Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2017 г.

25.12.2016

Лекция Д.Ю. Ревякина «Тайны долин Западных Гималаев. Меч Гессер-хана»

Д.Ю. Ревякин

Д.Ю. Ревякин


17 декабря 2016 года в рамках проекта Объединённого Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов» состоялась лекция «Тайны долин Западных Гималаев. Меч Гессер-хана». Это вторая лекция сотрудника Международного Центра Рерихов, исследователя Дмитрия Ревякина, которая звучит в его авторском цикле «Индийский путь» и которая была посвящена высокогорной долине Лахул, расположенной в Западных Гималаях в Индии. Лекция была прекрасно иллюстрирована как изображениями художественных полотен Н. К. Рериха и хроникальными фото тех времён, так и фотографиями (порой соответствующих картинам особых мест), сделанными лектором в наши дни, что придало программе особый колорит.

Выдающийся русский историк, художник и мыслитель Николай Константинович Рерих в своей программной статье «Меч Гессар-Хана» чётко определил наиболее важные вехи в культурно-историческом пути Лахула. Эта древняя долина сохранила традиции нереформированного красношапочного буддизма с самых давних времён. Её священные места хранят много тайн, которые всё ещё ждут своих пытливых исследователей. Здесь и по сей день почитают великого царя Гессера. Здесь можно встретить следы великого переселения народов и проследить культурные наслоения многих веков. Менгиры и петроглифы в местечке Карга и близ монастыря Шашур, барельефы Майтрейи в Гундле, Карге и Кейланге, башня старого замка Такура, менданги и ступы, старинные монастыри… Здесь и место летней станции научного института «Урусвати», основанного Рерихами в гималайской долине Куллу (Индия). Кто поставил старинные менгиры в Карга и начертал загадочные письмена на камнях? Какие народы прошли по Лахулу в древние времена и оставили здесь свой след? Кто и когда возвеличил Будду Майтрейю, расставив по всей долине священные камни с изображением будущего Учителя? Что таят в себе древние захоронения, всё ещё не потревоженные археологами? Какие пейзажи и памятники Лахула Н. К. Рерих запечатлел на своих полотнах в 1931 – 1932 и последующих годах? На эти и другие вопросы Дмитрий Ревякин постарался ответить в своей лекции.

Башня замка Такура. Лахул, п. Гундла. 2016 Древний петроглиф с изображением круторогого горного барана. Лахул, близ монастыря Шашур. 2016
Башня замка Такура. Лахул, п. Гундла. 2016 Древний петроглиф с изображением круторогого
горного барана. Лахул, близ монастыря Шашур. 2016


Пещера Миларепы. Лахул. 2016 Наскальное изображение Майтрейи (в центре), Манжушри и Авалокитешвары. Лахул, п. Гундла. 2016
Пещера Миларепы. Лахул. 2016 Наскальное изображение Майтрейи (в центре),
Манжушри и Авалокитешвары.
Лахул, п. Гундла. 2016

Над Кейлангом возвышается священная гора Колокола, вокруг которой главы буддийских общин и местные жители раз в год осенью совершают большую кору (обход). Самая красивая гора Лахула Гепанг по поверьям лахульцев символизирует бога Гепанга – главного покровителя всей местности. Прекрасный Пик М, запечатлённый Н. К. Рерихом на картине «Приказ Учителя». Здесь же и пейзаж, узнаваемый на другой картине мастера – «Путь на Кайлас».

Священная г. Колокола. Лахул. 2016

Священная г. Колокола. Лахул. 2016

 


Древний менгир в опасности. Лахул, Карга. 2016

Древний менгир в опасности. Лахул,
Карга. 2016

Также, Д. Ревякин отметил, что, к сожалению, прекрасная старина Лахула стремительно исчезает под натиском современной цивилизации. Разрушено древнее святилище в Карге, ввиду чего пришлось много часов потратить на поиски петроглифов. В итоге были обнаружены только два полузанесённых землёй валуна, на которых видны изображения скачущих в неумолимом танце горных баранов – айбеко, символизирующих Солнце. На них уже нацелили луки воины, готовые выпустить свои ритуальные стрелы. Здесь и старинная кашмирская надпись, причудливые фигуры человека с головой барана, сражающихся лучников, символы триединства и другие, едва различимые, полустёртые временем фигуры. Но мечей на камнях, ставших натурой для картины Н. К. Рериха «Меч Гессар хана» (1931), найти так и не удалось. Не исключено, что, возможно, они безвозвратно утрачены при расширении дороги на Трилокнатх. Строители беспощадно разрушили святилище. Небрежение современников сделало своё дело. Вот разбитый у основания менгир, поваленный совсем недавно, возможно, неудачно припарковавшимся грузовиком;
Церинг Дордже, буддолог, тибетолог, этнолог. Лахул. 2016

Церинг Дордже, буддолог, тибетолог,
этнолог. Лахул. 2016


автостоянка вместе с местными кафе расположены прямо на территории древней Карги. Место замусорено и пребывает в забвении. Почти исчез замок Такура: разобран местными жителями на камень. И только одинокая башня доживает свой век. Старинная резьба балконов всё ещё держится, но многое уже утрачено. Нет зданий старинных монастырей, они либо снесены, либо перестроены до неузнаваемости. В этой связи творческое наследие Рерихов, в своё время запечатлевших на картинах и в статьях столь многое из культурного наследия Лахула, занимает важнейшее место в его изучении.

Вместе с тем, культурная интеллигенция Лахула не сдаётся. Учёный Церинг Дордже и его друзья пытаются восстановить бывшую мастерскую Н. К. Рериха близ Кейланга. Возможно, и другие памятники также удастся спасти. Церин Дордже заинтересовался находкой, сделанной Дмитрием Ревякиным и его коллегами, в Карге. Возможно, что-то ещё можно спасти для будущего…


В.Г. Соколов

В.Г. Соколов

По завершении лекции выступил куратор Проекта, к. ф. н., с. н. с. ОНЦ КМ Владислав Соколов, который отметил особую научную ценность тех историко-культурных вех, которые были затронуты лектором и которые мы находим в трудах Н. К. Рериха. В частности, В. Соколов обратил внимание слушателей на то, что древние петроглифы, изображающие круторогих горных баранов, которые были упомянуты в лекции, были встречены Н. К. Рерихом на огромной территории Евразии: Лахул, Ладакх, Трансгималаи, Синьцзян, юг Сибири, Скандинавия. Эти знаки, отмечают пути древних переселенцев, шедших из гималайского региона в Европу; они ставят один из интереснейших вопросов перед историками. Кем были эти переселенцы? Известно, что данные петроглифы символизируют Солнце, свет; культ Солнца очень древний и принадлежал он арийским племенам. К символике Солнца имеет отношение и уникальный мегалитический комплекс в местности Доринг, обнаруженный Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов в 1928 г. в Тибете, в области Трансгималаев. Все эти находки, включая и древнее наскальное изображение меча, о котором также говорилось в лекции, связывались с арийским слоем древнейшего населения Центральной Азии, которое от Гималайского региона устремилось в Европу. Для исторической науки открытия, сделанные Н. К. Рерихом и Ю. Н. Рерихом как в Центрально-Азиатской экспедиции, так и в течение последующих экспедиционных маршрутов в Западных Гималаях, имеют огромное значение, в частности в вопросе поиска начального пункта великих переселений предков арийских народов, например, таких, как готы, кельты, сарматы. В. Соколов отметил, что мы прикасаемся к древнейшим пластам истории Центральной Азии и особенно Гималайского региона, которые являются во многом ещё белым пятном для современной исторической науки.

Затем Д. Ревякин ответил на вопросы заинтересованных слушателей.

ОНЦ КМ



Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов