Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

Главная страница » Музей имени Н.К. Рериха » История Музея » Развитие музея. Зал Живой Этики
      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Путь к Музею: 12|Становление Музея: 123|Развитие музея

Развитие музея. Зал Живой Этики

Музей, следуя велениям времени, постоянно развивается. Совершенствуются его экспозиции, интерьеры. Применяются новые современные технологии для хранения, реставрации и экспонирования картин. Музей меняет облик, стараясь донести до самых разных людей философские идеи Рерихов о космической эволюции человечества.

Зал Живой Этики является сердцем музейной экспозиции. Яркими красками светятся в темно-синем пространстве зала далекие галактики и созвездия… Негасимый огонь пылает в высоко поднятой руке женщины, стоящей на вершине горы… Сияют в глубине темных рам картины Н.К.Рериха… В скульптурной композиции «Вестники Космической эволюции» представлены Те, кто век за веком приносил знания на планету Земля, определяя путь человечества к вершинам Духа.

Живая Этика – это философско-этическое Учение, которое было создано Рерихами в сотрудничестве с духовными Учителями Востока в 20-х – 30-х годах 20-го века. Оно рассматривает историю человечества в неразрывной связи с эволюцией одухотворенного Космоса. Чтобы донести идеи Учения до самых разных людей, возникла необходимость создать такую оригинальную научную монографию в виде экспозиции, такой зал Живой Этики, в котором человек ощутил бы себя частью Космоса и почувствовал свою неразрывную связь с ним. Эта идея и стала основой научной и художественной концепции зала, разработанной Генеральным директором Музея Л.В.Шапошниковой.

Экспозиционное пространство зала должно было из иллюстрирующего стать выразительным, сменить восприятие посетителя от безучастной объективной информации – к личному, чувственному опыту и переживанию. Возможности для этого заложены в самих музейных экспонатах – исторических источниках; мемориальных предметах, хранящих память о своих владельцах; картинах Рериха с таинственными и загадочными сюжетами.

Чтобы помочь уникальным, но бессловесным и неподвижным предметам обрести голос и жест, необходимы вспомогательные элементы. Ими стали произведения искусства современных художников. В новой экспозиции они явились значимыми художественными средствами.

Реэкспозиция зала началась с создания диорамы по картинам Рериха «Песнь Шамбале», «Агни-Йога», «Сожжение тьмы». Ее авторы – скульптор из г.Киева Алексей Леонов и московский художник Валерий Шечкин. Творческие поиски директора, сотрудников Музея, скульптора и художника были долгими и мучительными, но результатом стала масштабная диорама, в художественных образах которой заключены важнейшие идеи философского Учения Рерихов.

Прежде всего, это образ Заповедной Страны, легендарной Шамбалы, где хранится древнее Знание, и хранят его Великие Учителя.

Еще один художественный образ – образ устремления к Высшему – в диораме символизирует фигура Певца.

И центральный образ – образ принесения новых знаний – воплощается фигурой женщины с огнем, словно бы сошедшей с одной из картин Николая Рериха.

Тем, кто приносит знания на планету Земля, посвящена центральная скульптурная композиция «Вестники Космической эволюции». Кецалькоатль и Гермес, Эхнатон и Король Артур, Христос и Будда, Платон, Конфуций, Якоб Беме и Леонардо, Жанна д’Арк и Эйнштейн, Блаватская и Циолковский и многие другие… Они творили и творят духовную историю планеты, и именно эта история – история духовной культуры – по мнению Рерихов, является основой космической эволюции человечества.

Подставка под скульптурные портреты сделана в виде пятигранной пирамиды, которая тоже несет в себе смысловую нагрузку.

Чтобы экспозиция зала Живой Этики стала подлинным произведением искусства, выражающим идеи Учения, воспользовались музейными специфическими средствами: организацией пространства, цветовым решением и светом.

Когда работа только начиналась, многим казалось, что найти технические решения для воплощения замысла будет несложно. За окном – XXI век, наука и техника ушли далеко… Но все оказалось не так просто..

Проблемы начались с освещения. Свет является важнейшим фактором восприятия экспозиции. Искусственным освещением предполагалось наполнить объем зала и выделить отдельные элементы. Разработанный светотехнический проект состоял из двух частей: из внутренней подсветки и из внешнего локального освещения.

Одной из самых сложных проблем стала внутренняя подсветка картин Н.К.Рериха. Перед нами стояла задача сделать подсветку незаметной, при этом – учесть требования сохранности картин.

В результате проведенных экспериментов стало ясно, что традиционные лампы накаливания и галогенные светильники не подходят. Пришли к необходимости использовать светодиодное освещение, в последнее время активно применяющееся в музейной практике. Оно не излучает ультрафиолетовые лучи и дает минимум тепла. Светодиоды для подсветки картин были изготовлены в Италии по специальному заказу.

Для большей безопасности картин и для большей уверенности в их сохранности были сделаны глубокие рамы. В рамах установлены специальные тепловые фильтры, которые полностью отсекают тепловые лучи, не нарушая при этом видимый спектр излучения.

Исследования проводились в зале музея. После принятия подсветки директором оставалось пройти последнюю строгую комиссию в лице реставраторов. На наше счастье, их заключение было положительным. В целом на разработку подсветки ушло более года.

В новой экспозиции каждая картина имеет свой источник света, который входит в систему регулирования освещения через компьютер, так как каждая картина требует индивидуальной яркости света для более точной и качественной передачи красок. Организация системы освещения картин через компьютер дает возможность экскурсоводам акцентировать внимание посетителей на той или иной картине, включая или выключая подсветку с помощью пульта управления.

Немало трудностей возникло при разработке системы внешнего фокусированного освещения – диорамы, Ангелов, других скульптур. Непростой оказалась и подсветка центральной композиции. Проблемой стало выстроить свет так, чтобы блики не отражались в стеклах картин, частично решить эту проблему позволили антибликовые стекла.

Следующей сложной задачей стала проекция фотографий Космоса на потолок зала. Оказалось, что современные цифровые проекторы не могут полностью раскрыть картинку из-за маленькой высоты зала и прямоугольной формы потолка. С этой задачей справились только очень мощные пленочные проекторы итальянского производства. Но прошло несколько месяцев после открытия зала – и нам пришлось их убрать. Из-за длительной работы проекторы сильно нагревались, плавилась пленка, изображение на потолке было не очень четким и ярким, а самое страшное, что в зале стали ухудшаться показатели температуры и влажности. Способ художественного оформления потолка остается и сегодня нашей главной проблемой.

Работы по реэкспозиции зала осложнялись тем обстоятельством, что Музей располагается в старинном особняке – памятнике архитектуры XVII - XIX веков. Изменяя облик зала, необходимо было сохранить все архитектурные элементы, бережно восстановленные в процессе научной реставрации. Нужно было тактично распорядиться пространством, бережно включить экспозицию в структуру памятника, избежать конфликта между архитектурным обликом зала и экспозицией. Кроме того, в историческом памятнике становится важным включение более тактичного экспозиционного и технического оборудования.

По индивидуальным проектам разрабатывались световые панели фриза, изготавливались конструкции для окон и портала, обтягивались стены. Для создания образа звездного неба была спроектирована система оптико-волоконного освещения.

Полноправным создателем экспозиции стал цвет. В тон темно-синих стен были выкрашены крепления светильников, повесочная система, розетки, сделано оформление витрин.

Витрины для новой экспозиции тоже были выполнены по индивидуальным проектам известной немецкой фирмой «Кунстверк». Витрины украшают, поддерживают своими формами пространство зала.

Завершающей нотой в художественном оформлении зала стала музыка – уникальные записи, предоставленные директором Музея Л.В.Шапошниковой. В 1963 году она побывала в ашраме Шри Ауробиндо в городе Пондишери, на юге Индии. Ей довелось присутствовать на медитации.

Теплой южной ночью под звездным небом на берегу Индийского океана звучала необыкновенная музыка. Ее исполняла соратница Шри Ауробиндо, мадам Альфуса, известная миру как Мать. Людмиле Васильевне подарили бабину с записью. На пленке, кроме импровизации, исполняемой Матерью, оказалась и запись ведических гимнов, которые в наши дни, как и тысячи лет назад, звучат в индийских храмах.

И вот сегодня, спустя 45 лет, в зале Живой Этики звучит чарующая музыка, рассказывающая о сотворении мира, о поклонении священному Огню, о Великом Единении человека и Вселенной.

Музыка переносит посетителя из экспозиционного пространства в таинственный и загадочный мир, наполненный глубинными смыслами, она помогает создать живую атмосферу, эмоции, вдохновение.

Новая экспозиция зала Живой Этики явила синтез всех жанров искусства, что стало основополагающим, новым для нас подходом к организации экспозиции. Использование такого синтеза в музее открывает новые горизонты восприятия музейных предметов, новые смыслы и выводит на иной уровень эмоционального воздействия. Обращаясь ко всем органам чувств посетителя, экспозиция включает в работу его разум, сердце и фантазию. Самые сложные идеи о Космосе и эволюции, Учителях и Учении, сказанные языком образов, становятся доступны для самого разного посетителя.

Через всю экспозицию зала Живой Этики проходит образ Камня, который когда-то, согласно легендам, пришел на Землю с созвездия Орион. С тех пор осколок Камня путешествует по свету, появляясь на пороге великих событий. Сокровище Мира – так называется камень. Легенда о Камне оживает на картине Рериха «Чинтамани». Камень держит в руках Владыка; ларец с Камнем - в руках Держательницы Мира; люди в белых одеждах выносят его из глубины темных скал. В жизни Е.И. и Н.К. Рерихов сказания и легенды становились реальностью. В 1923 году в один из Парижских банков на имя Николая Константиновича «наиобычнейшим путем была доставлена самая необычная посылка». В посылке находился старинный ларец. Внутри ларца, на ткани с санскритской надписью «Сим победиши» был тот самый Камень, осколок космического метеорита. Фотографии старинного ларца, ткани и легендарного Камня представлены в витрине зала.

Объединение в пространстве экспозиции мемориальных предметов и произведений современного искусства с помощью специфических музейных средств позволило создать яркий образ, который воспринимает и запоминает зритель любого возраста.

Экспозиция зала Живой Этики стала самостоятельным произведением музейного искусства, она преобразилась в особое поле познания, в котором значительную роль играет глубоко внутреннее, интуитивное восприятие. Экспозиция никого не оставляет равнодушным. Как подлинное художественное произведение, не столько отвечает на вопросы, сколько ставит новые. И тем самым провоцирует посетителя на душевное и интеллектуальное творческое соучастие. И появляется шанс, что человек придет в Музей вновь, и не один.


СТРАНИЦЫ  Путь к Музею: 12|Становление Музея: 123|Развитие музея