандал, – сказала в своем выступлении на торжественном закрытии фестиваля Н.Н. Черкашина, руководитель отдела развития Музея. – Каждое божество из буддийского пантеона имеет свою мандалу. Почти каждый монастырь хранит свои традиции создания мандал. Мы познакомились с традицией известнейшего тибетского монастыря Дрепунг Гоман, который сейчас находится в Индии. И самое главное, мы познакомились с носителями этой традиции, этой духовной культуры, корни которой уходят в незапамятную древность».

Во время работы фестиваля посетители могли поучаствовать в ежедневных ритуалах-медитациях и послушать тибетские мультифонические песнопения монахов; задать им вопросы о значении буддийской символики и узнать подробности о жизни монастыря. Монахи учили желающих строить узоры из песка, используя для этого чакпур – металлическую конусообразную ребристую трубочку, которую трут другим чакпуром, создавая достаточную вибрацию для зерен песка, чтобы они могли просачиваться сквозь узкое отверстие. В живом общении, в атмосфере знания, красоты и творчества происходил тот самый процесс взаимопроникновения культур Востока и Запада, о котором писал Н.К. Рерих: «Сердце сердцу весть подает».

От имени Генерального директора Музея Л.В. Шапошниковой и всех сотрудников Н.Н. Черкашина поблагодарила делегацию монахов за замечательное культурное подношение: «Мы восхищены их трудолюбием, усердием, сердечностью, устремлением к познанию истины и удивительным чувством Прекрасного».

Слова сердечной благодарности прозвучали также в адрес организаторов фестиваля – Семейной мастерской художников Дмитрия и Галины Тарасовых. Н.К. Рерих всегда говорил, что на первом месте для человека стоит дух и творчество, на втором – здоровье, и только на третьем – богатство. Жизнь и творчество Тарасовых соответствует этой заповеди. Их уникальная авторская методика «Научиться рисовать за 28 часов!» помогает людям, посещающим их творческие семинары, раскрыть в себе дарование художника. Благодаря семье Тарасовых и их помощникам стал возможен приезд делегации монахов в Россию и проведение фестиваля «Россия – Индия – Тибет».

В свою очередь, Г.К. Тарасова – руководитель фестиваля в России – передала наилучшие пожелания в адрес Л.В. Шапошниковой и выразила признательность за предоставленную возможность провести фестиваль в Музее имени Н.К. Рериха. «Монахам было очень легко и комфортно в Музее, казалось, им помогает само пространство». Участники и организаторы благодарны всем, кто побывал на фестивале – все средства и пожертвования, собранные за время его работы, будут направлены на благотворительную деятельность монастыря Дрепунг Гоман. После Москвы фестиваль пройдет еще в нескольких городах России, а в конце августа вновь вернется в Москву и завершится в Политехническом музее построением мандалы, посвященной Будде Медицины.

Почетный гость фестиваля, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, напомнил присутствующим, что мандала является символом всего преходящего. Монахи проявили много усилий и концентрации, чтобы создать ее, но процесс разрушения займет у них несколько секунд. Тэло Тулку призвал проявлять бережность ко всему в этом мире. Пока мы живы, сказал он, у нас есть возможность создавать благоприятную позитивную атмосферу, поддерживать мир, делиться своей любовью – и это именно то, чему учат все мировые религии.

Торжественное закрытие фестиваля в Музее имени Н.К. Рериха завершилось церемонией разрушения мандалы. С помощью специальных песнопений монахи попросили божества покинуть построенный для них дворец и вернуться обратно в свои небесные чертоги… Прекрасный дворец исчез с лица Земли, остался лишь разноцветный мраморный песок, маленькую горсточку которого по окончании церемонии смог получить каждый желающий.

Праздничный субботний день не закончился с разрушением мандалы. Вечером во внутреннем дворе Музея посетители смогли увидеть в исполнении монахов ритуальные танцы Старика и Хранителей кладбищ, выступление обаятельного Снежного Льва, услышать философские дебаты и религиозные песнопения – этот необычный концерт явился еще одним замечательным подношением, который монахи из далекого восточного монастыря от всего сердца преподнесли нам в дар.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007