Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2017 г.

20.08.2017

В гималайском имении Рерихов отпраздновали 115 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха

16 августа 2017 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) в Наггаре состоялась праздничная программа, посвященная 115‑й годовщине Ю.Н. Рериха – старшего сына Н.К. и Е.И. Рерихов, известного востоковеда, буддолога, лингвиста, исследователя Центральной Азии. По сложившейся традиции, главными гостями ММТР в этот торжественный день стали представители буддийского мира.



Церемония пуджа «Лама Чойпа»


Торжества открылись пуджей «Лама Чойпа» – церемонией в честь духовного учителя (тибетский аналог Гуру-пуджи), которую провели ламы из буддийского монастыря Панганг, расположенного на противоположном от ММТР гималайском склоне, на другой стороне реки Биас. Пуджа прошла в зале, посвященном Ю.Н. Рериху (Административный корпус Института Гималайских Исследований «Урусвати»), рядом с его Мемориальным кабинетом. И зал, и кабинет были открыты весной этого года при активном участии Международного Центра Рерихов (Москва), при поддержке Посольства России в Индии и друзей ММТР из Дели, а также правительства штата Химачал Прадеш и гостей из России. В экспозиции зала и кабинета представлены экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью Юрия Николаевича, до сих пор хранящие в себе прикосновения его рук. Среди экспонатов – скульптура Цзонкапы, великого реформатора тибетского буддизма; коллекция старинного оружия; образцы красочных китайских бокалов и вазочек, выполненных в технике эмали; лингвистические и исторические карточки; некоторые публикации и переводы, включая оригинальное издание выдающегося тибетского трактата «Голубые Анналы». Такое окружение создавало особо торжественную атмосферу и ощущение живого присутствия Ю.Н. Рериха.

По окончании церемонии гостей пригласили пройти в Научную Мемориальную библиотеку Института «Урусвати» (Лабораторный корпус Института) для участия в семинаре «Ю.Н. Рерих – исследователь буддизма». Впервые за многие годы в стенах Института состоялся научный международный семинар! Его участники, расположившись среди шкафов и стеллажей со старинными книгами и журналами, собранными самими Рерихами, словно перенеслись в те времена, когда Институт, основанный великой русской семьей в отдаленном районе Гималаев, активно функционировал как международный научно-исследовательский центр, призванный соединить достижения современной науки Запада с древними духовными знаниями Востока.



Л.В. Сургина


Рамеш Чандер

В своих приветственных выступлениях Л.В. Сургина, российский куратор ММТР, сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва), и Рамеш Чандер, индийский куратор ММТР, отметили огромное значение буддизма в истории и культуре Индии и подчеркнули бесценный вклад Ю.Н.Рериха в буддологию и исследования Центральной Азии.

А.Д. Переверзев, санскритист, сотрудник Международного Центра Рерихов и помощник российского куратора ММТР, сделал короткий обзор публикаций по буддизму в собрании Мемориальной библиотеки Института «Урусвати». В библиотеке имеются работы таких выдающихся буддийских светил, как Анагарика Говинда и Анагарика Дхармапала; произведения западных буддологов и исследователей Центральной Азии, в том числе известного ученого-путешественника Аурела Стейна; такие фундаментальные буддийские тексты, как «Дхаммапада» и «Праджня Парамита. Сутра»; тибетские манускрипты, среди которых «Калачакра Тантра» и «Гухьясамаджа Тантра». Библиотека также содержит азиатские и европейские периодические издания 1920‑1940‑х годов, в том числе журналы «Буддист», «Махабодхи», «Буддийский Мир» и др.

      

Выступает А.Д. Переверзев

Участники семинара «Ю.Н. Рерих – исследователь буддизма»

С интересом и восторгом гости посмотрели и полистали некоторые из этих изданий, а также подержали в руках труды самого Ю.Н. Рериха: оригинальное издание его перевода «Голубых Анналов» (1949) – средневекового трактата, описывающего развитие буддийских учений в Тибете; монографию «Тибетский диалект Лахуля» (1933) и статью «Обряд разбивания камня» (1932), опубликованные во 2-м и 3-м выпусках журнала «Урусвати».




За трибуной Йеше Церинг

Йеше Церинг, преподаватель тибетской живописи тханка в Тибетской школе искусств в Патликуле, познакомил слушателей с краткой историей буддизма и сделал обзор основных школ религиозной живописи, таких как Менри и Карма-гадри. Йеше Церинг также отметил, что буддийский ученый Гендун Чопел в течение нескольких лет близко сотрудничал с Ю.Н. Рерихом в переводе «Голубых Анналов» на английский язык.



Джурме Дордже


Досточтимый Джурме Дордже из монастыря Панганг рассказал об истории этого монастыря. В 1963 г. лама Кханпо Ринпоче, известный ученый традиции Ньингма, выбрал место на склоне выше Биаса для уединенной жизни и практики. Постепенно к нему притянулись ученики из ближайших буддийских регионов: Ладака, Лахуля, Спити и Киннора. Со временем здесь был построен монастырь, где в настоящее время живут несколько лам и около 40 монахинь. На месте кремации Ринпоче, который оставил этот мир около 20 лет назад, была возведена ступа. В монастыре закончено строительство школы, где юное поколение будет постигать глубокие философские знания буддизма.

  

За трибуной Церинг Дордже

Известный ученый-буддолог из Лахуля Церинг Дордже, специалист по тибетскому языку и культуре, подробно остановился на вкладе Юрия Николаевича Рериха в исследования Лахуля. Рерих проводил здесь археологические раскопки, изучал местные диалекты, обряды и фольклор, включая архаические добуддийские ритуальные песни на древнем тибетском языке джанг-джунг, которые были затем опубликованы в одном из выпусков журнала «Урусвати». Ю.Н. Рерих также инициировал копирование манускрипта с тибетским эпосом о Гэсэр-хане, и позднее работал над ним. Тетради с переписанным из манускрипта текстом и по сей день хранятся в коллекции ММТР.

Благодаря стараниям и упорству Церинга Дордже, правительство штата выделило деньги на восстановление студии Н.К. Рериха в Лахуле, и докладчик с радостью рассказал собравшимся об успешно продвигающихся работах и о планах по созданию в студии музейной экспозиции. Нужно отметить, что уважаемый Церинг Дордже был одним из учеников Римпоче – основателя монастыря Панганг.

За научной частью последовало торжественное открытие в Конференц-зале ММТР выставки «Живая традиция буддийской живописи», в экспозиции которой представлены тханки, написанные студентами Тибетской школы искусств в Патликуле под руководством их старших наставников. Здесь можно увидеть образы Будды и Падма Самбхавы, Белой Тары, Манджушри и других представителей буддийского пантеона. «Наиболее характерные произведения тибетского изобразительного искусства, – пишет Ю.Н. Рерих в своей книге “Тибетская живопись”, – это так называемые тханки, что обычно переводится как “знамя”. Эти тханки в большом количестве можно найти в храмах и частных домах. Их всегда несут в религиозных процессиях и часто используют для иллюстрации религиозной церемонии. Странствующие ламы иногда возят с собой хорошую подборку этих картин, которые помогают им при проповеди, – поскольку искусство и в Тибете, и в других странах ламаизма было и остаётся тесно связанным с пропагандой учения Будды». Интересно, что, анализируя условия и технику создания тханок, Юрий Николаевич отмечает, что существует большое сходство между методами, применяемыми русскими и тибетскими иконописцами. «В самом деле, – пишет он, – кажется, что русская иконопись и тибетское изобразительное искусство позаимствовали свои методы работы из общего источника».

В продолжение праздника преподаватели и воспитанники детской Академии Искусств имени Е.И. Рерих, действующей под эгидой ММТР, представили гостям красивую музыкальную программу, начавшуюся, по традиции, песней-молитвой, обращенной к богине Сарасвати. Старшие девочки исполнили классический индийский танец Катхак, а младшие, наряженные в цвета индийского флага, показали танец, посвященный Дню независимости Индии, который отмечался накануне. По этому же случаю мальчики спели патриотическую песню «Воспрянь, Индия!» В заключение музыкальной программы прозвучало знаменитое буддийское песнопение «Буддам Шаранам Гаччхами», замечательно исполненное преподавателем пения Пушпой Деви.

  

На выставке «Живая традиция буддийской живописи»

Воспитанники детской Академии Искусств имени Е.И. Рерих

Празднества завершились еще одним событием – открытием выставки детских рисунков в выставочной галерее имени Девики Рани в Культурно-образовательном Центре ММТР. Гости высоко оценили попытки юных художников – воспитанников детской Академии искусств – изобразить гималайские пейзажи, запечатлеть некоторые аспекты традиционной индийской культуры и создать оригинальные интерпретации картин Н.К. Рериха.

Торжественная программа, состоявшаяся в гималайском имении знаменитой русской семьи художников, мыслителей и ученых и посвященная юбилею Ю.Н.Рериха, стала значительным вкладом ММТР в укрепление российско-индийских культурных связей и еще одним событием, состоявшимся в рамках фестиваля «Россия – Индия – Рерихи», посвященного 70-летию российско-индийских отношений и 25‑летию Международного Мемориального Треста Рерихов.




Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов