Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Наследие Рерихов в опасности|Правда о коллекции С.Н. Рериха | Трагедия коллекции Ю.Н. Рериха| Росимущество против МЦР | Наследие Рерихов в Индии | В защиту мецената МЦР | В защиту Музея имени Н.К.Рериха

«Цель оправдывает средства»

(Ответ на интервью Т. Мкртычева «Российской газете»)

Интервью «Российской газете» от 26.01.16 г. [1] заместителя директора по научной работе Государственного музея Востока Тиграна Мкртычева подтвердило известные слова П. Геббельса: «Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят». На вопрос журналистки Жанны Васильевой о праве собственности на работы Рерихов, что были переданы на временное хранение в ГМВ, без тени смущения было сказано следующее: «Дело в том, что Святослав Рерих организовывал выставку, которая ездила по городам СССР в 1980-е годы. Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение».

Обратимся к фактам. С.Н. Рерих беспокоился о судьбе этой коллекции и обращался с письмом к Б.Н. Ельцину (письмо от 20.04.1992 г.): «В 1990 году я, вместе с остальным наследием, передал Центру (МЦР) большую выставку картин моего отца и моих собственных (286 полотен), которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов» [2].

Далее Т. Мкртычев видит «проблему в том, что люди, которые представляют МЦР, считают себя единственными законными наследниками всего наследия Рерихов». Господин Мкртычев, проблема в данном вопросе существует только для вас, поскольку Международный Центр Рерихов не «считает себя», а является, согласно завещательному распоряжению С.Н. Рериха от 19.03.90 г., законным владельцем той коллекции, которая до сих пор незаконно находится в ГМВ. Тем более, что в Дополнении к завещательному распоряжению (от 22.10.1992 г.) указано: «Я, доктор Святослав Рерих, … подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов» [3].

Виртуальная выставка «Николай Рерих. Держава Света» в Брюсселе, куратором которой является Т. Мкртычев [4], наглядно продемонстрировала уровень понимания творчества и философии семьи Рерихов. Нарезанные на части картины Рериха, мелькающие, как в мультфильме, иначе, как надругательством над творчеством великого художника, не назовешь. Ну, а как могло быть иначе, если «за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР», он «не следит и относится достаточно скептически»? Значит, вне поля его зрения оказалась большая часть архивных материалов, изданных МЦР, и целый ряд исследовательских работ по изучению творчества семьи Рерихов.

Л.В. Шапошникова – всемирно известный ученый-востоковед, писатель, философ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Международной премии им. Дж. Неру, академик РАЕН и РАКЦ, – одна из родоначальников научной школы рериховедения. Ее исследования и подвижническая деятельность по сохранению наследия Рерихов получили широкое международное признание: премия Всеевропейской Федерации по культурному наследию «Европа Ностра», диплом ЮНЕСКО, юбилейная медаль «Академик Яншин». Указом Президента РФ В.В. Путина она была награждена орденом «за заслуги перед Отечеством» 4 степени. 36 монографий и более 400 статей, посвященных истории и культуре народов Индии, жизни и творчеству семьи Рерихов, переведены на многие языки мира. И только для Т. Мкртычева она «была специалистом по рабочему движению в Индии и не занималась изучением творчества Н.К. Рериха как искусствовед» (?!). Комментарии излишни!

Концепцию столь желаемого чиновниками Государственного Музея Рерихов Мкртычев определил так: «… Это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах». Так ведь это уже 25 лет осуществляет Международный Центр Рерихов! Академическая фундаментальность исследовательской работы – более 250 книг из архива Рерихов, журнал «Культура и время». Популяризация наследия Рерихов – ежегодные международные научно-общественные конференции, проводимые МЦР, фильмы, лекции, концерты. Представление наследия Рерихов широкому кругу зрителей – более 500 передвижных выставок подлинных картин в России и за рубежом, Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», состоявшийся в 13 странах мира и более чем в 100 городах России. Сотрудничество с 21 международной организацией, 24 общественными организациями, 31 научной организацией, более 80 рериховскими обществами, почти с 300 учреждениями культуры, в том числе с крупнейшими музеями РФ: Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным Центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, Государственным мемориальным музеем А.Н. Скрябина. (www.icr.su/rus/cooperation/interational/ )

Если подвести итоги, то все рассуждения г-на Мкртычева оправдывают разрушение общественного музея им. Н.К. Рериха и попытку захвата всего наследия Рерихов чиновниками Министерства культуры и ГМВ.

Воля Е.И. Рерих нарушена изданием «Листов дневников Е.И. Рерих» Государственным музеем Востока, воля С.Н. Рериха о работе общественного Центра-Музея Рерихов игнорируется, пародия на популяризацию картин Н.К. Рериха в виде виртуальной выставки – вот тот уровень рериховедения, который будет развиваться Государственным музеем Рериха в случае его создания.

В тридцатые годы прошлого столетия при молчаливом равнодушии общественности Америки общественный музей Рериха был разрушен. История повторяется, и дело чести каждого, кому дорого наследие Рерихов, – сохранить общественный музей Н.К. Рериха!

Лилиана Палей, Андрей Прохоров,
Донецкий духовно-культурный центр «Орифламма».

___________________________

[1] rg.ru/2016/01/27/rerih.html

[2] Л.В. Шапошникова / Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015, С.583

[3] Там же, С.585.

[4] www.youtube.com/watch?v=7aHP-3c--iw