Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоДрузья Музея

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Наследие Рерихов в опасности|Правда о коллекции С.Н. Рериха | Трагедия коллекции Ю.Н. Рериха| Росимущество против МЦР | Наследие Рерихов в Индии | В защиту мецената МЦР | В защиту Музея имени Н.К.Рериха
 
А. Стеценко

«Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах»

Наследие каждого выдающегося творца является энергетическим потенциалом, составляющим основу развития культуры. Но для того чтобы этот потенциал был превращен в действие, необходимы энтузиасты, способные сохранить это наследие и вести работу по его популяризации. Только таким образом идеи, заложенные в наследии, становятся достоянием общества и способны преобразовывать нашу жизнь на долгом и трудном пути эволюционного развития. Человечество не придумало лучшей формы такой работы, чем музеи. Только в пространстве музея возможна не только работа по сохранению наследия для будущих поколений, но и самая широкая его популяризация через экспозиционную, выставочную, научную, издательскую и другие виды музейной деятельности. «На музеях, — говорил Д.С. Лихачев, — лежит ответственнейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня»[1]. Таким образом, музеи выполняют роль своего рода динамо-машины, приводящей энергетический потенциал, заложенный в наследии, в действие, способствующее сохранению и развитию культуры. Поэтому очень важна деятельность музеев, ведущих работу с наследием выдающихся деятелей русской культуры.

Наряду с государственными в мире широко распространена практика деятельности и негосударственных музеев. Современные государства в силу специфики и направленности своей деятельности не в состоянии полностью обеспечить сохранение и развитие культуры. Статистика свидетельствует, что в развитых странах Европы доля государственного сектора в музейной деятельности не превышает 40—50%[2], а в США она составляет только 5%. В России же доля государственных музеев составляет не менее 98%, т.е. негосударственных музеев всего не более 2% (!!!).

Такое крайне низкое участие общества в музейной деятельности России объясняется тем, что власть не считает необходимым поддерживать и развивать общественную форму культуры. Причин такого отношения власти к проявлению активности общества в области культуры несколько. Назовем некоторые из них. За время господства в СССР одной партии и одной идеологии чиновники привыкли руководить всем, в том числе и культурой. Партия решала, какие песни петь, какие картины рисовать, какие книги писать, какую музыку сочинять и слушать, какой быть науке и как осуществлять религиозную деятельность верующих. За более чем 20 лет в России многое изменилось. На смену плановой экономике пришла рыночная, на смену однопартийной системе пришла многопартийная. Давно сняты ограничения с творческой деятельности человека. И Русская Православная Церковь, и другие религиозные конфессии стали достаточно влиятельными социальными институтами нашего общества. А в культуре все осталось по-прежнему. Министерство культуры страны продолжает оставаться монополистом в сфере культуры и поддерживает исключительно государственные формы ее деятельности. Правда, в законодательной базе имеется упоминание о возможном существовании негосударственных музеев, но государство так и не создало необходимых условий для их развития.

Второй основной причиной такого пренебрежения власти к общественной форме культуры, на наш взгляд, является непонимание властью огромного вклада общественных организаций в сохранение и развитие Культуры.

Не в недрах власти создается наследие Культуры. Его создателями являются гении человечества и посланцы Света на планете Земля. Энтузиасты и собиратели предметов искусства создают условия для сохранности и популяризации наследия. В этом процессе обязательно должна присутствовать и третья сторона, без которой невозможно сохранить наследие культуры, – меценаты. Так зарождались музеи. И государство в этот процесс не вмешивалось. В дореволюционной России достаточно тому примеров. Благодаря труду этих подвижников культурное наследие становится общественным достоянием. «…Творит историю и создает культуру, – писал выдающийся русский философ Николай Бердяев, – народ и гений <…>, народ и интеллигенция высшего порядка»[3].

Николай Рерих, великий русский художник, деятель культуры, ученый, путешественник, общественный деятель и миротворец, автор и инициатор первого международного договора, направленного на сохранение культурного наследия человечества, известного как Пакт Рериха, придавал большое значение роли общественности в сохранении и развитии культуры. «Дело культуры, – писал он, – никогда не может быть лишь делом только правительства стран. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния»[4]. Следует отметить, что Пакт Рериха, идеи которого заложили основу международного права в области сохранения наследия Культуры и деятельности ЮНЕСКО в этой области, а также Гаагской Конвенции 1954 года о сохранении культурного наследия в ходе вооруженных конфликтов, был подписан в 1935 году только благодаря международному общественному движению, инициированному Николаем Рерихом. Это ли не доказательство созидательной мощи общественности, когда она объединяет свои усилия во имя Культуры?!

В современном мире роль общества в деле сохранения и развития Культуры в России не только не утратила актуальность, но и значительно возросла. Дмитрий Сергеевич Лихачев, оценивая в 90-х годах прошлого века критическое состояние культуры в нашей стране, говорил о том, что для успешного развития страны вначале необходимо поднять культурный уровень общества. Он писал: «Необходима общественная мобилизация всех культурных сил нашей страны, объединение интеллигенции, создание по всей стране кружков, клубов, общественных организаций коллекционеров, краеведов, любителей тех или иных культурных занятий, искусств, философских споров или просто друзей того или иного исторического парка, музея, защитников старых архитектурных сооружений и ансамблей. Всего не перечесть»[5]. «Такую культурную обстановку в стране, – говорил Д.С. Лихачев, – могут создать только общественные организации»[6]. И общественные музеи в этом процессе занимают одно из ведущих мест.

Культура является достоянием всего народа. Энергетика Красоты, являющейся основным содержанием Культуры, проходя через сердца и сознания людей, облагораживает, просветляет как самого человека, так и его окружение и несет мир. Призыв Николая Рериха – «Мир через Культуру», являющийся основным содержанием и целью Пакта Рериха, является не отвлеченностью, а руководством к действию.

В общественном движении заложена огромная сила. Она должна быть использована на созидание. Это происходит только тогда, когда ее активность задействована в Культуре. Когда же психическая энергия масс оторвана от созидательного поля Культуры, она стихийно используется на разрушение. Последние события в Украине, на Ближнем Востоке, Ираке, Сирии и в других частях мира, где продолжаются вооруженные конфликты, террористические акты во Франции являются убедительным доказательством этому. Нет культуры – нет мира. Политические и экономические механизмы, как доказывает история нашей цивилизации, не в состоянии дать полную гарантию сохранения мира на планете Земля.

Только массовое общественное движение способно сохранить культуру и мир. В этом процессе важная роль отводится музеям, в том числе и общественным. Музеи в свою культурную деятельность привлекают самые широкие круги общественности. Вот почему Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о необходимости широкой мобилизации общественности на спасение российской культуры. «Организация культурной жизни, – писал он, – дело не только государственных, но и общественных учреждений. В первую очередь это дело фондов культуры, в которых все люди с творческой инициативой должны чувствовать себя хозяевами, а не просителями»[7]. Поэтому Дмитрий Сергеевич, обращаясь 10 ноября 1993 года к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, писал: «Я глубоко убежден: культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже – в ведении государства»[8]. Пока власть этого не поймет и не начнет поддерживать деятельность общественных музеев, нам не сохранить нашу великую русскую культуру. 25-летняя история общественного музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов свидетельствует, что власть, к сожалению, еще далека от подобного понимания.

В 1957 году Юрий Рерих, всемирно известный востоковед, старший сын Николая и Елены Рерих, привез в Москву первую часть наследия своих великих родителей. А в 1990 году Святослав Рерих, их младший сын (так же как и его отец, выдающийся художник), передал из Индии в Россию вторую часть этого наследия для создания в Москве общественного музея имени Н.К. Рериха. Так Россия стала обладателем огромного культурного достояния, которому суждено вывести страну и все человечество из духовного кризиса, если мы осознаем огромную духовную мощь этого наследия и сохраним его для будущих поколений.

Наследие Николая Рериха, одного из выдающихся творцов Серебряного века, огромно как по своему объему, так и по содержанию. Автор статьи не ставит перед собой цель подробно описать уникальность наследия наших великих соотечественников Николая и Елены Рерих. Это уже блестяще сделано выдающимся рериховедом современности — генеральным директором общественного музея имени Н.К. Рериха, первым вице-президентом Международного Центра Рерихов Людмилой Васильевной Шапошниковой[9]. Отметим лишь главные достижения Николая Рериха, которые объединили вокруг себя всю остальную многогранную творческую деятельность великого русского художника и мыслителя. В первую очередь Николай Рерих известен как замечательный художник, кисти которого принадлежат около 7000 прекрасных картин. В 1926 году известный русский искусствовед и художественный критик М.В. Бабенчиков писал: «Слепцы те, кто видит в Рерихе только живопись. Мудры видящие в нем одного из величайших духовных вождей нашей эры»[10]. Вскоре это пророческое высказывание тонко чувствующего ценителя искусства станет явью. После завершения своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924—1928гг.) Николай Рерих предложил правительствам всех стран подписать первый в мире договор о сохранении и защите культурного достояния человечества, получивший название в честь своего автора Пакт Рериха. Невероятно, но неопровержимый факт: один человек не только разработал основы этого договора и предложил главам государств его подписать, но и организовал мощное международное движение из числа выдающихся представителей культуры, государственных и общественных деятелей в поддержку Пакта. Это было под силу только настоящему духовному вождю, который смог своей идеей значения Культуры для судеб мира воодушевить лучших представителей человечества и повести их за собой.

В своем приветствии к первой международной конференции в Брюгге в 1931 году в поддержку своего Пакта Рерих писал: «Мы утомлены разрушениями и отрицаниями. Положительная созидательность есть основное качество духа человеческого. В жизни нашей все, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место»[11]. «Именно понятие Культуры предполагает не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действенность творчества, оно живет понятием неустанного подвига жизни, просвещенным трудом, творением, — пишет он в это же время в другом своем приветствии конференции в Брюгге. — …во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры»[12]. И в этом же послании далее читаем: «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобщее понятие Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки»[13]. В Пакте Рериха нашли отражение основные положения концепции Культуры его создателя: приоритет Красоты и Знания в совершенствовании сознания человека на длинном пути его эволюционного развития и вследствие этого — необходимость сохранения и безусловной защиты всех объектов культуры и персонала, работающего на этих объектах; а также важность общественного движения в целях сохранения и развития Культуры. Основная направленность Пакта Рериха – Мир через Культуру. История цивилизации и продолжающиеся войны, вооруженные конфликты и террористические акты убедительно доказывают, что стремление к миру через политику и международное правосудие не дает никакой гарантии установления прочного мира. В 1943 году, когда еще шла Вторая мировая война, а Рузвельт и Черчилль в своей «Атлантической хартии» уже начали кроить послевоенную политическую карту мира, Николай Рерих в очерке под названием «Кредо» высказал не только негативное отношение к этому, но и предложил совсем другие механизмы поддержания мира после завершения Второй мировой войны. Учитывая, что его рекомендации являются чрезвычайно актуальными и сегодня, приведем этот короткий очерк полностью:

«Когда мы предлагали меры к охранению культурных сокровищ при войнах и всяких разгромах и погромах (имеется в виду Пакт Рериха. – А.С.), нам говорили: «Ага, значит, вы допускаете войну и всякие разрушения!» А как же отрицать войну и всякие зверства, когда человеко-животное сознание о них только и думает?

Фарисеи и книжники, может быть, по-вашему и сейчас война не свирепствует на позор человечеству? Как же растолковать вам, что бороться против войны можно только повышением культурного уровня? Как дать вам понять, что каждый заушающий, насилующий своего ближнего уже прегрешает против Культуры? Как же сказать вам, что зверство, дикость, огрубение есть следствие невежества?

Существуют такие наивные индивидуумы, которые воображают, что понятие Культуры достаточно воспринято человечеством. Ничуть не бывало! Даже крахмальные пристяжные воротнички с трудом прикрывают дикую некультурность. Цивилизованный дикарь – какое ужасное чучело нашей современности!

Уже поговаривают о переустройстве мира! Опять словоговорения, и в них даже слово «Культура» не будет помянуто. Воспитание, образование, просвещение опять окажутся на запятках у торгаша. Бюджет просвещения опять будет утеснен. Ученые и учителя опять будут обойдены. Какое же предполагается переустройство мира, если Культура не будет возглавлять его? Или опять вавилонская башня и разделение языков?

«Атлантическая хартия» вещает о свободе самоуправления всех народностей. Для начала Индия не включается. Алжир, Марокко, Тунис тоже как будто не имеются в виду. Пресловутая свобода вообще приобрела своеобразный аспект. Конечно, для свободы опять-таки нужна Культура. Без нее всякие хартии окажутся акультурны.

Говорил: охраните Культуру. Согласитесь на неотложности заботы о Культуре. Всякое переустройство начните словом «Культура». Всякие соглашения произойдут лишь, если будет повышен общий культурный уровень. Истинная, высокая Культура принесет и мир всего мира. Твердим»[14].

Почти одновременно с предложенным Пактом в 1928 году Николай Рерих в Индии в долине Кулу основал Гималайских институт научных исследований «Урусвати», который явился прообразом нового научного учреждения будущего, так как в своей работе опирался на синтез достижений современной науки и духовного опыта человечества. Институт проработал более 10 лет и сотрудничал со многими известными учеными и научными учреждениями мира. С началом Второй мировой войны были прерваны все научные связи, и Рерихи были вынуждены деятельность института приостановить, а сам Институт законсервировать.

Основой творческого вдохновения Николая Рериха и всех членов его семьи была научно-философская система космической реальности, записанная Еленой Ивановной Рерих в ходе ее бесед с Учителем в своих дневниках. Только незначительная часть этих записей была подготовлена к печати самой Еленой Ивановной и издана ее учениками в 20-30 годы прошлого века в 16-ти томном издании под названием Учение Живой Этики, или Агни Йога. Даваемую Учителем информацию Елена Ивановна записывала на русском языке, что свидетельствует о том, что это Учение в первую очередь было предназначено для России: «В Новую Россию Моя первая весть»[15]. Данное Учение раскрывает неразрывную энергетическую связь человека и Космоса, показывает и доказывает, что человек является частью одухотворенного Космоса и в потенциале несет все его высокие возможности в себе. Живая Этика раскрывает причины, по которым человечеству не удается осуществить высокие идеалы, данные ему Великими Учителями, указывает цель эволюции человека и единственно верный путь ее достижения.

Волею судьбы и по заветам Николая и Елены Рерих основная часть их наследия была передана в Россию их сыновьями. Как же распорядились на родине этим наследием?

Самая важная часть того наследия, которое привез в Россию Юрий Рерих, после его внезапной смерти в мае 1960 года по вине Министерства культуры была полностью разграблена из его московской квартиры. Вторую часть бесценного наследия ждала другая участь. Людмила Васильевна Шапошникова, исполнитель завещания Святослава Николаевича Рериха, которой он доверил перевезти наследие из Индии в Россию и создать для его хранения и изучения общественный музей имени Н.К. Рериха, с честью выполнила это поручение. В ноябре 2014 года общественному музею имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов исполнилось 25 лет. За это время под руководством генерального директора музея Л.В. Шапошниковой и на средства мецената Б.И. Булочника была осуществлена мечта Рерихов – создан активно действующий научный и культурный центр, а сам музей оснащен самым современным оборудованием. Коллекция картин, принадлежащих музею, за счет даров мецената пополнена несколькими сотнями полотен Рерихов, которые возвращены в Россию и представлены в постоянной экспозиции музея. В настоящий момент музей располагает самой большой коллекцией живописи Рерихов в мире, которая насчитывает около 900 картин и рисунков.

Отреставрирован уникальный памятник истории и культуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных», в которой размещается музей. За проведенную реставрацию коллектив музея в 2007 году получил Национальную премию «Культурное наследие», а в 2010 году его генеральный директор Людмила Васильевна Шапошникова – премию Евросоюза в номинации «За самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия Европы», вручаемую Всеевропейской Федерацией по сохранению культурного наследия «Европа Ностра».

Музеем проведено более 500 выставок картин Рерихов в 250 городах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Издано около 250 наименований общим тиражом более 500 тысяч изданий трудов Рерихов, книг об их жизни и творчестве, выходит ежеквартальный журнал «Культура и время», выпущены научно-популярные фильмы о жизни и творчестве Рерихов.

Музей осуществляет активную международную деятельность, высоко оцененную международным сообществом. Благодаря этому Международный Центр Рерихов получил специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС) ООН. Он является ассоциированным членом Департамента общественной информации ООН, коллективным членом Международного Совета Музеев (ИКОМ), Международной Организации Национальных Трастов и членом Всеевропейской Федерации по сохранению культурного наследия «Европа Ностра».

Под патронатом ЮНЕСКО и при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации в 2012 году стартовал международный выставочный проект музея «Пакт Рериха. История и современность», приуроченный к 80-летию Пакта Рериха и направленный на популяризацию в мире миротворческих идей Николая Рериха – «Мир через Культуру». Выставки этого проекта уже прошли в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в Отделении ООН в Женеве, в городах Аргентины, Уругвая, Чили, Германии, Нидерландов, во Дворце Мира в Гааге и в Маастрихте. В 2014 году этот проект начал осуществляться в России, и на сегодняшний день выставки прошли в 67 городах. В этом же году выставочный проект начал свое турне по странам Азии. Выставки прошли в городах Казахстана, Киргизии и сейчас идут в городах Индии. В 2015 году (80-летия Пакта Рериха) музей планирует продолжить этот проект по городам Европы, Азии и Америки.

Совместно с Международным Мемориальным Трестом Рерихов (Индия) музей ведет работу по созданию в имении Николая Рериха в Наггаре (Индия) международного музейно-научного комплекса и возрождению деятельности Гималайского института научных исследований «Урусвати».

В музее ведется интенсивная научная деятельность: действует Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, ученый совет, проводятся международные общественно-научные конференции, семинары, лекции, работают научная библиотека и читальный зал отдела рукописей, в которых ученые из разных стран знакомятся с уникальными рукописями и трудами всех членов семьи Рерихов.

А как же власть реагирует на деятельность общественного музея имени Н.К. Рериха? Надо отдать должное Президентам РФ. Они дважды отмечали заслуги нашего общественного музея в деле сохранении наследия Рерихов, и дважды награждали его генерального директора Людмилу Васильевну Шапошникову за большой вклад в развитие музееведения и сохранение наследия Рерихов государственными наградами: в 2006 году орденом Дружбы и в 2011 году орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».

А вот реакция чиновников от культуры является прямо противоположной, и как бы это ни выглядело странным, явно враждебной по отношению к той деятельности, которую ведет Международный Центр Рерихов и его общественный музей имени Н.К. Рериха.

Министерство культуры яростно сопротивлялось выполнению воли Святослава Рериха по созданию в Москве в 1990-е годы общественного музея имени Н.К. Рериха и передаче ему наследия Рерихов и продолжает это делать до сих пор. Об этом много было написано[16], поэтому мы отметим лишь некоторые этапы борьбы профильного министерства против музея.

До сих пор Министерство культуры не выполнило распоряжение Святослава Рериха о передаче в Международный Центр Рерихов (ранее Советский Фонд Рерихов) для общественного музея 288 картин, принадлежащих С.Н. Рериху. Они по сей день незаконно находятся в Государственном музее Востока (завещание С.Н. Рериха от 19.03.1990 г., письмо С.Н. Рериха Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину от 26.04.1992 г., распоряжение Святослава Рериха, заверенное нотариусом 22.10.1992 г). Одной из основных причин этого является нежелание министерства раскрыть незаконное исчезновение из коллекции Святослава Рериха целого ряда картин, которые были им предоставлены Министерству культуры на временное хранение для проведения передвижных выставок[17], а в последующем должны были быть переданы в основанный им общественный музей.

По инициативе Министерства культуры было выпущено постановление Правительства РФ № 1121 от 4.11.1993 г. «О создании государственного музея Н.К. Рериха», основанное на фальшивых документах[18]. Согласно ему, в усадьбе Лопухиных должен был прекратить свою деятельность общественный музей имени Н.К. Рериха, созданный там на основании постановления Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. и распоряжения Мосгорисполкома № 2248 от 28.11.1989 г. А все наследие, находящееся в общественном музее, передавалось Государственному музею Востока, что вероломным образом нарушало волю Святослава Рериха и действующее законодательство. В 2007 году Министерство культуры, используя постановление № 1121, предприняло вторую попытку уничтожения общественного музея, пытаясь через арбитражный суд Москвы выселить его из усадьбы Лопухиных[19]. В 2010 году стараниями МЦР данное постановление было отменено.

В 2008 году, используя ОАО «Издательская группа Прогресс», Государственный музей Востока пытался изъять у МЦР наследие Рерихов как из чужого незаконного владения, но ему в этом было отказано[20].

И сегодня Министерство культуры не оставило своих попыток уничтожить общественный музей и завладеть находящимся у него наследием. Около 13 лет длится судебный процесс с Министерством культуры. Дважды Хамовнический суд Москвы признавал МЦР наследником С.Н. Рериха на основании его завещания. Последний раз это произошло в ноябре 2011 года. И дважды Министерство культуры добивалось отмены справедливых решений. Чиновники не считались и по-прежнему не считаются с распоряжениями Святослава Рериха в отношении использования наследия его родителей, несмотря на то, что до момента своего ухода в иной мир он оставался собственником переданного им в Россию наследия Рерихов.

Возникает вопрос: может быть, Министерство культуры сможет распорядиться наследием Рерихов как национальным достоянием России лучше, чем общественная организация, коль скоро оно пытается отобрать у нее это наследие?

Представленная в этой статье краткая история отношения Министерства культуры к наследию Рерихов убедительно свидетельствует о другом. Власть совсем не торопится заняться расследованием незаконного отстранения Святослава Рериха от вступления им в права наследования имущества своего брата Юрия, несмотря на то, что такие гарантии были ему даны Правительством СССР еще в мае 1960 года[21]. Власть и Министерство культуры вовсе не заинтересованы в разбирательстве полного разграбления уникального наследия из квартиры Юрия Рериха в Москве[22]. И наконец, власть и Министерство культуры всячески противятся началу расследования незаконного исчезновения из запасников Министерства культуры достаточно большого количества картин Рерихов, завещанных Святославом Рерихом общественной организации[23]. Думаем, что в этом и заключается одна из основных причин стремления нынешнего руководства Министерства культуры отстранить Международный Центр Рерихов от вступления в права наследства на основании завещания Святослава Рериха.

Нынешнее руководство Министерства культуры равнодушно к наследию Рерихов. Оно никак не прореагировало на 140-летний юбилей Николая Рериха в 2014 году, объявленным Годом Культуры. И это при том, что миротворческая идея нашего великого соотечественника «Мир через Культуру», являющаяся основой Пакта Рериха, сегодня чрезвычайно востребована в мире и необходима для России. Никакой реакции не последовало на обращение Международного Центра Рериха об оказании организационной поддержки нашему международному выставочному проекту «Пакт Рериха. История и современность» в России и в других странах. И это несмотря на то, что и сам проект и миротворческая деятельность нашей организации получила высокую оценку Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) И. Боковой: «Организация ЮНЕСКО рада сотрудничеству с учреждениями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как например, Международный Центр Рерихов. Мне бы хотелось выразить благодарность Центру за организацию этой блестящей просветительской выставки, на которой представлены документы, иллюстрирующие историю создания Пакта и его распространение в мире…»[24].

Впрочем, удивляться такой антикультурной позиции Минкультуры не стоит. Показательным в этом отношении, к примеру, являются предложения Министерства культуры РФ «Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики», которые были опубликованы в апреле 2014 года. Министерством предлагалось провозгласить «отказ от мультикультурности и толерантности»[25]. Такая позиция министерства не вызывает удивления, так как, по выражению самого министра культуры В.Р. Мединского, «пусть расцветает сто цветов, но поливать мы будем только те, которые нам полезны»[26]. Слава Богу, что эти радикальные предложения Министерства культуры были оставлены без внимания.

Следует добавить, что враждебная деятельность Министерства культуры по отношению к общественному музею имени Н.К. Рериха сопровождается распространением с его подачи лжи и явной клеветы на нашу организацию и ее руководство. Так, в письме к заместителю Министра внутренних дел РФ М.Г. Ваничкину первый заместитель Министра культуры В.В. Аристархов пишет: «Минкультуры России направлено в МВД России обращение Литвинова В.П. о разрушительной и антикультурной деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР) для проверки информации, изложенной в письме Литвинова В.П., на предмет возможной противоправной деятельности МЦР»[27]. Точно так же, как и ранее, Министерство культуры распространяет заведомо ложную информацию[28] об организации, которая на протяжении 25 лет ведет неустанную деятельность по сохранению и популяризации наследия наших великих соотечественников.

Такая деятельность Министерства культуры явно направлена на разрушение общественного музея имени Н.К. Рериха. Если это произойдет, в России некому будет вести обширную работу по популяризации наследия Рерихов, а само наследие будет предано забвению и безжалостно разграблено, как это произошло с той его частью, которая оставалась на квартире Юрия Рериха. Сегодня, как никогда, Министерство культуры близко к осуществлению этой цели.

Этого мы не должны допустить. Как предупреждение напомним слова Николая Рериха: «Культура неразрывна с эволюцией. Остановите культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнетесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах»[29].


1 Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 167.

2 См.: Руководство по музейной статистике. Берлин, 2014.

3 Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Реабилитация, 1998. С. 96.

4 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. Т. I. С. 207.

5 Лихачев Д. Не стать бы нам «обкомом культуры» //Известия. №154. 1990. 2 июня.

6 Лихачев Дмитрий. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. С. 184.

7 Лихачев Дмитрий. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. С. 184.

8 Письмо Д.С. Лихачева Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 10.11.1993 г.

9 См.: Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996; Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3-х кн. Книга 1. Мастер. М.: МЦР, 1998; Книга 2. По маршруту Мастера. Ч.1. М.: МЦР, 1999. Ч.2. М.: МЦР, 2000; Книга 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005; Шапошникова Л.В. Град Светлый: новое планетарное мышление и Россия. М.: МЦР, 1998; Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2-х т. М.: МЦР, 2006; Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. М.: МЦР, 2006; Шапошникова Л.В. Сотрудница Космических сил. М.: МЦР, 2009; Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, 2011 и др.

10 Бузина Л.В. Николай Рерих в кругу творцов Серебряного века. Санкт-Петербург, 2013. С.29.

11 Рерих Николай. Держава Света. Рига: Виеда, 1992. С. 75.

12 Там же. С. 77.

13 Там же. С. 78.

14 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1996. Т. III. C. 121—122.

15 Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР, 2003. С. 171

16 См.: Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1—6. М.: МЦР, 2001—1013.

17 См.: Стеценко А. Правда о коллекции С.Н. Рериха //Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2005. Т. 3. С. 204—230; Стеценко А. Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха //Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог: живопись и рисунок. М.: МЦР, 2010. Т. 2. С. 382—461.

18 См.: Материалы журналистского расследования «Выдумки и факсы»// Новая газета. №69 (1387). 2008. 18—21 сентября.

19 Арбитражный суд Москвы. Дело №А40-36843/07-54-101.

20 Арбитражный суд Москвы. Дело №А40-61449/09-157-374.

21 См.: Ревякин Д. Гибнущее наследие. М.: МЦР, 2010.

22 Там же.

23 См.: Стеценко А. Правда о коллекции С.Н. Рериха //Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2005. Т. 3. С. 204–230; Стеценко А. Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха // Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог: живопись и рисунок. М.: МЦР, 2010. Т. 2. С. 382—461.

24 Пакт Рериха. История и современность. Каталог выставки, состоявшейся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 2—6 апреля 2012 г. М.: МЦР, 2012. С.10.

25 Лекай Д. Кремль воспринял культуру шире, чем министерство. Его проект культурной политики обошелся без радикальных предложений от профильного министерства //Коммерсантъ. 2014. 17 мая.

26 Концепция Минкульта //Известия. 2014. 10 апреля.

27 Письмо первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова от 22.10.2014 г. №9388-01-54/кР-ВА.

28 Стеценко А. «Эпидемия клеветы. Есть ли противоядие?..» //Независимая газета. 2011. 26 апреля.

29 Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. Т. 3. С. 52.