Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Публикации

Опубликовано: Шапошникова Л.В. Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. – С. 758-794.

Л.В. Шапошникова. Энергетическое мировоззрение Живой Этики

Отец Сульпиций имел видение: Белый облачный столб придвинулся, и голос раздался: «Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком “М” в каждом. Явление будет ясно, когда Я произнесу: “Путь четверых на Восток”. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено познание во времени – те соберутся. Сие свидетельствую тем часом, что Камень подобен сердцу человеческому и в нем заключен кристалл сияющий!» После тех изречений столб распался синими искрами, повергнув отца Сульпиция в беспримерное дрожание. Так замечательно, что Камень, прибывший с Востока, имеет форму расплющенного плода или сердца удлиненной формы. На ковчеге найдены сказанные буквы, значение их не­известно.

Ж. Сент-Илер


Космос существует лишь взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из неисчислимых миллиардов фокусов или центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем.

Е.И. Рерих


В бесконечных пространствах Мироздания, наполненных столь же бесконечно разнообразными небесными телами: планетами, звездами-солнцами, их скоплениями и туманностями и другими неведомыми нам структурами Великого и Малого времени, катятся, как в безбрежном фантастическом океане, волны энергий, изменяя таинст­венные космические узоры, разрушая одни формы, создавая другие, превращая видимое в невидимое и обратно – невидимое в видимое, утончая одно и уплотняя другое, следуя каким-то загадочным планам, суть которых можно понять, лишь уйдя в непостижимые глубины этого Космического океана с его Великими Тайнами и Великими Силами. И все это взволнованное пространство, если есть такое понятие для Мироздания, пульсирует энергиями самого разного рода и качест­ва, различного уровня вибраций и напряжений, вынося из своих непостижимых глубин бесчисленные формы различных состоя­ний материи. Стихии этого океана подчинены определенному ритму, действуют согласно объективным космическим законам. Все со всем связано, все со всем взаимодействует и друг друга обусловливает. От бесконечных глубин энергетического океана до его поверхности идут эволюционные коридоры, в которых и совершается энергетическое творчество, рождающее новые эволюционные ступени материи и энергетики, так необходимые для дальнейшего продвижения энергий, материи и их форм. И над всей этой космической стихией, как маяки, по которым ориентируются в бурном земном океане моряки, светятся энергетические творения, которые держат на себе эту стихию и являются ее причинными каркасами. Именно от них идут звездные огненные мосты, указывающие путь от низших пространств к Высшим, на которых и происходят процессы обмена энергиями, продвигающие эволюцию всего сущего в Мироздании. Живая Этика указывает нам на несколько видов энергии, хотя на самом деле их много больше, но чем выше энергия, тем менее доступна она пониманию тех, для кого даются эти знания. В основе Мироздания лежит Всеначальная космическая энергия, перечисленные ниже энергии есть ее проявления: космическая огненная энергия, космическая сердечная энергия, психическая энергия, тонкая энергия Выс­ших слоев Тонкого мира, тонкие энергии высших планет и созвездий. И, наконец, огненная светоматерия Люцида. В этой последней заложена тайна взаимодействия энергии и материи. С одной стороны, это энергия, а с другой – материя. В этом явлении слито воедино и то, и другое. Именно в ней, в светоматерии, имеющей сотовое строение, материя и энергия не различаются ни по структуре, ни по функциям. В ней максимально проявляется всеобщий принцип космической эволюции – материя есть энергия, а энергия есть материя. Можно сказать, что, несмотря на богатейшее проявление различных форм в Космосе, в нем нет ничего иного, кроме материи и энергии, или энергоматерии, если иметь в виду уровень самых высоких вибраций. Энергия без материи не существует, так же как нет материи без энергии. Здесь мы имеем дело с разнообразнейшими процессами взаимодействия того и другого, в результате чего складываются и возникают миры разных состояний материи и разных измерений. Ибо, в конце концов, именно присутствующая в материи энергетика обусловливает и уровень ее измерения. Чем тоньше, вибрационнее и огненнее энергетика, тем выше состоя­ние материи и выше ее измерение. Иначе говоря, каждая энергия имеет свою материю и каждая ­материя имеет свою энергию. Качество последней определяет и состоя­ние материи. Изменение энергии в ходе долговременного энергообмена ведет к изменению измерения материи. Плотный мир планеты Земля имеет довольно низкое, всего лишь третье измерение. Мы являемся свидетелями переходного эволюционного периода от третьего к четвертому измерению. «Так называемое четвертое измерение есть свойство психической энергии. Свойства психической энергии дадут расширение всех пониманий»[1]. Психическая энергия имеет непосредственное отношение к самому человеку, поэтому Живая Этика уделяет ее развитию в человеке такое внимание. Ибо без овладения этой энергией человеком Земля не сможет перейти в более высокое измерение. «Именно, огонь пространства, – пишет Е.И. Рерих, – будучи осознанным, превращается в психическую энергию»[2]. Психическая энергия – явление пространственное. Волны психической энергии, сказано в Живой Этике, как бурное море, «бушуют в пространстве»[3]. У этого моря свои приливы и отливы. Но было бы неверным считать, что все энергетические влияния и их взаимодействие с энергетикой человека связаны лишь с психической энергией. В процессе энергообмена на человека влияют: излучение Солнца, космические энергии планет Солнечной системы, космические энергии Дальних Миров, тонкие энергии надземных сфер, тонкие энергии физического мира, или мира плотной материи. Энергообмен на нашей планете представляет сложнейший эволюционный процесс, идущий и на самой планете, и в пространствах и глубинах Космоса. В этом энергообмене участвуют энергии самого различного качества и самых разных уровней вибрации, начиная с энергии огня, одного из наиболее тонких видов энергии, представляющего собой электромагнитные колебания световой материи с высоким уровнем вибраций, и кончая энергиями низких вибраций плотной материи.

Осмысливая место человека в системе космической эволюции, создатели Живой Этики утверждают, что «человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил»[4], что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи»[5]. Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос. Взаимодейст­вие человека с энергетическими структурами Мироздания в процессе энергообмена является главной движущей силой его космической эволюции. В результате этого энергообмена происходят те вспышки энергии, которые продвигают человечество. Человек вступает в энергообмен с себе подобными, с объектами, находящимися на поверхности планеты, с самой планетой, а также с различными космическими телами, в первую очередь с Солнцем, планетами Солнечной системы, созвездиями Зодиака, созвездием Орион и, наконец, с мирами иных измерений и иных состояний материи. В результате такого обмена энергетический потенциал человека и космических тел меняется, что создает условия для их эволюционного продвижения. Сама же энергетика есть первопричина всех процессов, происходящих в Космосе. Она же играет основную роль и в переходе сознания человека от состояния объекта эволюции к ее субъекту. Расстояние, отделяющее объект эволюции от ее субъекта, есть путь духовно-культурного совершенствования человека, в итоге которого происходит переход от пассивного и неосознанного участия человека в эволюции к активному и осознанному. Человек, соблюдая Великие законы Космоса, обретает знания и способности влиять на ход и качест­во эволюции. Из Тех, Кто стал сознательным субъектом эволюции, и состоит Иерархия одухотворенного Космоса, представленная на Земле Учителями, в том числе и авторами Живой Этики. Эволюционные процессы в Космосе развиваются согласно его объективным законам. Эти же законы определяют общие и частные цели эволюции и свидетельствуют о приоритете духа, который авторы Живой Этики рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Иск­ра такого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно Великим законам Космоса, с одной стороны, и его, человека, свободной воле, с другой.

Главной сутью самой эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики и последующее ее изменение и утончение. Этого можно достигнуть с помощью такой силы, как дух. В процессе одухотворения и утончения материи синтез – основной, магистральный путь. Такие же явления, как Культура и возникающие в ее пространстве Любовь и Красота, которые несут в себе тонкую высоковибрационную энергетику, и, наконец, сама психическая энергия человека, служат устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие по тем или иным причинам подобных устоев прерывает путь космической эволюции и уводит в воронку инволюции. Живая Этика рассматривает любое земное явление с точки зрения взаимодействия духа и материи и энергетики этого взаимодействия. Такой подход дает возможность выявить реальный смысл явления, установить его причинные связи и энергетические взаимодействия. В Учении Живой Этики самым широким образом поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. Авторы Учения аргументировано и убедительно показывают, что регулярное нарушение человечеством Великих законов Космоса уже завело его в тупик, опасный гибельными энергетическими взрывами.

Введение в космическую энергетику такого явления, как дух, свидетельствует о том, что система Мироздания есть одухотворенная структура. Дух как энергия связывает между собой основные энергетические структуры Космоса и является не только активно действующей космической энергией, но связывающей эту систему в единую целостность. Дух объединяет человека с Космосом и энергетику человека с космической энергетикой. И если мы определяем энергию как вид материи, который в эволюционном совершенствовании проходит множество последовательных ступеней и состояний, достигая утонченных и сверхутонченных форм, то, безусловно, и то, что мы называем духом, тоже находит свое место в бесконечном процессе восхождения по ступеням космической эволюции. Дух имеет важнейшее эволюционное значение во взаимодействии дух – материя, представляя собой, на уровне сверхтонкого состояния энергии, синтетическую эволюционную субстанцию, соединяющую дух и материю в духоматерию.

Наш внутренний мир – это мир нашей энергетики в самых разных сочетаниях: от тонкого до грубого. В плотном, дифференцированном мире мы стремимся найти место тому или иному явлению. Согласно системе познания Живой Этики, место связи с иными мирами, откуда идет к нам не только энергетика, но и нужная нам познавательная информация, находится в сердце. Именно оно служит центром нашего сознания и «мостом» между мирами различных состояний материи. Еще в древности серд­це отождествляли с Солнцем. Сердце – перекресток, где сходятся дух и материя, небесное и земное, инобытие и наш мир. Из этого вытекает, что и наше сознание формируется на основе взаимодействия надземного и земного. В Живой Этике есть отдельный том, посвященный сердцу, который так и называется – «Сердце», и та часть системы познания, которая относится к духовно-энергетической роли сердца, представлена там во всем богатстве древнего и современного опыта и знания.

Осознание роли человека в Космосе как носителя духа свидетельствует о совершенно новой парадигме и новых подходах к исследованию человека как такового. «Мир Реальности, – писала Елена Ивановна Рерих, – есть Вечное ЕСТЬ, и вся относительность рождается лишь при дифференциации и от бесконечных преображений или смен в вечном движении Бытия проявленного»[6].

Согласно Живой Этике, космическая эволюция есть процесс постоянного энергоинформационного обмена. В центре этого процесса стоит космическое творчество структуры, которую авторы Живой Этики назвали Космическим Магнитом. Это одно из важнейших, если не самое важное явление системы Космоса. Понятие магнита имеет в Живой Этике более широкую трактовку, нежели та, которая сущест­вует в современном научно-техническом простран­стве. Магнит, с точки зрения Живой Этики, – это прежде всего энергия, притягивающая к себе другую энергию. Форма и структура магнита может быть самой разной, так же, как и качество энергии, которую он в себе несет. Магнитом, например, является энергия духа. «Один из мощных магнитов есть магнит духа»[7], – сказано в «Беспредельности». Магнит духа взаимодействует с материей, физически сцепляет и организует последнюю. Магнитом является человек или, вернее, энергетика его центров и ауры, а также планета и ее электромагнитное поле. Магнитом может стать объект, который пришел в соприкосновение с энергетическим магнитом.

Есть энергетические магниты, которые заключают в себе энергии высоких вибраций и обладают избирательностью, т.е. притягивают подобные же энергии. Такой магнит имеет пространственную форму и вращательное движение. В качестве примера можно привести чакры человека. Однако надо иметь в виду, что чакры, потенциально обладаю­щие способностью притягивать высокие энергии, должны еще пройти через ряд энергетических процессов, чтобы иметь возможность реализовать эту способность. Магниты, независимо от качества и уровня энергии, в них заключенной, есть тот механизм, на котором держится весь процесс энергетического обмена в Мироздании. Магниты с тонкой и высоковибрационной энергией, участвующие в энергетическом обме­не на избирательном уровне, есть творческое начало Космоса. «Пространство наполнено магнитами, и человеческая аура несет столько магнитных излучений. Установлено, что Космос творит Магнитом и сила притяжения дает человеку жизнь. Творчество на этом принципе основано. Непреложный закон!»[8]

Самая высокая творческая способность сосредоточена именно в Космическом Магните, явлении очень сложном и не всегда ясном нам, обитателям физического трехмерного мира. Ибо Космический Магнит – явление многомерное, с иным качеством энергетических процессов, нежели те, которые мы наблюдаем на Земле. Не имея опыта исследования и познания тонких, многомерных процессов, нам трудно представить во всем богатстве смысл и действие Космического Магнита. Однако авторы Живой Этики, обгоняя время и уровень развития человечества, тем не менее предприняли попытку хотя бы схематично объяснить, что есть Космический Магнит и какова его роль в космической эволюции не только человечества, но и Мироздания в целом.

«В орбите Космического Магнита находится вся космическая эволюция»[9], – утверждают они. «На мировое движение эволюции можно смотреть как на утверждение Космического Магнита. Творчество может прогрессировать с Космическим Магнитом»[10]. И еще: «В обмене энергий заключается самая прекрасная сила Космического Магнита. Обмен явлен устремлением Космоса к совершенствованию»[11].

В этих трех фрагментах, взятых из самой удивительной книги Живой Этики – «Беспредельность», определено значение Космического Магнита. Из сказанного следует, что Космический Магнит есть главная и основная структура или сила, регулирующая энергетические процессы космической эволюции, творящая эту эволюцию и обусловливающая движение энергоинформационного обмена. Эта сила господ­ствует во всем Мироздании, и вне ее ничего не существует.

«Так существует напряженная спираль Космического Магнита, в которую входят все проявления жизни. Непреложность закона соединения всех проявлений является магнитом творчества Космоса»[12]. В то же время Космический Магнит, согласно концепции Живой Этики, не есть что-то недостижимое, отдаленное и отчужденное. Он проявляет себя на всех энергетических уровнях, взаимодействует со всеми энергетическими процессами и влияет на все стороны космического бытия. Одним из главных условий формирования расширенного сознания человека является осознание последним универсального влияния Космического Магнита и взаи­модействия с этой сложной и неведомой еще человеку силой. Каждый атом, каждая молекула во Вселенной так или иначе взаимодействует с Космическим Магнитом и «прислушивается» к его велениям, выраженным его ритмом или «дыханием». У человека же как энергетической структуры связь с Космическим Магнитом осуществляется, как правило, через духовного Учителя. Только через такого Учителя, земного или небесного, постигается смысл Космического Магнита или, иначе говоря, смысл космической эволюции и самого Космоса.

«Космический Магнит, – писала Елена Ивановна, – есть Космическое Сердце, или сознание Венца Космического Разума, Иерархии Света. Именно, Космический Магнит есть связь с высшими мирами в велении Бытия. Наша сердечная связь с Сердцем и Сознанием Высшего Иерарха нашей планеты вводит нас в мощный ток Космического Магнита»[13].

Такое определение Космического Магнита приводит к однозначному выводу о том, что его мощная энергетическая структура, пронизывающая все Мироздание, есть структура, одушевленная той Иерархией Света, бесконечные ступени которой уходят в беспредельность эволюции и в бессмертную вечность. Иерархия Света состоит из Иерархов и Учителей, находящихся на высокой ступени космической эволюции, их энергетика и творческая деятельность содействуют продвижению этой эволюции. Елена Ивановна, говоря о Космическом Сердце, или сознании Венца Космического Разума, разъясняет: «Космический Разум есть Иерархия Света или Лестница Иакова. Причем Венец этой Иерархии состоит из Духов или Разумов, завершивших свою человеческую эволюцию на той или иной планете, в той или иной солнечной системе, так называемых Планетарных Духов, Создателей миров. Именно эти Создатели миров или планет являются Зодчими нашей настоящей и будущей Вселенной. В дни Пралайи Они держат великий Дозор Брамы и намечают следующую эволюцию Космоса»[14].

Космический Магнит, представляющий собой одушевленную энергетику и обладающий высочайшим сознанием, сам является результатом бесконечной космической эволюции. Эта бесконечность уходит в прошлое, она же поднимается и в будущее. В ней нет ни начала, ни конца, а есть только бушующий океан энергий, складывающий миры, меняющий их состояние и разрушающий их.

То, что Космический Магнит есть Космическое или Совершенное Сердце, представляющее сознание Космического Разума, есть самое емкое определение сути Космического Магнита. Однако этот Разум и это Сердце соотносить с сердцем и разумом человека надо крайне осторожно, хотя принципиальная энергетическая схема будет одна и та же. При таком соотнесении необходимо учитывать уровень дифференциации и синтеза того пространства, в котором это соотношение осуществляется. Чем ниже энергетика и чем грубее состояние материи данного мира, тем выше уровень дифференциации, или разделения, и ниже качество синтеза, или объединения. В нашем земном мире высок уровень дифференциации и еще низок уровень синтеза, и поэтому его обитателям крайне трудно понять синтетическую энергетику Выс­шего Разума и его сознания – Совершенного Сердца. То, что сам Космический Магнит представляет собой энергетику синтетического сознания разума Космических Иерархов – есть самое главное, что мы можем в нашем состоянии постигнуть. Вселенная же практически является аурой Космического Магнита и, как аура человека, имеет семь энергетических уровней, связанных между собой. Каждый из этих уровней является одним из эволюционных витков Великой Космической Спирали. Внутри каждого витка идет свой эволюционный процесс, контролируемый Космическим Магнитом. Поскольку последний есть сознание Высшего Разума, регулируемого совершенным Сердцем, то весь энергетический процесс эволюции Вселенной подчиняется пульсации или ритму этого Сердца. Ритм выражается в притоке и оттоке энергии, образовании и распаде энергетических форм и отборе в этом общем процессе устойчивых форм. Эти формы, в свою очередь, образуют стабильные световые магнитные структуры, которые и переходят на другой, более высокий уровень Космической Спирали. И то, что на предыдущем энергетическом уровне являлось пределом совершенства, на следующем уровне будет лишь низшей ступенью. В последующем витке Космической Спирали произойдет то же самое, пока процесс не завершится на седьмом витке. Это завершение знаменует собой конец Первой Космической Волны в жизни Космоса, или конец Дня Космоса (День Брамы). Далее происходит сложнейший эволюционный процесс, когда Космический Магнит притягивает к себе все энергетические образования последнего, или седьмого, витка и начинает их трансмутировать. Наступает Ночь Космоса, или Пралайя, во время которой Дозор Брамы намечает план следующего этапа эволюции Космоса. Этот план будет иметь уже другой энергетический материал, связанный с трансмутированными энергиями, которые лягут в основу нового Дня Космоса и будут по качеству выше энергетики предыдущего Дня и его семи витков. Информация же об ушедшем Дне станет храниться в вечных анналах Космического Магнита и при необходимости будет сообщена Высокими Духами тем, кто восходит на очередную космическую вершину. Для этого Высоким Сущностям придется спуститься в инволюцию, которая явится эволюционным импульсом для находящихся внизу.

Сердце пульсирует, а Космический Магнит в образе бога Вишну, если следовать космогонии индийской мифологии, «вдыхает», и наступает Ночь Космоса или Ночь Брамы, когда все стягивается в единую емкую структуру атома. Затем Вишну прерывает свой космический сон, «выдыхает» и начинает создавать Новый Мир, Новую Вселенную.

Человек, являясь частью Вселенной, связан с Космическим Магнитом через свои первоэлементы, которые формировались под энергетическим влиянием последнего. В силу этого обстоятельства взаимодействие человека с Космическим Магнитом является самым решающим моментом в его жизни, в его эволюции, в его деятельности. «Только вместивший понятие Космического Магнита может напрячься в творческом импульсе»[15].

Ощущение Космического Магнита, его режима, его творчества было свойственно человеку с изначальных времен существования. Если можно так сказать, человек нес Космический Магнит в своей первоначальной энергетике, и информация о нем рождала первые мифологические образы. В неведомых ему ритмах Космического Магнита он улавливал нечто такое, что называл волей богов или велением Космоса. «Издревле утверждалось, что Первоисточник жизни есть Космический Магнетизм. Когда человечество обращалось к источнику солнца и светилам, также к стихиям, то в этих культах было выражение космического магнетизма. Человек в древности искал то свойство, которое приближало его к творчеству космическому»[16].

Именно под влиянием и прямым воздействием Космического Магнита как главного инструмента космической эволюции зародилось и возникло сознание человечества. Когда одна из оболочек зерна духа человека начала вибрировать в ритме энергий Космического Магнита, тогда стали пробуждаться первые, низшие формы сознания. Это произошло на уровне третьей расы, или третьего ­энергетического вида человечества. С появлением первых искр сознания возникли и творческие способности, соединившие человека еще одной нитью с Космосом. В конце жизни четвертого вида человечества на земле возникла община Учителей, или Космических Иерархов, которые, пройдя тяжкий путь инволюции, стали на дозор эволюции земного человечества. Обладая тонкой высоковибрационной энергетикой, Иерархи взаимодействовали с энергией Космического Магнита и использовали те энергетические импульсы лучистой материи, которые посылает Космический Магнит. В простран­стве их обитания находится резервуар космических энергий, представляющий собой мощный вибратор, опасный для всего живого, в том числе и для человека. Резервуар расположен на границе ауры Земли и большого Космоса и защищен мощным энергетическим полем. Регулярная связь Учителей с Космическим Магнитом поддер­живается через Проводников, стоящих на высокой ступени космической эволюции, которые называются еще Учителями Учителей.

Все, что здесь описано, может быть отнесено к области фантас­тики. Но в реальной жизни Планеты и Космоса этой «фантастики» много больше, чем в любом вымысле.

Вот послушайте: «Снова вокруг костра поднято десять пальцев, и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские серд­ца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов, или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по Земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище <…>

“Черный камень скитается по Земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира – так называется камень”. Костры пылают, как древние огни священного служения»[17].

Это написано Николаем Константиновичем Рерихом. Приведенный отрывок передает сказание о волшебном Камне, Сокровище мира. Подобные мифологические и легендарные сюжеты проходят через фольклорную традицию многих стран. Для Елены Ивановны и Николая Константиновича эти сказания не были ни мифом, ни легендой, ни вымыслом. Они являлись их реальной жизнью, связанной с Учителями и Заповедной Страной. «Легенда о Камне», фрагмент которой процитирован в эпиграфе к этой статье, предшествовала появлению самого Камня. Он был прислан в 1923 году в фанерном посылочном ящике на адрес парижского банка, на имя Рерихов. Когда ящик вскрыли, то увидели в нем старинную шкатулку, ту самую, которая была сделана в средневековом немецком городе Ротенбурге. На коже, обтягивающей шкатулку, были вытеснены четыре буквы «М». Теперь Рерихи знали, что они означают. Имя их Учителя начиналось на М, и новая эпоха космической эволюции носила имя Майтрейи – будущего Будды. Николай Константинович открыл шкатулку и увидел в ней Камень, кусочек темного метеорита. Он ощутил сразу легкое покалывание в пальцах, его центры отозвались на энергетику Камня. Но это был лишь осколок; основной метеорит находился в Заповедной Стране, где обитали Учителя и где они вели свои эволюционные исследования. С этого метеорита тысячелетия тому назад и начиналось земное убежище Космических Иерархов. Легенда повествует о том, что метеорит прислан на Землю из далекого созвездия Орион.

«Знаменательным терафимом Братства, – читаем мы в последней книге Живой Этики, – является камень дальних миров. Много написано об этом камне. Часть его совершает путь вест­ника по миру, появляясь в руках избранных. Люди называли камень Граалем и многими другими именами. Предания всех веков хранят частицу сведений о значении камня, но главное значение не упомянуто. Камень содержит некое вещество, помогающее хранить вибрации с дальними мирами. Также и частица камня служит для соединения с Братством. Таким образом, снова получается научная химическая основа в обстоятельст­ве, вошедшем в историю человечества <…> Урусвати[18] знает этот камень Нашей Обители. Мы храним его в особом помещении, чтобы тем способствовать сохранению вибрации»[19].

Энергетика Елены Ивановны Рерих, сформированная в результате сложного и тяжелого космического эксперимента, была согласована с ритмами Космического Магнита именно через этот Камень. Иначе эксперимент не состоялся бы. «Когда центры могут пламенно отражать волю Космического Магнита, тогда психодинамика духа соединяет планы Высшие с планетою»[20].

Дыхание и ритм Космического Магнита определяют зарождение и умирание Вселенных. Поэтому любое космическое творчество должно идти в его режиме, иначе оно не принесет желаемых результатов. В Камне «заключена, – сообщал Учитель, – частица Великого Дыхания – частица души Ориона. Явил смысл Камня. Указал на Сокровище Великого Духа. Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь сужденным путем»[21].

Таинственный Камень из созвездия Орион, обладавший ритмами творящего Космического Магнита, и сам являлся мощным магнитом. Этот магнит принимал участие не только в эволюционном действии на планете Земля, но и в формировании исторического процесса, энергетика которого была тесно связана с особенностями космической эволюции.

Центрально-Азиатская экспедиция, помимо обычных задач, которые стоят перед любой такого рода экспедицией: сбор коллекций, изучение исторических памятников, знакомство с обычаями и традициями народов, встречаемых на маршруте, и т.д., – имела то, что можно назвать эволюционной нагрузкой. Экспедиция должна была выполнить историческое действие, которое называется «закладыванием магнитов». Иными словами, сформировать с помощью магнитов нужное энергетическое поле в указанном пространстве. Такими магнитами являлись Камень, а также высокая энергетика Елены Ивановны ­Рерих. На этом энергетическом поле должны в будущем сложиться новые центры культуры. Маршрут экспедиции пролегал, как мы знаем, через Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет. Эти районы и составят в будущем, согласно концепции Живой Этики, цепь высокоразвитых культур и государств.

Вне зависимости от их «способа производ­ства», эти государства (если такая форма устройства общества еще сохранится) станут центрами развития нового энергетического вида человечества.

Созданное Рерихами энергетическое поле предопределило развитие этих регионов на много веков вперед. И никакие усилия кого бы то ни было, направленные на изменение заложенной энергетической программы, не дадут ожидаемых результатов.

Магнит, ритм которого созвучен Космическому Магниту, или пред­мет, принадлежащий Высокому Духу и использованный в качест­ве магнита, может, по утверждению Учителей, предрешить историю страны (или стран) по крайней мере на 1000 лет вперед.

Закладывание магнитов не есть особенность только ХХ века. На нашей Планете это действие производилось регулярно, имело важнейшее эволюционное значение и определяло формирование земного исторического процесса. Такие магниты закладывались в предвидении переломных моментов эволюции и истории человечества. Появление воплощений Высоких Духов в том или ином районе также связано с предварительным закладыванием магнитов. «Магнит кует проекцию эволюции планеты. Магнит являет непреложность. Магнит утверждает путь человеческий»[22], – сказано в одной из книг Живой Этики. И еще: «Магнит или остается невидимым, притягивая течение событий; или служит центром сознательного действия; или озаряет нашедшего его человека.

Можно видеть в истории человечества, как сеть магнитов подобно путеводным огням вспыхивала.

Как же работает магнит? Он претворяет идеи пространства в дейст­вие. Много магнитов лежит под основанием городов. Много было ­находимо.

Символ бриллиантов в метеоре, посланном из пространства, должен, Повторяю, быть понят научно»[23].

Мысль о том, что магнит «претворяет идеи пространства в действие», является важнейшей и ключевой для осмысливания эволюцион­ного процесса и его особенностей на планете Земля. Это претворение идей пространства в действие – свидетельство творческой силы магнита, ­согласованного в своих вибрациях с Космическим Магнитом. Творчество, каким бы оно ни было – художественным, социальным, историческим или духовным – может существовать лишь в тесном взаимодействии с Космическим Магнитом, претворяющим идеи пространства в действие и создающим условия для такого претворения на самых разных энергетических уровнях, в самых различных состоя­ниях материи.

История человечества дает нам немало примеров такого «магнитного творчества». Высокие Духи, облеченные миссией закладки магнитов, существовали во все эпохи человеческой истории.

Магнит дает о себе знать стабильной магнитной волной. Рерих в своих очерках и экспеди­ционных дневниках рассказывает об Аполлонии Тианском, жившем в самом начале нашей эры, умевшем закладывать магниты и чувствовать уже заложенные. Если бы наши ученые проводили подобные исследования, то они могли бы обнаружить магниты, заложенные еще за много веков до нашей эры.

«…В Наших хранилищах, – сообщает один из Учителей, – имеются модели городов и других исторических мест. Явно такие модели должны иметь и внутреннее значение. Они служат как бы терафимами для установления связи древних мест с новыми заданиями. Там же хранятся памятные предметы, которые иногда посылаются в мир как магниты для намеченных действий. Имеет большое значение, когда Наши посланные обходят указанные места. Иногда они закладывают известные предметы, но в иных местах они лишь проходят и тем закрепляют ауру места. Люди не обращают внимания на такие хождения, но глаз историка мог бы усмотреть периодичность таких путей. Можно убеждаться со временем, что все такие посещенные места оказывались особо важными в истории народов»[24].

Влияние Космического Магнита на все процессы, происходящие на Земле, в том числе и на исторический процесс, можно считать всеобъемлющим. Его тяготение «собирает народы, собирает расы, собирает части света, собирает части эволюции, собирает дуги сознания, собирает явления всех притяжений. В основе всех жизненных проявлений можно найти космический магнетизм, и даже за кармическим законом стоит Магнит Космический»[25].

Через систему заложенных Учителями и Высокими Сущностями магнитов Космический Магнит влияет на жизнь Планеты и населяю­щего ее человечества. Процветание и подъем, деградация и упадок империй, государств и народов чередуются с регулярной последовательностью. Периоды созидания в истории человечества сменятся периодами разрушения. Но в Беспредельности Космоса одно всегда уравновешивается другим. Разрушение в одном месте компенсируется созиданием – в другом. Этот процесс уравновешивания противо­положных начал идет в бесконечном Времени и Пространстве, формируя на более низком уровне, в ограниченном времени и пространстве, короткие чередующиеся циклы развития материи исторических процессов в отдельных системах, на отдельных планетах и мирах.

«Сцепление частей и расчленение подвергаются тому же закону притяжения и принципу Космического Магнетизма. Когда свойство расчленения начинает преобладать, тогда сила Магнита уже формирует новую комбинацию. Все предсказания о распадении или соединении государств основаны на уменьшении или усилении Магнита Космического. Светила, проходящие сферы пространственных ­далей, притягивают или отталкивают родственные им элементы. Сила беспредельная лежит в основании каждого сочетания Космического Магнита»[26]. И еще: «Когда слагается история страны, то нужно созидать как можно утвержденнее. Как ступени разные, так насыщаются исторические строения. Каждая историческая ступень соответствует смещению Космического Магнита, потому Наши ступени так прекрасны»[27].

Под смещением Космического Магнита имеется в виду ритм последнего. Этому ритму подчинено все: начиная от энергетики Вселенной и кончая энергетикой отдельного человека. Когда мы говорим – веление Космоса, – мы подразумеваем ритм Космического Магнита. По велению Космоса возникали и гибли империи, создавались и бесследно затем исчезали целые государства; волны океана и землетрясения разрушали огромные пространства планеты, человек открывал в себе новые энергии, изменялся и обретал более тонкие формы, его дух завоевывал новые пространства, отступал хаос непроявленного и возникало упорядоченное Проявленное. По тому же велению Космоса огромные массы различных народов сдвигались со своих мест и устремлялись в интуитивном поиске энергообмена, который подхватывал их и нес через неведомые пространства. «Перемещение народов шло под действием Космического Магнита, и теперь все передвижения идут под этим законом. У великого закона столько действующих магнитов! И куда повернется стрелка, указующая направление, туда направится устремленный дух. Вечное движение и перемещение точно устанавливают действующую магнитную силу. Можно точно определить, по какому направлению и почему происходили перемещения. Токи, определяющие направления, согласуются с назначенным будущим. Токи, определяющие само перемещение, согласуются с настоящим обстоятельством.

Исторически можно получить ключ к явлениям переселения народов»[28]. Такой же ключ, используя концепцию Космического Магнита и информацию о его творчестве и ритме, можно получить ко многим историческим событиям, к реальной оценке этих событий и овладеть прогнозом будущих исторических свершений на планете.

«Переустройство мира, – утверждают Учителя, – не зависит от творчества человеческого, но вместе с тем нельзя сказать, что человечест­во изъято из растущей пространственной мощи. Ведь связь между человеком и Космосом неразрывна, потому сущее скажется в тех формах, которые предназначены Космическим Магнитом. Но сущее тоже человеком уявляется и является двигателем навстречу Магниту или тем задерживающим символом»[29].

Речь здесь идет о согласовании исторического творчества человека или целой страны с ритмом Космического Магнита. Соблюдение такого ритма и реальная оценка исторических условий дает возможность воплотить «пространственные идеи в действие» и добиться нужного для жизни и творчества результата. Пренебрежение же этим ритмом сказывается негативно в первую очередь на самом человеке, человеческом сообществе, государстве.

Ситуация, которая в этой связи сложилась в ХХ веке, была крайне неблагоприятной. «Строй жизни, – отмечали Учителя, – настолько разобщился с Космическим Магнитом, что все порождения человеческие принимают формы чудовищные. Развитие сил пошло по руслу, направленному к разрушению»[30].

Это было сказано в 30-е годы прошлого столетия, но никто не обратил на это внимания. Мир продолжал жить, как жил, низкое сознание и бездуховность все сильнее губили планету. Разрушение набрало силу в 1939 году, когда человечество стало втягиваться в мировую ­войну. Разрушительная тенденция продолжается и до сих пор, принимая уже в начале ХХI века не менее страшные формы, нежели тогда. Этому сопутствуют утрата и гибель традиционных эстетических идеалов в искусстве, литературе, в обычной жизни человека.

Красота – главное мерило энергетического потока космических велений и космических ритмов, слагающих эволюцию человечества, – потеряла не только свой смысл для многих миллионов людей, но и стала им попросту недоступной. «Когда видите образования проявлений жизни, не отвечающих красоте, то отнесите их к явлениям сопротивления Космическому Магниту»[31].

Наибольший вклад в формирование этого сопротивления внес философский материализм ХХ века, отвергший в своих теориях духовные ценности. Первое место в этом ряду принадлежит марксистскому диамату и истмату, монополизировавшим мышление целой страны. В своем отрицании Высшего данная теория дошла и до принижения индивидуального человека, отдав полностью приоритет «массам» и «классам». Мир земной зашел в тупик, и казалось – нет выхода и нет пути. Дальше, говорили Учителя, или восхождение, или разрушение.

Энергетика человека и Космоса – это всегда спираль. Она действует субъективно и объективно. Если низкое сознание исчерпывает резерв субъективного, включаются объективные энергетические возможности. Возникает та единственная энергетическая точка, где совершается тот важнейший, судьбоносный процесс, который называется «обратный энергетический удар по веществу». Этот обратный удар основывается на Великом Космическом Законе противодействия некачественной энергетике. Его объективно порождает высоковибрационная энергетика, стараясь откорректировать искажения и отступления в эволюционном пути. В определенные моменты развития духа и материи такие обратные удары двигают эволюцию вещества, сообщая ему нужную для движения вверх по спирали эволюции энергию. В этой единственной точке происходит только движение вверх. Поэтому попытки людей вернуться назад в историческом процессе или пойти вперед по прямой в этом же простран­стве никаких результатов не приносят. Движение вверх, возникающее в силу обратного удара по веществу, который выправляет отклонения от космического энергетического пути, есть одна из особенностей любого переломного периода, в том числе и нашего времени. Ибо та энергетическая точка, стартуя с которой, материя меняет орбиту в спирали эволюции или заканчивает очередной цикл упадка в историческом процессе, находится во времени и пространстве именно переломного века. В результате такого изменения орбиты на смену разрушению приходит созидание, упадок сменяется расцветом, духовные ценности получают заслуженный приоритет, материальные же проблемы в сознании человека утрачивают былую значимость.

Только всестороннее осмысление эволюционного процесса и понимание космической энергетики дает нам возможность определять точки обратных ударов по веществу и на этом основании прогнозировать конкретные циклы нашего исторического процесса. И какой бы «способ производства» или «производственных отношений» ни двигал нашу историю (неясно, правда, в какую сторону), мы не сможем понять суть ее движения без учета такого грандиозного энергетического явления, какое представляет собой Космический Магнит, его ритмы, его космические веления, его связи с земными процессами.

Космические Иерархи, или Учителя, составляют, как было сказано выше, энергетическую структуру Мироздания, являя собой бесконечную цепь восхождения космической эволюции, держащую на себе весь Космос и его творческую энергетику. Контакт, который состоялся у Рерихов с некоторыми из этих Учителей, представляет собой драгоценнейший опыт в простран­стве космической эволюции, достойный научного осмысления и составляющий один из устоев нового космического мышления. Существование Учителей есть, согласно Живой Этике, Космическая Реальность. И не только Космическая Реальность, но и реальность нашего земного мира.

В экспедиционных дневниках Николая Константиновича Рериха, писанных им в 1923–1928 годах на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, мы находим моменты, которые носят загадочный и неясный характер.

«Из-за Си-Шаня сверкает великолепная Венера. Знаем, что на нее же любуетесь Вы в Гималаях. Знаем, откуда и через какую долину и поверх каких снеговых вершин смотрите Вы в часы вечера. Глядим на звезду, а слышим шум деодаров и все предночные голоса и звучания горные»[32].

Подобных фактов мы находим в дневниках Рериха немало.

Много позже исследователям, занимавшимся творчеством Рериха, стало известно, что эти как бы выпадавшие из контекста дневников факты относились к контактам Николая Константиновича и Елены Ивановны с их Учителями. Мы ощущаем присутствие Учителей не только в рериховских дневниках и очерках, но и видим их на его картинах. Тень, отпечатавшаяся на скале, люди в белых длинных одеждах, выходящие во тьму ночи, прозрачное тело человека, стоящего на скале, сверкающая аура и лучи, струящиеся из предплечий у другого, призрачная фигура высокого всадника на фоне предрассветных гор, мерцающие кристаллы у входа в освещенную пещеру, в которой о чем-то совещаются люди в древних одеждах…

Связь Е.И. и Н.К. Рерихов с Учителями началась еще задолго до поездки супругов в Индию. Еще с детства Елена Ивановна имела контакты с удивительным человеком, которого она называла Учителем Света. Когда она была уже матерью двух сыновей, появился Светлый Мальчик, который вновь напомнил ей об Учителе Света.

«…Комната, – записала она, – начала наполняться голубоватым, как бы ярким лунным светом. Все предметы, стоявшие за плотной зеркальной ширмой, стали видимы, причем сама ширма, оставаясь плотной, приобрела прозрачность. От окна, находившегося на противоположной стене и на значительном расстоянии от моей постели, отделилась тонкая и светлая фигура Прекрасного Мальчика лет 9-ти, в мягко светящемся белом одеянии с голубыми тенями в складках; большой широкий сегмент круга тончайшего радужного Света сиял над ним. Мальчик, как бы скользя по воздуху вдоль стены, приближался ко мне <…> совершенно поражающи были Его глаза, огромные, глубокие в своей темной синеве и пристально смотревшие на меня <…> Когда Мальчик придвинулся к моему изголовью и слегка склонился, чтобы лучше заглянуть мне в глаза, чувство нараставшей близости и любви перешло в экстаз острого сознания, что Мое горе – Его горе и Моя радость – Его радость, и волна всеобъемлющей любви к Нему и всему сущему залила мое существо. Блеснула мысль, что подобное состояние не может быть вмещено на земле, следовательно, это переход в иное существование <…> Сколько времени продолжалось такое состояние, невозможно определить. Когда оно стало утихать, я открыла глаза, но уже все исчезло, и комната была погружена почти в абсолютную тьму, за исключением небольшой щели между занавесями окна»[33].

Карелия была чрезвычайно важным этапом в общении с Учителем. Тема эта проходит через цикл карельских стихов Рериха, через его картины. Те и другие, написанные в период 1916–1921 годов, содержат богатейшую информацию о духовно-энергетических контактах с Учителем:

Капли

Твоя благодать наполняет
руки мои. В избытке льется
она сквозь мои пальцы. Не удержать
мне всего. Не успеваю различать
сияющие струи богатства. Твоя
благая волна через руки льется
на землю. Не вижу, кто подберет
драгоценную влагу? Мелкие брызги
на кого упадут? Домой не успею
дойти. Изо всей благодати в руках
крепко сжатых я донесу только капли[34].
1920

Свет

Как увидим Твой лик?
Всепроникающий лик,
глубже чувств и ума.
Неощутимый, неслышный,
незримый. Призываю:
сердце, мудрость и труд.
Кто узнал то, что не знает
ни формы, ни звука, ни вкуса,
не имеет конца и начала?
В темноте, когда остановится
все, жажда пустыни и соль
океана! Буду ждать сиянье
Твое. Перед ликом Твоим
не сияет солнце. Не сияет
луна. Ни звезды, ни пламя,
ни молнии. Не сияет радуга,
не играет сияние Севера.
Там сияет Твой лик.
Все сияет светом Его.
В темноте сверкают
крупицы Твоего сиянья,
И в моих закрытых глазах
брезжит чудесный Твой
свет[35].
1918

Ощущения присутствия, которые испытывали и Елена Ивановна, и Николай Константинович, относились к тонким восприятиям, без которых не мог бы состояться контакт с Учителем. Как бы в подтверждение этого или даже в ответ на эти ощущения Учитель дал чуть позже сильное и яркое поэтическое осмысление взаимо­действия Учителя – Космического Иерарха с Мирозданием. Читая эти строки, мы можем себе представить энергетический диапазон такого взаимодействия, его всепроникаемость.

Когда капля дождя стучится в окно –
это Мой знак!
Когда птица трепещет –
это Мой знак!
Когда листья несутся вихрем –
это Мой знак!
Когда лед растопляет солнце –
это Мой знак!
Когда волны смывают душевную скорбь –
это Мой знак!
Когда крыло озарения коснется
смятенной души –
это Мой знак!

Считайте ступени, когда идете ко Храму, ибо
каждая седьмая ступень несет Мой знак!

Когда явите новое понимание Моему знаку,
увидите сверкание зарницы миров.

Дверь вам Открыл, но войти можете только сами[36].


Все это вместе взятое – и легкие касания, и прорывающиеся сквозь Космос отдельные слова, и знаки, указывающие на Высокое Присутствие, – определялось словом «Озарение».

Реальная встреча Елены Ивановны с Учителем произошла в 1920 го­ду, в Лондоне, куда Николай Константинович приехал со своей выставкой. Она увидела Его у ворот Гайд-парка. На Нем была форма офицера англо-индийской армии. Он был высок, а Его удлиненной формы глаза излучали спокойную силу и как бы притягивали к себе. Елене Ивановне они напомнили глаза подвижников и святых. Ей показалось, что она где-то уже видела этого человека. Она замедлила шаг и остановилась. Офицер шагнул ей навстречу, и только тогда она заметила его спутника. Оба Учителя приветствовали Елену Ивановну. Беседа состоялась тут же, у ворот парка. Ей показалось, что улица опустела и шумная толпа у ворот Гайд-парка рассеялась. Именно тогда Елена Ивановна получила ряд советов в связи с предстоящей поездкой Рерихов в Индию. Прогнозы Учителя были точны и в какой-то мере походили на предсказания или пророчества. Все они сбылись.

«…И вообще, – писал вскоре после этого Рерих, – жизнь превращается в сказку»[37]. Если до этого рериховские полотна несли только предчувствие этой сказки, то теперь реальная сказка пронизала все его творчество.

Потом встречи с Учителями были в Нью-Йорке, где Рерихи вели свою культурную работу, в Индии, где они готовились к Центрально-Азиатской экспедиции. Описывая эти встречи, Николай Константинович соблюдал осторожность и был крайне корректен. Он знал, что падкий на сенсации невежественный обыватель всегда готов превратить такие сообщения в фарс.

В очерке «Вехи» он писал, что другу его «было указано открыть в одном городе просветительное учреждение. После всяких поисков возможностей к тому, он решил переговорить с одной особой, приехавшей в этот город. Она назначила ему увидеться утром в местном музее. Придя туда, “в ожидании” мой друг заметил высокого человека, несколько раз обошедшего вокруг него. Затем незнакомец остановился рядом и сказал по поводу висевшего перед ним гобелена: “Они знали стиль жизни, а мы утеряли его”. Мой друг ответил незнакомцу соответственно, а тот предложил сесть на ближайшую скамью и, положив палец на лоб (причем толпа посетителей – это был воскресный день – не обратила внимания на этот необычный жест), сказал: “Вы пришли сюда говорить об известном Вам деле. Не говорите о нем. Еще в течение трех месяцев ничего не может быть сделано в этом направлении. Потом все придет к Вам само”.

Затем незнакомец дал еще несколько важных советов и, не дожидаясь, быстро встал, приветливо помахал рукой со словами “хорошего счастья” и вышел. Конечно, мой друг воспользовался его советом. Ничего не сказал о деле приехавшей затем знакомой, а через три месяца совершилось все, как было сказано. Мой друг и до сих пор не может понять, каким образом он не спросил имени чудесного незнакомца, о котором более никогда не слыхал и не встретил его. Но, именно, так и бывает»[38].

В очерке «Бывальщина» Николай Константинович писал: «Не забудется и встреча с незнакомцем в музее Метрополитен. Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи. И не записано о них. Сколько неотмеченного!»[39]

Сиккимские встречи с Махатмами занимали особое место. В Дарджилинг, расположенный в Восточных Гималаях, Рерихи прибыли в 1923 году. Махатмы время от времени появлялись и там, и в соседнем Сиккиме. И опять, описывая эти встречи в дневниках, Николай Кон­стантинович был предельно осторожен и опускал важные детали, которые могли бы указать на какие-то конкретные обстоятельства.

«Мы четверо, – пишет Николай Константинович, – после полудня ехали в моторе по горной дороге. Вдруг наш шофер замедлил ход. Мы увидали на узком месте портшез, несомый четырьмя людьми в серых одеждах. В носилках сидел лама с длинными черными волосами и необычной для лам черной бородкой. На голове была корона, и красное с желтым одеяние было необыкновенно чисто.

Портшез поравнялся с нами, и лама, улыбаясь, несколько раз кивнул нам головою. Мы проехали и долго вспоминали прекрасного ламу. Затем мы пытались встретить его. Но каково же было наше изумление, когда местные ламы сообщили нам, что во всем краю такого ламы не существует»[40].

«Лама» был Учителем, очередная встреча с которым состоялась в небольшом храме, стоявшем у дороги, около буддийского монастыря Гум.

Я увидела этот храм весной 1980 года. Он производил странное впечатление. Над его фасадом поднимался купол мусульманской мечети, по углам продолговатой пристройки лепились романские химеры. Львы, как будто сошедшие со стен владимирских соборов, дремали над капителями низких колонн. По потемневшим от времени стенам ехали всадники с мечами. Женщина в короне, держа в руках ребенка, печально и задумчиво смотрела на дорогу. По полустертым барельефам извивался Великий змей. Таинственные каменные лики, похожие на маски и в то же время на чьи-то портреты, темнели у входа. Внутри, в небольшом зальчике, рядом со статуей Будды плясал на Калинаге индусский бог Кришна. Казалось, в этом странном храме смешалось все: наги и великая богиня-мать, индуистские боги и Будда, христианские соборы и мусульманские купола. Я попыталась представить себе ту знаменательную встречу, которая происходила здесь много лет назад, и не смогла. Я знала только, что именно в этом тесном зальчике говорили о предстоящей Центрально-Азиатской ­экспедиции.

Общение Н.К. и Е.И. Рерихов с Учителем и его сподвижниками – Махатмами – продолжалось в течение всей их жизни. Н.К. Рерих писал:
«Вы уже знаете, что Аллал-Минг – это Master Moria. Он руководит мною и моей семьей»[41]. Сподвижников Учителя звали Кут Хуми и Джуал Кул. Их эволюционный уровень был высок, а место в иерархии Космоса – значительным. Их энергетическая сущность была иной, чем наша, напряженней и тоньше и обладала большими возможностями. Это была группа Учителей космического плана, выполнявшая эволюционную миссию на нашей планете в течение многих тысячелетий. С ними были связаны создатели религий, философских систем и духовных движений, которые прошли через историю земного человечества. С ними же были связаны и Рерихи, исполнители космической миссии ХХ века. О конкретных Учителях такого ранга мы знаем очень мало. В будущем будем знать больше. Учитель Мория, или, как Его еще называют, Владыка Мория, являлся также наставником Елены Петровны Блаватской, создательницы теософского общества, которая исполнила свое задание в XIX веке.

Немало полезных знаний об Учителях мы можем почерпнуть из трудов Н.К. и Е.И. Рерихов, а также из книг Живой Этики, которые создавались в самом тесном сотрудничестве с Великими Учителями. Сам Учитель Мория так определяет миссию Великих Учителей. «Спросят: “Как же вы упоминаете Создателя, Которого не знаете?” – Скажите: “Исторически и научно знаем Великих Учителей, которые создавали качест­во нашего сознания”»[42].

Конечно, Великий Учитель, в его высшей ипостаси, вряд ли может принадлежать какой-то конкретной планете. Уровень его сознания настолько высок, что охватывает целые звездные системы. Но не исключается, что некоторые Великие Учителя исторически сформировались на нашей планете, прошли на ней свой путь. Вот что об этом пишет Н.К. Рерих: «Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д’Арк, Святой Николай, Святой Сергий (Радонежский. – Л.Ш.), Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седмица Славных, седмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен, поистине, великий земной путь»[43]. Они проходили этот земной путь, для многих из них страдальческий, чтобы вернуться опять на Землю и создавать «качество нашего сознания» – главной опоры космической эволюции человечества. Но, возвращаясь на Землю или входя в контакт с ее обитателями, они обладали уже иными особенностями, иной структурой. Поэтому контакт с земным человечеством для них труден и утомителен. На Земле есть места, куда они могут на время удалиться, чтобы восстановить свою энергетику, нарушенную при соприкосновении с грубой энергетикой существ низкого сознания. «Христос, так же как и Будда, – писала Елена Ивановна Рерих, – и все прочие великие Учителя, часто уходили в пустыню.

Также в “Письмах Махатм” можно найти упоминание, как тяжко заболел Махатма К.Х.[44] после его прикасания с аурами [к аурам] людей при основании Теос[офического] Общест­ва в Индии. Он должен был на несколько недель удалиться в полное уединение. Так каждый план сознания, каждый план существования подчинен своим законам, и нарушение их приносит свои следствия»[45].

И еще: «Махатмы Гималаев не могут длительно соприкасаться с аурами землян и даже просто находиться в атмосфере долин из-за несоответствия в вибрациях, потому продолжительный контакт обоюдно вреден и, в случае землян, даже разрушителен <…>

Гималайские Махатмы живут в полном ­уединении и допускают в свою Твердыню одного, много двух кандидатов в столетие. Конечно, бывают исключения»[46].

Живая Этика, касаясь основ Мироздания и различных состояний материи, повествует о трех мирах: плотном, тонком и огненном, или мире лучистой материи. Если человек современного уровня сознания пребывает в плотном физическом мире, лишь иногда бессознательно соприкасаясь с двумя другими, то Великие Учителя, или Махатмы, связаны со всеми тремя мирами и сознательно влияют на них своей энергетикой. «…Сознание Великих Учителей, – писала Елена Ивановна, – пребывающее на трех планах или мирах, видит как зарождение причин, так и следствия их. Потому мы в полном доверии к высшей мудрости можем спокойно наблюдать за различными фазами всего происходящего»[47]. Проникновение в миры иных измерений дает возможность Великим Учителям, наблюдая как «зарождение причин, так и следствия их», получать необходимые для человечества знания, без которых оно не может продвигаться вперед.

Создавая книги Живой Этики, Учителя, безу­словно, испытывали значительные затруднения. Ибо их знания, так необходимые теперешнему человечеству, намного опережали современную науку, которая идет медленным путем экспериментального исследования. «Великие Учителя так стремятся скорее пробудить духовность и расширить сознание, чтобы затем вооружить человека знанием великих законов. Вот почему приходится указывать на эти законы, как доступные лишь науке будущего»[48].

Великие Учителя не только сообщают человечеству знания на определенных этапах его эволюционного продвижения, но помогают ученикам овладеть практикой космической эволюции. Под их руководством Елена Ивановна Рерих обрела огненный опыт, в результате которого у нее сформировалось в земных условиях огненное тело. Последнее обстоятельство позволило ей, как и Великим Учителям, проходить в миры иных измерений. Способность эта вызывала крайне ­болезненные ощущения, которые доставляли Елене Ивановне огромные страдания. Но эволюционная миссия, которая была возложена на нее Великим Учителем, требовала своего.

Осознание значения Великих Учителей и Учительства было неотъемлемой частью культурной традиции народов Востока. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи собрали большое число легенд и исторических сказаний об Учителях-Махатмах. Многие из них изложены во второй части экспедиционного дневника Николая Константиновича – «Сердце Азии». Сюда можно добавить и уникальный рериховский очерк «Шамбала сияющая». Таинственная Шамбала, в какой бы форме она ни проявлялась, мифической или реальной, тесно связывается с явлением Учительства на нашей планете. Вот некоторые выдержки из собранного Рерихом материала:

«Другой лама красной секты сказал нам про чудесных азаров индусского вида, длинноволосых, в белых одеждах, иногда появляющихся в Гималаях.

Эти мудрые люди знают, как управлять внутренними силами и как объединять их с космическими токами. Глава медицинской школы в Лхассе, старый ученый лама, лично знал таких азаров и сохранял с ними непосредственные отношения»[49].

Еще один лама поведал:

«…Эти мудрые Махатмы, они в вечных трудах направляют нашу жизнь. Они управляют внутренними силами, и в то же время, как совершенно обычные люди, они появляются в разных местах и здесь, и за океанами, и по всей Азии»[50]. Эти рассказы, звучащие для нас как легенды, были реальностью жизни Рерихов. «Ближе к области Шигатзе, на живописных берегах Брамапутры и в направлении к священному озеру Манасаравар, еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев, – писал Николай Константинович. – Когда вы знаете это, когда вам известны факты, окружающие эти замечательные места, вас наполняет особое чувство. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Они называют их «Азары» и «Кутхумпа». Некоторые жители помнят, что здесь была, как они выражаются, религиозная школа, основанная Махатмами Индии. На этом дворе Гомпа произошел эпизод с письмом, которое было съедено козою и феноменально затем восстановлено. Вот в этих пещерах они останавливались, вот эти потоки они переходили, вот в этих джунглях Сиккима стоял их внешне такой скромный Ашрам»[51].

И еще: «Пройдя эти необычные нагорья Тибета с их магнитными волнами и световыми чудесами, прослушав свидетелей и будучи свидетелем, – вы знаете о Махатмах. Я не собираюсь начать убеждать о существовании Махатм. Множества людей их видели, беседовали с ними, получали письма и вещественные предметы от них»[52].

«Правда, многие вещи, которые нам кажутся фантастическими выдумками и сказками, вне личного преломления, на самых местах происшествий освещаются особым светом правды. Величественные образы Махатм не проходят перед вашими глазами как призраки, но как великие существа от тела и крови, как действительные Учителя высшего знания и мощи»[53].

Контакты Великих Учителей с Рерихами временами выходили за пределы обычного и имели богатую энергетическую палитру, были разнообразными. Учителя могли появляться в тонком теле, передавать на расстоянии нужные мыслеобразы и, наконец, материализовывать посланный предмет. Святослав Николаевич Рерих рассказал об одном из таких случаев, произошедшем в Дарджилинге. Окно в их доме, которое выходило на Канченджангу, в это время было открыто, неожиданно воздух в проеме окна начал уплотняться, загустел и стал похож на туман. Затем из тумана появился прямоугольный кусочек березовой коры и упал на подоконник. Текст на коре был написан на санскрите.

Учение Живой Этики, или Агни Йога, созданная Учителями, ­несет в себе энергетическое мировоззрение, являющееся основой нового мышления. В ней освещаются важнейшие особенности современного этапа космической эволюции человечества. Живая Этика или Агни Йога, отмечает Рерих, «в полном согласии с новыми проблемами науки, намечает знаки изучения стихий и тончайших энергий. То, что недавно обще называлось учением воли и сосредоточения, то Агни Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современной жизни эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии – человеческой мысли и сознания как величайших творящих факторов. Йога говорит: в нашей самоответственности и в сознательном сотрудничестве будем стремиться к сужденной эволюции. Но, исследуя все наши возможности, прежде всего поймем радость труда, мужества и ответственности. Обращаясь в практических формулах ко всем сторонам жизни, Йога указывает, как близки от нас стихии, и самая из них всепроникающая – огонь»[54].

И, заключая свои мысли об Учении, данном Великими Учителями, Рерих писал: «Вооруженная древнейшим опытом Агни Йога в свободном движении распространения истинного знания говорит о научном исследовании и обосновании сущего»[55].


Примечания

1 Агни Йога, 542.

2 Письма Елены Рерих. В 2 т. Рига, 1940. Т. 2. С. 19.

3 Надземное, 119.

4 Мир Огненный. Ч. III, 306.

5 Беспредельность, 155.

6 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 330.

7 Беспредельность, 349.

8 Там же, 234.

9 Там же, 889.

10 Там же, 134.

11 Там же, 144.

12 Беспредельность, 256.

13 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 344.

14 Там же. С. 343.

15 Беспредельность, 593.

16 Там же, 122.

17 Рерих Н. Держава Света. Southbury: Alatas, 1931. С. 258–259.

18 Так Учителя звали Е.И. Рерих.

19 Надземное, 134.

20 Беспредельность, 178.

21 Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., 1993. С. 58.

22 Листы Сада Мории. 1925. Кн. 2. Озарение. Ч. 3, II, 7.

23 Там же.

24 Надземное, 17.

25 Беспредельность, 120.

26 Беспредельность, 124.

27 Там же, 848.

28 Там же, 162.

29 Беспредельность, 160.

30 Мир Огненный. Ч. III, 323.

31 Беспредельность, 141.

32 Рерих Н.К. Обитель Света. М., 1992. С. 31.

33 Рерих Е. У порога Нового Мира. М., 2000. С. 66.

34 Рерих Н. Письмена. М., 1974. С. 69.

35 Там же. С. 78.

36 Листы Сада Мории. 1925. Кн. 2. Озарение. Ч. 1, IХ, 2.

37 Рерих Н.К. Письмо В.А. Шибаеву от 9.05.21. Отдел рукописей (далее ОР) МЦР. Фонд №1. Вр. №312. Л. 5.

38 Рерих Н.К. Обитель Света. С. 32.

39 Там же. С. 61.

40 Рерих Н.К. Избранное. М., 1979. С. 158–159.

41 Рерих Н.К. Письмо В.А. Шибаеву от 25.07.21. ОР МЦР. Фонд №1. Вр. №312. Л. 6.

42 Листы Сада Мории. 1925. Кн. 2. Озарение. Ч. 3, V, 1.

43 Рерих Н. Держава Света. С. 175.

44 Кут Хуми.

45 Письма Елены Рерих. В 2 т. Рига, 1940. Т. 2. С. 38.

46 Там же. С. 83.

47 Там же. С. 148.

48 Там же. С. 283.

49 Рерих Н. Сердце Азии. Southbury: Alatas, 1929. С. 88–89.

50 Там же. С. 89.

51 Рерих Н. Сердце Азии. С. 121–122.

52 Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига. 1992. С. 245.

53 Там же. С. 220.

54 Рерих Н. Сердце Азии. С. 130–131.

55 Там же. С. 135.