Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международный форум «Сохранение культурного наследия»


28.11.2011

Конструктивный диалог
/о работе первого Международного форума «Сохранение культурного наследия»/

Выставочный павильон №57 ВВЦ

Международный Центр Рерихов принял участие в первом Международном форуме «Сохранение культурного наследия», проходившем с 22 по 25 ноября 2011 г. в Москве на территории Всероссийского выставочного центра.

Форум проводился при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Государственной Думы РФ.

В церемонии официального открытия Форума приняли участие председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Г.И. Маланичева, заместитель директора департамента государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия министерства культуры РФ А.В. Работкевич, президент Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» А.В. Боков, генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря А.Н. Лесовой, генеральный директор научно-производственного центра «Интелком» С.Н. Карпов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва Ю.А. Веденин и президент Государственного музея-заповедника «Петергоф» В.В.Знаменов.

Открывая форум, председатель Центрального совета ВООПИиК Галина Маланичева отметила, что руководство ВВЦ поставило перед собой серьезную задачу — аккумулировать опыт и информацию для решения общенациональных задач, связанных с сохранением культурно-исторического наследия. Круг вопросов форума обширен — это проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы, вопросы физического сохранения памятников истории и культуры, экспертной деятельности, экономики и налогообложения и многие другие. Cсылаясь на собственный опыт, она отметила: «Наши проблемы решаются очень долго, десятилетиями, но потом последняя капля — и принимается определенное решение». Таких «последних капель» в ходе форума было достаточно.

Председатель Центрального совета ВООПИиК Г.И. Маланичева

На протяжении всех четырех дней работы конференц-зал не пустовал ни одного часа. На конференциях, круглых столах, презентациях рассматривались разные аспекты реставрационной отрасли — от профессионально-технических до правовых.

В рамках форума была открыта международная выставка «Индустрия реставрации, сохранения, охраны и популяризации культурного наследия».

Экспозиция Международного Центра Рерихов в полной мере отвечала содержанию форума. На стенде МЦР были представлены две масштабные работы по реставрации уникальных объектов культурного наследия — памятника истории культуры XVII-XIX вв. усадьбы Лопухиных и портрета Е.И. Рерих, принадлежащего кисти Святослава Николаевича Рериха. Экспозиция еще издали привлекала внимание посетителей. Украшением стенда стали макет усадьбы Лопухиных и копия портрета Е.И. Рерих.

О реставрации представленных экспонатов посетителям рассказывали главный архитектор МЦР Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда и старший научный сотрудник отдела изобразительного и вещевого фонда Музея имени Н.К. Рериха Мария Алексеевна Титова.

Руководитель Департамента культурного наследия Москвы А.В. Кибовский

Посетителей также не могла не привлечь выставка художественных и научно-философских изданий, которые выпускает публикаторский отдел Центра. Большой интерес вызвала подборка журнала «Культура и время».

Буклеты, красочно оформленные проспекты о Музее имени Н.К. Рериха, об экскурсиях, концертах, лекциях, наконец, радушие стендистов, встречающих посетителей, — все это создавало на стенде живое праздничное настроение.

Экспозицию посетили заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев, первый заместитель председателя правительства Республики Калмыкия В.Н. Илюмжинов, заместитель директора департамента министерства культуры РФ А.В.Работкевич,руководитель Департамента культурного наследия Москвы А.В. Кибовский, председатель Центрального совета ВООПИиК Г.И. Маланичева, генеральный директор Научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря А.Н Лесовой, заведующая кафедрой Академии им. С.Г. Строганова Л.А. Ефремова и другие.

Большой интерес экспозиция вызвала у молодежи — студентов Московского государственного университета культуры и искусств, Вологодского технического университета и других.

В рамках форума «Сохранение культурного наследия» прошел пленум Центрального совета ВООПИиК, посвященный 45-летию его создания. ВООПИиК поздравили заместители министра культуры РФ Г.П. Ивлиев и А.Е. Бусыгин, советник Президента РФ по культуре Ю.К. Лаптев и другие. Практически во всех выступлениях подчеркивалось огромное значение общественности в процессе принятия решений на самом высоком уровне, ведь именно авторитетное мнение ВООПИиКа подчас вносит необходимые акценты в решение вопросов по сохранению объектов культуры.

А.В. Стеценко вручает Г.И. Маланичевой работу молодого украинского скульптора Алексея Леонова «Святой Сергий Радонежский. Объединитель»
Сотрудники МЦР на презентации «Разрушено человеческим заблуждением, восстановлено человеческой надеждою»
Презентация «Разрушено человеческим заблуждением, восстановлено человеческой надеждою»

Первый заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Александр Витальевич Стеценко зачитал приветственный адрес от имени генерального директора Музея имении Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой и вручил Г.И. Маланичевой работу молодого украинского скульптора Алексея Леонова «Святой Сергий Радонежский. Объединитель», прообразом которой стала картина Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский». И это символично, так как недавно Президент России подписал указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», которое будет широко отмечаться в 2014 году «в целях сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа».

В рамках деловой программы форума состоялась презентация МЦР «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою». Ответственный секретарь МЦР Павел Михайлович Журавихин напомнил присутствующим, что эти слова принадлежат выдающемуся художнику, философу и общественному деятелю — Николаю Константиновичу Рериху, имя которого носит общественный Музей Международного Центра Рерихов. Двадцать два года назад его сын Святослав Николаевич, выполняя волю родителей, передал из Индии на родину, в Россию, художественно-философское наследие своей семьи. Для Музея С.Н. Рерих выбрал исторический комплекс «Усадьба Лопухиных». О сложнейшей реставрации, спасшей памятник от окончательного разрушения, рассказала главный архитектор МЦР, член Союза архитекторов России Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда

Возрождение усадьбы Лопухиных стало возможно благодаря вкладу многих людей — сотрудников МЦР, спонсоров и меценатов, специалистов, реставраторов высокого класса и волонтеров из многих городов России.

Рассказ Ирины Рудольфовны Красавцевой-Байды, посвятившей этой реставрации более 17-ти лет, никого не оставил равнодушным. Доказательством высокого качества реставрации и признанием историко-культурной значимости усадьбы Лопухиных является присуждение МЦР в 2007 году Национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор», присвоение звания лауреата премии Европейского союза по сохранению культурного наследия «Европа Ностра» Генеральному директору Музея имени Н.К. Рериха Л.В.Шапошниковой.

Вторая часть презентации была посвящена реставрации портрета Елены Ивановны Рерих, принадлежащего кисти Святослава Рериха. Об этом рассказала старший научный сотрудник отдела изобразительного и вещевого фонда Музея имени Н.К. Рериха Мария Титова. Шедевр, написанный почти 70 лет назад, долгие годы ожидал своего второго рождения. Реставрация была закончена в прошлом году.

« …Святослав написал превосходнейший портрет Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства и духовного устремления портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением», — такую оценку работе сына дал в свое время Николай Константинович Рерих.

Но почему художник отложил полотно, в которое вложил столько души? Пути творца неисповедимы… Искусствоведы считают, что, вероятно, создавая портрет матери, С.Н.Рерих экспериментировал с красками, грунтом и технологией нанесения. Все это сыграло негативную роль в дальнейшей сохранности портрета.

Работу Мастера ожидало забвение, если бы Л.В. Шапошникова не перевезла погибающее полотно в Москву, и Международный Центр Рерихов не занялся бы ее спасением. Объем и характер повреждений были столь значительны, что с самого начала не было уверенности в том, что портрет можно восстановить, рассказала Мария Титова.

Реставрация этой бесценной картины была блестяще осуществлена реставратором высшей категории Маргаритой Николаевной Алексеевой. Это был долгий и кропотливый труд.

Участники презентации внимательно следили за меняющимися слайдами, на которых был запечатлен весь ход реставрации, и наконец, перед зрителями предстал ослепительный образ выдающейся женщины... Удивительное по красоте живописное произведение после сложнейшей реставрационной работы вернулось практически из небытия.

Любая выставка — это, прежде всего, контакты и новые знания. Четыре дня шли диспуты и презентации, поиск наиболее оптимального пути развития реставрационной отрасли.

Первый Международный форум «Сохранение культурного наследия» — это та стартовая точка, которая определяет вектор дальнейшего движения. Радуют перспективы этого международного мероприятия, которое планируется проводить ежегодно. Это значит, что разговор о культуре, о ее основополагающей роли в нашей жизни, о сохранении объектов культурного наследия, об обмене бесценным опытом станет регулярным, конкретным и профессиональным.

Завершился форум награждением участников Почетными дипломами. За вклад в дело сохранения культурного наследия главный архитектор Международного Центра Рерихов Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда награждена медалью ВВЦ .

Отзывы

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов