Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Сохраним Музей Рериха
версия для печати

13 июня российская экспедиция под руководством одного из известных современных исследователей Тибета Сергея Балалаева вернулась из поездки в Тибет к самой священной горе Азии — Кайлас. Вот уже восемь лет небольшая группа энтузиастов изучает этот интереснейший регион, расположенный на «Крыше Мира». В ходе экспедиции проделан большой объем исследований, в том числе удалось посетить несколько священных мест, практически непосещаемых иностранцами. Так, например, легендарные истоки четырех величайших рек Азии – Брахмапутры, Карнали, Инда и Сатледжа, – начинающиеся в регионе Кайлас-Манасаровар, изучались известным исследователем Тибета шведом Свеном Хедином более ста лет назад. Труднодоступность и ограничения тибетского правительства в первой половине 20 века, а затем запрет на посещение этой территории со стороны КНР, вплоть до 80-х годов прошлого века, не позволили иностранным путешественникам подробно исследовать этот уникальный регион. Впрочем, и в настоящее время Тибет является наиболее закрытой для посещения территорией на нашей планете. 

kay2012.jpg

В прошлом году экспедиции Сергея Балалаева удалось посетить истоки Брахмапутры (тиб. Тамчок -Кхамбаб), а в этом году завершить полный цикл исследований истоков всех рек. В мае-июне 2012 года посещены традиционные истоки трех рек – Карнали (тиб. Мапча-Кхамбаб), Сатледжа (тиб. Лангчен-Кхамбаб) и Инда (тиб. Сенге-Кхамбаб).

Найдены очень интересные геометрические закономерности расположения истоков легендарных, описанных во многих древних источниках рек – Брахмапутра, Карнали, Инд и Сатледж. Оказалось, что первые три упомянутых истока образуют почти равнобедренный треугольник со сторонами: Инд–Карнали (115 км), Инд–Брахмапутра (145 км) и Карнали–Брахмапутра (118 км). Кайлас и исток Сатледжа находится на прямой, соединяющей истоки Инда и Карнали. Проекция истоков Сатледжа на ближайшую боковую сторону соответствует точке золотого сечения этой стороны. Центр треугольника приходится на северо-восточную часть озера Манасаровар. Радиус описанной вокруг треугольника окружности составляет 67 км, а вписанной – 29 км. Напомним, что Брахмапутра и Карнали являются притоками Ганга. Интересно отметить, что прямая, проходящая через истоки Инд–Карнали, проходит также через вершину Кайласа. А прямая Карнали–Брахмапутра – через вершину горы Гурла-Мандхата. Последовательность посещения истоков рек была следующая: Брахмапутра, Карнали, Сатледж и Инд. Таким образом, данный маршрут представляет собой кору (круговой обход) по часовой стрелке. Прохождение участниками экспедиции такой «водной» коры, по их ощущениям, позволило активировать важные энергетические каналы в этом регионе.

Экспедиция посетила также священный источник Чхумик-тхунгтол, расположенный юго-восточнее озера Манасаровар. Примечательно, что это священное место долгое время не посещалось иностранными паломниками. «Чху» означает «вода», «мик» обозначает «глаз», «тхунг» – «видеть», а «тол» обозначает «вечное блаженство» или нирвану; то есть тот, кто увидит этот источник, достигнет вечного блаженства или нирваны; или тот, кто увидит этот похожий на глаз источник, обретет вечную жизнь. Источник Чхумик-тхунгтол расположен в узкой и глубокой долине Таг-Тсангпо, между высокими горами по обеим сторонам реки. Он окружен большой четырехгранной стеной мани длиной 14,5 метров и шириной 9 метров. Тут же развешены флажки и гирлянды (тарчок). Сам источник имеет глубину от 0, 9 до 1,2 метра, его диаметр – около 90 см. Вода в источнике очень прозрачная, она течет со дна и через несколько метров впадает в Таг по правому берегу. В древних тибетских текстах Кангри Карчхак написано, что река Ганг, или Лангчен-Кхамбаб, берет начало на Кайласе, но прежде она появляется в этом месте, а затем – вблизи монастыря Долчу.

Регион Кайласа является мощным местом силы, одним из важнейших энерго-информационных центров нашей планеты, оказывающим сильнейшее влияние на эволюцию человека. Около одного миллиарда паломников считают за счастье хотя бы раз в жизни совершить паломничество к священному Кайласу. Более подробные данные содержатся в вышедшей в этом году книге С. Балалаева «Тибет-Кайлас. Священные долины».

Время экспедиции было синхронизировано с лунным циклом, начавшись с солнечного затмения 21 мая. В этот день начался священный для буддистов месяц Сага Дава. Кульминация экспедиции пришлась на 4 июня, на момент лунного затмения. Этот день является самым важным для буддистов, которые отмечают рождение, достижение просветления и уход в паранирвану Будды Шакьямуни. В этот период участники экспедиции находились в западной долине у Южного Лица Кайласа и на вершине горы Астапад.

К основным результатам экспедиции у Кайласа можно отнести следующее.

• Выполнена так называемая Кора Слияния Стихий, предполагающая восхождение, прикосновение и особые техники медитации у каждой из четырех граней Кайласа.

• Пройдена внутренняя кора вокруг горы Нанди через перевал Сердунг Чуксум с подходом к 13 чортенам в нише Сапториши в южной грани Кайласа (с ночевкой у чортенов).

• Осуществлено восхождение на вершину горы Астапад и ее исследование, в том числе западного склона и ниши с искусственными пещерами на восточном склоне.

Перед поездкой состоялась торжественная передача двух «Знамен Мира» Президентом Международного Центра Рерихов Алексеем Владимировичем Постниковым руководителю экспедиции Сергею Юрьевичу Балалаеву. Напомним, что «Знамя Мира» содержит один из древнейших символов и олицетворяет новую ступень в космическом восхождении человечества. Экспедиция С. Балалаева пронесла по маршруту следования эти Знамена. Они побывали у каждой грани священной горы и у истоков Инда, Сатледжа, Карнали и Брахмапутры, вобрав в себя благотворные энергии этих священных мест. Одно Знамя было оставлено в одном из самых священных и самых труднодоступных мест у Кайласа – в нише Сапториши на Южном Лице священной горы у тринадцати чортенов (высота 5,800 м). Второе – возвращено в Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве.

Знамя Мира побывало на многих горных вершинах, Северном и Южном Полюсах, на околоземной орбите. И глубоко символично, что Знамя Мира в 2012 году, наконец, достигло Сердца Азии…