Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Архив 2007 г.

27.12.2007

Выставка «Рисунки одной короткой жизни»


25 декабря в Центре-Музее имени Н.К. Рериха открылась выставка рисунков двух удивительных девочек – Нади Рушевой и Саши Путри. Обе ушли из жизни чрезвычайно рано, но успели стать яркими, неповторимыми художницами, творчество которых не теряется и на фоне любых мастеров.
Обе девочки не получили художественного образования, да и не стремились к нему. Источником их мастерства было особое, неповторимое видение мира, огромная восприимчивость и чуткость. И еще – удивительное трудолюбие: Надя за свои семнадцать лет создала более десяти тысяч рисунков, Саша, прожившая всего одиннадцать, – более двух тысяч. Обе художницы мыслили образами, не рисовать для них было невозможно.

Надя Рушева родилась в Монголии, но почти вся ее жизнь прошла в Москве. Ее родители были людьми театра: отец, Николай Рушев, был театральным художником и педагогом, мать – выдающаяся тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева. Рисовать Надя, как и все дети, начала с пяти лет, и родители не сразу сумели распознать, что имеют дело не просто с талантливым ребенком, но с уникальным художественным явлением. Наде повезло: ее первая выставка прошла, когда художнице было двенадцать лет; учителя в школе с пониманием относились к ее творчеству, прощая нелюбовь к точным наукам. В ее жизни было пятнадцать персональных выставок, каникулы в Артеке, фильм о ее творчестве - но внезапная смерть от кровоизлияния в мозг прервала все.

Судьба полтавской девочки Саши Путри более трагична. В пять лет она заболела лейкемией, она была обречена. Дочку, которой, по словам врачей, оставалось жить не больше месяца, отец отвез в Киево-Печерскую лавру. И случилось чудо: девочка прожила еще шесть лет. И все эти годы она рисовала, рисовала, рисовала ...

Работы Нади и Саши не в первый раз выставляются вместе, и хотя они очень разные – и по художественному миру, и по технике исполнения – их объединяет чистота мировосприятия, не заслоненного канонами и правилами. Это высшая искренность – искренность чувств ребенка, которой художницы могли дать максимальное художественное воплощение.

На выставке представлены рисунки Нади, относящиеся к сериям «Сказки», «Античность», а также иллюстрации к пьесам Шекспира и к «Маленькому принцу» Экзюпери. Невозможно без улыбки смотреть на рисунок «Семья кентавров», выполненный с легкой иронией. В греческих мифах о кентаврах-мужчинах говорится немало, но творческое воображение Нади создало и кентавресс, и кентяврят. На ее надгробном камне выбит один из таких кентаврят. Наде вообще было свойственно досочинять даже классические сюжеты – в числе иллюстраций к «Гамлету» можно увидеть и сцены, которых нет в шекспировской трагедии: историю любви Гамлета и Офелии, явление Тени придворным Эльсинора.

Надя была прекрасным книжным иллюстратором, воссоздавая в своих работах не столько внешний облик персонажей, сколько их суть. В этом легко убедиться, посмотрев на работы по «Двенадцатой ночи» Шекспира – в отличие от строгих зарисовок к «Гамлету», они веселы и остроумны.

Обеим художницам было свойственно удивительно точное умение передавать характерные черты далеких культур. Если для Нади это Греция и средневековая Европа, то для Саши – прекрасная Индия. Эти работы порой невозможно отличить от народного искусства страны Танцующего Шивы, изображение которого было создано юной художницей и уже после ее смерти опубликовано в журнале «Индия». Среди работ индийской тематики, представленных на данной выставке, особое место занимают портреты знаменитого актера Митхуна Чакраборти, который был кумиром юной художницы. Она пыталась обратиться к нему с письмом, но ее адрес ему передать не успели. По воспоминаниям отца Саши, она говорила о том, что в прошлой жизни была в Индии, вспоминала домашнего слона, который был у них. Девочка умело носила сари, на последнем из автопортретов изобразила себя индианкой. Наверное, она и не подозревала, что ее фамилия переводится с санскрита как «Дитя». Поистине, Саша Путря была дитя страны Шивы.

Любовь к Индии и корни богатейшей украинской культуры удивительно переплелись в творчестве Саши, дав невероятно богатство орнаментики во многих ее рисунках. Она не обязательно связана со сказочной или восточной тематикой; как пример можно привести работу «Татьяна Ларина», где пушкинская героиня предстает в платье из изысканных кружев – что нисколько не мешает чрезвычайно точному образу.

Саша мечтала о взрослой жизни, о любви, о семье. Несколько рисунков посвящены ее будущему жениху – красавцу с роскошными усами и бородой. Девочка создавала и трогательные образы спеленутых младенцев в узорчатых одеяльцах ...

Обе художницы пользовались самыми скупыми художественными средствами - ручкой, фломастерами, реже карандашами. Но иное им и не было нужно, ведь в их творчестве господствует линия – летящая и стремительная у Нади, певучая и по-восточному неспешная – у Саши. Цвет для обеих – лишь помощник, лишь добавление к тому, что уже высказано средствами графики у Нади и орнамента – у Саши.

На эту выставку надо приходить учиться. Но не рисунку: можно научить правильно воспроизводить человеческую фигуру, но нельзя передать тот способ видения, которым обладали обе художницы. Нам, взрослым, погрязшим в очень важных, но все-таки преходящих заботах, надо учиться чистоте восприятия, которая была дана двум этим ярким звездочкам. Жизнь человеческая подобна реке, и если в низовьях река несет теплоходы и баржи, то в верховьях – это звонкий ручей, не способный поднять и маленькой лодочки - но радующий нас своей звонкой песней и чистейшей водой. Выставка Нади Рушевой и Саши Путри - эта редчайшая возможность припасть к чистейшему истоку жизни.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов