Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
07.09.2023

Ольга Карасёва. О Рерихе и стигме

 NKR_.jpg
 

Не прошло и 5 лет, как смогла я дописать свою докторскую диссертацию на тему, связанную с наследием Николая Рериха. Писала в Индии, потому что писать о Рерихе в России – до сих пор моветон. Почему?

Мне совсем непонятно, почему профессор факультета международных отношений одного из ведущих университетов Индии начинает первую лекцию по экономике Центральной Азии вопросом «А слыхали ли вы о Рерихе и его Центрально-Азиатской экспедиции?» и тут же добавляет: «А ежели не слыхали, то позор вам – как же вы собираетесь заниматься Центральной Азией?!», в то время как в российском университете профессор, увидев ссылку на работу старшего сына Рериха, Юрия, говорит: «А зачем тут Рерих, он же оккультист!». Индийский профессор знает и уважает Рериха, а российский профессор даже не знает, что Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, был выдающимся востоковедом, работавшим в Институте востоковедения в Москве и помогавшим поднять советское востоковедение с колен после репрессий. Что за стигма?

Многие изучают Рериха как художника, постыдно опуская глаза, когда речь заходит о его философских взглядах. Те, кто говорят о его философии, о Живой Этике, постыдно опускают глаза, когда речь заходит о той грани Рериха, что неразрывно связана с мировой политикой: Николай Константинович откликался на все важнейшие политические события своего времени, и они находили оценку в его многочисленных письмах и очерках. Почему не можем мы охватить всех граней его гения, почему какая-то его грань нам постоянно кажется неудобной?

В современной ситуации записи и суждения Рериха 30-х-40-х годов просто бесценны – сходство с современностью поразительно. Наше государство в последние десятилетия более-менее примирилось с Рерихом-художником, не пора ли примириться с Рерихом – патриотом и певцом мощи народа русского и русской культуры? Самое время! Я понимаю, что до Рериха-философа нужно дорасти. Но хотя бы выйти за рамки лишь художественного наследия Рериха в настоящий момент просто необходимо.

Международный Центр Рерихов в Москве, который десятилетиями пытается заставить научное сообщество избавиться от стигмы узколобого понимания Рериха как оккультиста, – в опале и изгнании: на него ополчилось государство. Несмотря на это, Центр в эти тяжелые времена в числе первых общественных организаций выступает с поддержкой России и ее курса. Ау, господа-политики? Ау, Министерство культуры? Вы ничего не пропустили? Вы точно правильно выбирали себе союзников в культурной среде все эти десятилетия? Вас не смущает, что те, кого вы гоните и притесняете, встают на защиту России, а те, кого вы прикармливали с ладони, те, кому вы платили многомиллионные дотации, вдруг повернулись к вам спиной?

Мы только учимся играть в «мягкую силу», но почему вы подвергаете остракизму в родной стране такого гиганта, как Николай Рерих, которого уважают и которым восхищаются по всему миру? Скажите индийцам, что они погорячились, включив его, русского, который до конца своих дней оставался патриотом своего Отечества, в число «Девяти Национальных сокровищ» наравне с гражданами Индии – а ведь он так и не отказался от российского паспорта за все годы вдали от Родины. Скажите им, что Рерих – это оккультист, наследие которого нужно как бы невзначай задвинуть под коврик и стыдливо опустить глаза, но для приличия иногда выставлять несколько его картин в государственных проектах… Они будут очень удивлены. Грустно...

А я не могу молчать, и начну делиться в своих постах в социальных сетях хотя бы некоторыми очень своевременными, на мой взгляд, мыслями Николая Константиновича, показывающими его отношение к современным ему мировым событиям. Даже оставив за скобками сам смысл текстов Рериха, невозможно не восхищаться его слогом и точностью его метафор. Никто не умел и не умеет писать об обществе и политических веяниях так глубоко и поэтично. Пусть это будет мой маленький вклад в дело, которое я считаю на данный момент одним из самых важных…


Ольга Карасёва,
выпускница философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Культура Китая», аспирант (PhD) Университета Джавахарлала Неру (Индия, Дели)


Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007