Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. Шапошникова
Защита имени и наследия РериховОНЦ КМ КонференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Сотрудничество

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации

И.В. Григорьев
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник
Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ,
Москва

Биохимические основы для отложений психической энергии

Понятие психической энергии является одним из самых сложных в философии Живой Этики. Освещение его в этом Учении показывает, что психическая энергия имеет отношение, так или иначе, ко всем проявлениям Бытия. Но как же наиболее близко для нашего восприятия мы могли бы охарактеризовать психическую энергию?

Наиболее понятным нам проявлением психической энергии, как указано в Живой Этике, являются сознание и мысль/чувство. Эта энергия и названа психической, потому что тесно связана с функциями психической сферы человека.

Какова природа психической энергии? Живая Этика указывает, что психическая энергия есть непосредственный продукт Первичной Энергии пространства. Существование Первичной Энергии, в той или иной форме, признается в научном мире. Современная наука уже выработала достаточно отчетливый понятийный аппарат в отношении Первичной Энергии, которая считается источником для всех известных форм энергии и материи. Центральной задачей при формировании современной научной картины мироздания считается построение единой теории поля, которая будет описывать математическим языком проявления этой энергии. Однако наука пока не располагает экспериментальными методами исследования Первичной Энергии, а используемые для изучения микромира ускорители элементарных частиц не подходят для этой цели.

Дополняя современную науку, Живая Этика ориентирует ученых на то, что ближайший путь нахождения проявлений и изучения свойств Первичной Энергии лежит через исследование психофизиологии человека. Создатели этой философской системы обращают внимание на то, что в процессе мышления Первичная Энергия отлагается в виде психической энергии в биохимической субстанции нервной ткани и далее принимает активное участие в функционировании организма.

Каждая мысль производит отложения на стенках каналов нервной системы [13, 34]. При этом в случае альтруистических мыслей формируются отложения психической энергии высокого качества, а в случае эгоистических мыслей – отложения психической энергии низкого качества, или так называемый империл [14, 295], разрушительно действующий на здоровье человека.

Отложения психической энергии высокого качества (в дальнейшем – психическая энергия) лежат в основе жизнеспособности организма и выполняют в нем разнообразные важнейшие функции.

Какова биохимическая природа веществ нервов, с которыми может быть связан процесс отложения психической энергии? В Живой Этике дается целый ряд характеристик этих соединений. Ниже мы представляем основные результаты анализа этих материалов в свете данных современной биохимии.

Одними из наиболее вероятных кандидатов на роль биохимических носителей отложений психической энергии являются высокоспециализированные, структурные компоненты оболочки нервных волокон липидной природы – фосфоинозитиды, или инозитол содержащие молекулы. В начале 1980-х годов было обнаружено, что эти молекулы играют ключевую роль во взаимодействии живых клеток с окружающей средой, а также в регуляции различных внутриклеточных процессов [2, с. 315–325].

Обнаруженные параллели между основными известными характеристиками фосфоинозитидов и описанием свойств отложений психической энергии оказались достаточно значительными, и это позволяет надеяться на не случайность проявленных аналогий. Представляем читателю сокращенный вариант сравнительной таблицы, в котором суммированы наиболее интересные параллели.

Биохимическое строение отложений и кристаллов психической энергии может иметь более сложную форму, чем известные на сегодня фосфоинозитидные молекулы, хотя очень вероятна именно фосфоинозитидная природа этих субстанций. Более серьезные выводы о природе и свойствах веществ, содержащих отложения психической энергии, можно будет сделать после системного анализа ингредиентов, входящих в состав различных секреций: слюны, слез, пота [15, 304; 16, 584; 18, 458]; молока [16, 534], мускуса, рыбьего жира, молодого кумыса [16, 534], кедровой и др. смол [19, 350].

«Злая мысль порождает империл, вещество физическое» [14, 295], антипод психической энергии. Характеристики этого яда, данные в Живой Этике, больше всего напоминают свойства свободных радикалов, образующихся в клеточной мембране в результате перекисного окисления липидов.

Нервные стрессы увеличивают содержание свободных радикалов в организме [10, с. 111–115] («раздражение порождает империл» [15, 422]). Как и империл, возникший пероксидный радикал приводит к разрушению структуры окружающего биологического вещества, уничтожая, в частности, двойные связи ненасыщенных жирных кислот окружающих липидов. Свободные радикалы являются канцерогенами [11, с. 473–497], как и империл [18, 384].

Психическая энергия обезвреживает империл [13, 220; 16, 478]; с другой стороны, IP6 представляет собой один из наиболее сильных природных антиоксидантов, обладающий способностью интенсивно связывать ионы Fe2+, являющиеся сильными радикал-образователями в организме. Интересно, что из 22 хелаторов Fe2+ только четыре замещают Fe2+ координированную воду, блокируя образование радикала ОН, но из них только IP6 является не токсичным [12, с. 61–70].

Однако пока трудно утверждать, что все пероксидные радикалы в биологических мембранах являются империлом. К последнему могут относиться строго определенные радикалы с особо разрушительными свойствами.

Указания об империле имеют под собой важную причину. «Изучение физических следов империла может толкнуть к пониманию отложений психической энергии. Следы империла можно наблюдать в любом нервном канале, но можно заметить, что вокруг грануляций яда собирается какое-то вещество, которое поглощает эту вредную ехидну» [13, 220].

Согласно Живой Этике, отложения психической энергии представляют собой специфические наслоения фохатической энергии в атомах биохимических структур нервной ткани организма. Очевидно, что такие «огненные атомы» приобретают и особые физические свойства. «Это тончайшее вещество тоже своего рода химизм, только подход к нему особый» [18, 246]. Вероятно, такие атомы находятся в своего рода стабильном возбужденном состоянии, определенным образом напоминающем возбужденное состояние электронных оболочек или ядра обычного атома.

Важную роль открытие кристаллов психической энергии и империла будет играть, в частности, в охране здоровья человека. Помимо прочего, по этому поводу в Живой Этике сказано: «Именно этот яд (империл. – И.Г.) дает людям столько беспокойства [13, 221]. Можно упразднить множество искусственных средств, приводя в жизнь заснувшие кристаллы психической энергии» [15, 325].

Несмотря на то, что поиск отложений психической энергии будет не прост, русло для этой работы очерчено и требует лишь сформирования конкретных материальных и, в некоторой степени, духовных условий для своего проведения.

Для нахождения отложений и кристаллов психической энергии, как предполагается, будут полезны биофизические методы, позволяющие обнаружить локальное присутствие специфической физической активности в нервной ткани живого организма. Методы биохимии позволят оценить химическую структуру носителей психической энергии. Комплексное использование методов психологии (описание психологических особенностей), кардиологии (наблюдение разнообразной деятельности сердца), биофизики и биохимии (изучение физических, химических и биологических свойств отложений) позволит понять принцип формирования отложений психической энергии и возможности их использования для решения различных социальных проблем (в первую очередь в области медицины).

Одной из важнейших научных задач является, как указано в Живой Этике, создание Института, который осуществлял бы системное исследование психической энергии.

Как известно, попытки создания такого учреждения предпринимались неоднократно. Определенным прообразом и началом этой работы в современном обществе был организованный семьей Рерихов Институт Гималайских исследований «Урусвати». Научный фундамент, заложенный кропотливым трудом его сотрудников, является, судя по всему, наиболее существенным на сегодня заделом в области комплексного изучения психической энергии.

Для организации успешных исследований психической энергии необходимо, чтобы исследователи сочетали в себе профессиональный научный опыт и духовность, обладали способностью к синтезу представлений Западной науки и духовного опыта Востока. Понятно, что формирование таких ученых и консолидация их усилий возьмет определенное время. Сегодня можно видеть, что в разных научных центрах образуются небольшие исследовательские группы, которые пробуют свои силы для изучения различных проявлений психической энергии. Основной задачей в этих группах, как нам представляется, является в настоящий момент накопление основательных научных данных, отчетливо ориентированных на рекомендации Живой Этики. Только при таком условии возможно постепенно подойти к реальной организации Института психической энергии.


Литература

1. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М.: Мир, 1989.

2. Berridge M.J. Inositol trisphosphate and calcium signaling // Nature. 1993. V. 361.

3. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. В 3 т. М.: Мир, 1994.

4. Majerus P.W. et. al. Recent insights in phosphatidylinositol signaling // Cell. 1990. V. 63.

5. Majerus P.W. Inositol phosphate biochemistry // Annu. Rev. Biochem. 1992. V. 61.

6. Catt K.J. et. al. Second messengers derived from inositol lipids // J. Bioenergetics and Biomembranes. 1991. V. 21. № 1.

7. Слюсарь Н.Н. Роль фосфоинозитидов и их метаболитов в онкогенезе // Докт. дис. мед. наук. СПб., 1993.

8. Shamsuddin A.M., Yang G.Y. Inositol hexaphosphate inhibits growth and induces differentiation of PC–3 human prostate cancer cells // Cancerogenesis. 1995. V. 16. № 8.

9. Zhou J.R., Erdman J.W. Phytic acid in health and disease // Crit. Rev. Fodd Sci. Nutr. 1995. V. 35. № 6.

10. Коровин А.М. и др. Перекисное окисление липидов при неврологических заболеваниях // Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. Т. 91. № 8.

11. Thompson L.U. Antioxidants and hormone mediated health benefits of whole grains // Crit. Rev. Food. Sci. Nutr. 1994. V. 34. № 5–6.

12. Graf E., Eaton J.W. Antioxidant functions of phytic acid // Free Radical in Biology and Medicine. 1990. V. 8. № 1.

13. Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. М.: МЦР, 1994.

14. Учение Живой Этики. Аум. М.: МЦР, 1996.

15. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995.

16. Учение Живой Этики. Сердце. М.: МЦР, 1995.

17. Учение Живой Этики. Озарение. М.: МЦР, 1994.

18. Учение Живой Этики. Мир Огненный II. М.: МЦР, 1995.

19. Учение Живой Этики. Мир Огненный I. М.: МЦР, 1995.