Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2010 г.

15.11.2010

Церемония разрушения песочной мандалы Ямантаки

Церемония разрушения мандалы Ямантаки
Мандала Ямантаки в Центре-Музее имени Н.К.Рериха
Церемония разрушения мандалы Ямантаки





14 ноября в Музее имени Н.К.Рериха состоялась церемония разрушения песочной мандалы Ямантаки. В течение шести дней буддийские монахи тибетского монастыря Дрепунг Гоманг Дацан кропотливо выписывали с помощью специальных металлических конусов – чакпуров, сложнейший многоцветный орнамент из цветной гранитной крошки. Мандала – графическое изображение дворца того или иного просветленного божества тантрического учения, передающая его суть на языке символов.

После завершения построения мандала, олицетворяя непостоянство всего сущего, разрушается. До середины прошлого столетия подобные ритуалы держались буддийскими монахами в строгом секрете. И только в 1972 году Далай-Лама XIV разрешил странствующим монахам совершать построение песочных мандал на публике, чтобы ознакомить другие народы с тибетской культурой.

Построение мандалы Ямантаки

Проведение в стенах музея Международного фестиваля, посвященного искусству Тибета, стало доброй традицией. С 2006 года делегация буддийских монахов из монастыря Дрепунг Гоманг посещает Москву для того, чтобы как можно больше людей познакомились с древними традициями сакрального искусства.

Известно, что на Земле существовали цивилизации, которых теперь уже нет. Но в Индии и на Тибете, благодаря великой традиции Учительства, сохранился древнейший пласт культуры. Как реальный пример передачи сакрального знания – мандала. В течение многих тысячелетий от Учителя к ученику передается древнейшая традиция построения мандалы.


Концерт монахов монастыря Дрепунг Гоманг «Мистерия Цам»

Обертонное горловое песнопение в исполнении монахов тибетского монастыря Дрепунг Гоманг Дацан

Перед началом ритуала выступила заместитель Генерального директора музея Наталья Николаевна Черкашина. Она объяснила, что каждый символ мандалы несет в себе иероглиф знания, а форма и цвет – красоту. Вне зависимости от нашего сознания, они оказывают на нас благотворное влияние, как музыка, поэзия, как живопись. Они настраивают нас на высокую волну, и в наших душах появляется желание стать чище, лучше, добрее.

Предвосхищая церемонию разрушения мандалы, советник по религиозным вопросам Центра тибетской культуры и информации в Москве геше Нгаванг Тукдже рассказал о ритуале и объяснил его смысл.

Церемония проходила в сопровождении обертонного горлового песнопения, передавая зрителям древнюю загадочность духовной тибетской культуры. С давних времен в священных буддийских церемониях божественная сила звука использовалась для исцеления и совершенствования тела и духа. После разрушения мандалы часть священного песка монахи раздали всем желающим, а часть была опущена в Москва-реку. Буддисты верят, что реке передается благодать мандалы, её врачующая и умиротворяющая сила. Ритуал разрушения мандалы несет в себе один из важнейших постулатов буддизма о бренности бытия и непостоянстве всего, что существует вокруг. «Неважно, сколько труда мы вложили в создание песочного дворца», – говорят монахи, – «неважно, что в итоге получилась картина удивительной красоты: мы не должны привязываться к внешней форме. Все в этом мире подлежит разрушению, и разрушение мандалы –возможность задуматься об этом».

Все дни фестиваля в музее проводились концерты, медитации, читались лекции по тибетскому буддизму, устраивались встречи с интересными людьми, деятельность которых связана с изучением культуры и искусства Тибета. В музее было много посетителей, что свидетельствует о большом интересе публики к искусству Востока и, в частности, к традиционной культуре Тибета.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов