//

Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииТворческие отделыЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха
версия для печати
08.05.2008

Выставка Заиры Страховой «Музыка в графике»



6 мая 2008 года в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха открылась выставка Заиры Страховой «Музыка в графике». Экспозиция этой самобытной абхазской художницы будет работать до 1 июня. Посетители смогут увидеть десятки графических листов, изящные орнаментальные композиции которых воплощают в себе глубокую философскую мысль.

Заира Страхова родилась в Абхазии (Гантиади). По образованию она –  музыковед и композитор (она окончила музыкальное училище им. Римского-Корсакова в Ленинграде, а затем историко-композиторский факультет консерватории Ростова-на-Дону). Много лет Заира Страхова работала лектором-музыковедом в филармонии, вела музыкально-эстетические передачи для юношества на ТВ в Сочи. Опубликовано восемь ее книг по вопросам педагогики, эстетики, музыкальному искусству, графике, концертной практике. Но одновременно эта разносторонне одаренная женщина занималась и художественным, и литературным творчеством. Ее стихи впечатляют своей искренностью и глубокой мыслью, а проза богата образами, колоритна, выразительна. Можно смело сказать, что тексты Заиры Страховой подобны картинам, а картины – философским эссе. Эта незаурядная женщина – член Союза журналистов России.

Как рассказала сама художница на открытии выставки, рисовать она начала с младенчества, а в четыре года получила бесценный подарок – первую коробку цветных карандашей. И вот уже более сорока лет именно цветные карандаши и ручка являются ее основным видом художественных материалов. За эти года были созданы тысячи графических работ, и прошло уже четырнадцать персональных выставок – в Сочи, Краснодаре, Ленинграде и Москве. Самобытные работы художницы не могут оставить равнодушным никого.

Заира работает без предварительных эскизов, без карандашных набросков. Каждая ее работа рождается, как исполнение музыкального произведения, – сразу набело. Художница признается, что не может исправить что-либо в законченной работе; если не нравится – надо рисовать другую. Так же, как и в музыке.

Музыкальность графических работ Заиры видна, даже если не знаешь о том, что их автор – профессиональный музыкант. Это и певучесть линий, и напряженное внимание к мельчайшим деталям – так и чувствуешь, что мастер пробует пальцами каждый изгиб линии, каждый штрих, подобно тому, как бегают пальцы по клавишам рояля. И еще – россыпь точек на многих рисунках подобна череде звуков. Другая особенность графики Заиры – объединение рисунков в циклы по принципу музыкальных вариаций (когда из первоначального образа вытекают 32 последующих).

Художница так выражает свое эстетическое кредо: «Красота – это мера, право, шанс приближения к многоликой формуле, существующей в мире гармонии, полной достоинства, изящества, целомудрия. Рисунки, музыка, поэзия, публицистика – аккумуляторы моей положительной энергии, диалога с Пространством, Временем. Это – квинтэссенция восприятия Природы, судеб людей, их прошлое, будущее, состояние здоровья».

В отличие от масштабных картин, требующих взгляда издалека, каждая из работ Заиры Страховой должна быть рассмотрена вблизи. И не просто с маленького расстояния – в эти рисунки надо вслушиваться как в мелодию или вчитываться как в текст. Это сообщение, послание, адресованное непосредственно каждому, и пока ты не прочтешь его – нельзя переходить к следующему. Невиданные растения? Мифические животные? Ритмы Вселенной? Образы иных миров? – ответ на эти вопросы каждый даст сам, и два человека увидят по-разному одну и ту же работу. Это – таинственная клинопись души, которую мы разгадываем; язык, обращенный не к разуму, но к сердцу.

Художница пишет о своем творчестве: «Рисую в доступном для меня стиле по визуальным законам эстетики. Они – материализованные мечты, мой ответ трудностям действительно прекрасной жизни».


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007