Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2010 г.

01.03.2010

Круглый стол "Буддизм и наука: возможности взаимодействия для познания внутреннего мира".

Мероприятие было организовано Международным консультативно-оздоровительным Центром «Традиции Мира» совместно с Центром-музеем имени Н.К. Рериха.

Почетным гостем и главным докладчиком был Досточтимый Геше Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов (крупнейшего научного и исследовательского центра по сохранению буддийского наследия Тибета, находящегося в индийском городе Дхарамсала), бывший в течение шестнадцати лет личным переводчиком и советником по религиозным вопросам Далай-ламы.

До начала работы Круглого стола Заместитель Генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашина и М.Н. Чирятьев познакомили высокого гостя с Музеем и рассказали о творческом пути и наследии семьи Рерихов. Экскурсия произвела на Геше большое впечатление.

Доктор буддийской философии Геше Лхакдор хорошо известен тем, кто посещает учения Его Святейшества Далай-ламы в Индии. Ему так же был присвоен целый ряд почетных званий, таких как советник Института мудрости и сострадания в Лебралинге (Франция); почетный профессор кафедры психологии Делийского университета (Индия); почетный профессор Университета Британской Колумбии (Канада); попечитель Фонда всеобщей ответственности, основанного Его Святейшеством Далай-ламой.

Во встрече так же принимал участие Представитель Его Святейшества Далай-ламы в России и СНГ Наванг Рабгял Норпа.


На Круглом столе выступили Директор Института синергийной антропологии, профессор Института философии РАН, д.ф-м.н. С.С. Хоружий; вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры, советник РАЕН, член-корр МАНЭБ М.Н. Чирятьев; старший научный сотрудник Института философии РАН, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, к.и.н. А.А. Ожигалова, и другие. Ведущая - генеральный директор Международного консультативно-оздоровительного Центра «Традиции Мира», психолог, к.и.н. И.В. Колосова.

В своем выступлении Досточтимый Геше подчеркнул важность осознания и утверждения в мире основополагающих общечеловеческих ценностей, которые были провозглашены всеми основателями великих религий мира. Эти благородные заповеди призваны объединять людей, учить нас жить в любви и мире в независимости от веры, национальности и языка. «Его Святейшество Далай-лама, - продолжил Геше, - много сил отдает распространению и объяснению этих духовных основ жизни. Рерихов, в значительной степени, буддизм привлек не столько своей религиозной стороной, сколько глубокими этическими и научными представлениями. Большую значимость буддизма для будущего науки отмечал и А.Эйнштейн».

Далее Геше остановился на ряде ключевых положений буддизма, имеющих значение для понимания научных достижений, которые, по его мнению, все в большей степени свидетельствуют об иллюзорной природе внешнего материального мира, искаженно воспринимаемого нашими ограниченными и часто не развитыми способностями сознания. Эти буддийские представления очень важны для понимания внутренних психических ресурсов человека. Как извлечь смысл из человеческой жизни, связанный с пользой другим живым существам, как преодолеть относительную истину и выйти на путь искания абсолютной Истины? Эти вопросы одновременно важны как для научных, так и для иных, в том числе религиозных, способов познания.

Буддизм утверждает, что путь постижения высокой Истины связан с гармонизацией ума и сердца! Каждая из форм, которую может принимать мысль высокого подвижника, должна служить живым существам. При этом Будды не могут своими руками устранить страдания и вложить свои знания в ум других людей, но они могут показать множеству живых существ подлинный путь обретения Истины и совершенствования. Поскольку буддизм направлен на устранение страдания существ, то в этом он связан с исконной целью науки — обретения людьми знаний, которые также должны помогать избавляться от страданий. Наука, особенно в последнее столетие, принесла много удобств для жизни человечества — электричество, транспорт, средства связи, комфортабельные дома; но сделали ли нас эти научные достижения счастливее? «Может ли широко распространенная сейчас научная и технологическая мысль решить проблемы человечества? Мы видим, что это не так, — констатировал Геше. — Нам нужна духовность, не религиозность, а именно духовность. Мы живые люди, а не машины, и у нас есть огромный мир человеческого сознания. Мы не должны забывать о качествах нашего ума, которые надо научиться брать под сознательный контроль». В заключении выступления Геше отметил, что и духовность, и наука, и религии должны помочь людям овладеть высокими возможностями нашего внутреннего мира для облагораживания всей жизни.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов