Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2017 г.

13.09.2017

Проблему исторического пути буддизма в Центральной Азии обсудили на семинаре молодых ученых

k2.jpg

28 августа 2017 года в Москве в Международном Центре Рерихов состоялся семинар молодых ученых при Объединенном Научном Центре проблем космического мышления (ОНЦ КМ МЦР). С докладом «Буддизм в Центральной Азии с I века до нашей эры по VIII век нашей эры» выступила Ольга Валерьевна Карасева, аспирант Центра изучения России и Центральной Азии школы международных исследований университета Джавахарлала Неру (г. Дели, Индия). По данной теме О.В.Карасева подготовила и осенью будет защищать диссертацию на соискание ученой степени мастера философии или MPhil, эта степень в Индии предшествует защите диссертации на присвоение степени доктора философии или PhD. Буддизм в Центральной Азии был распространен до I в. до н.э. и после VIII в. н.э., но его расцвет пришелся на проанализированный в докладе период. О.В.Карасева, основываясь на сохранившихся исторических сведениях и анализе археологических материалов, рассмотрела следующие вопросы: как буддизм проникал в данный регион, как он повлиял на его культуру и культуру соседних стран, что заставило выдающегося востоковеда Ю.Н.Рериха обратить столь пристальное внимание именно на этот этап истории Центральной Азии.

Центральная Азия – это крупный регион, в который входят Средняя Азия (территория Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Казахстана), Монголия, северо-восточный Афганистан, Южная Сибирь, Китайский Туркестан, северо-западный Тибет. Начиная с конца XIX века, исследователи начали понимать ключевую роль просторов Центральной Азии в пространстве евразийской истории. Ю.Н.Рерих многократно обращался к прошлому этого региона, пытаясь осмыслить те процессы, которые там происходили, особенно, влияние буддизма на культуру Центральной Азии. Буддизм проник в Центральную Азию достаточно рано, согласно буддийской традиции это произошло еще во времена Будды (VI в. до н.э.), согласно же сохранившимся письменным источникам это случилось после активно распространявшего буддизм императора Ашоки и Третьего буддийского собора (III век до н.э.). Буддийские ученые шли теми же путями, что и торговые караваны, основывая свои монастыри на главных торговых путях. В Центральной Азии в I–III веках н.э. существовала огромная Кушанская империя, в которой преобладал, мирно сосуществуя с зороастизмом и индуизмом, буддизм. Развившись и укрепившись в Центральной Азии, буддизм стал способен влиять на сопредельные страны, такие как Китай и, позднее, Тибет. Много сведений о буддизме в Центральной Азии содержатся в сочинениях Сюаньцзана, китайского ученого-монаха и путешественника VII века н.э. Буддизм доминировал в данном регионе до VII–VIII века, когда его вытеснил ислам. Большинство текстов исследуемого в докладе периода принадлежит к школе сарвастивады, которая была посредником между тхеравадой и махаяной, и именно во время распространения в Центральной Азии происходило формирование различных направлений буддизма. Скульптура и живопись этого региона ориентировались на гандхарскую школу искусства, ставшую результатом синтеза буддийской и греческой культур.

Ю.Н.Рерих утверждал, что в определенный исторический период существовало культурное единство, которое определялось присутствием буддизма в этом регионе. Современная наука дает новые факты подтверждающие, что буддизм сформировал в Центральной Азии целостное духовное пространство с общими традициями, религиозно-философскими представлениями, архитектурными стилем. По сути, в Центральной Азии буддизм стал из региональной − мировой религией.

В обсуждении доклада приняли участие к.п.н., к.ф.н, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР А.А.Лебеденко, д.ф.н., проф. А.Ю.Шелковников, к.ф.н., доц. П.Д.Абрамов, к.ф.-м.н. А.И.Абрамова, публицист и исследователь индийской культуры Д.Ю.Ревякин и др. Собравшихся интересовали особенности методологии западной, российской и индийской исторических школ, взаимовлияние буддизма и индуизма, актуальность работ Ю.Н.Рериха.

П.Д.Абрамов


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов