Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Архив 2008 г.

08.03.2008

Выставка А. Леонова «Зов Сердца»


4 марта в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха открылась выставка «Зов Сердца». На ней представлены работы замечательного скульптора Алексея Леонова. Мастеру всего двадцать шесть лет, но он уже показал себя сложившимся художником, имеющим неповторимый стиль в творчестве. Несколько его работ, воплощающие образы картин Н.К. Рериха, вошли в постоянную экспозицию Музея.

Алексей Леонов родился на Украине. В 2005 году он с отличием окончил Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. На защиту были представлены две работы: теоретическая – «Влияние религии на формирование скульптурных образов» и практическая – полутораметровая скульптура «Николай Рерих». В том же году открывается его первая персональная выставка «Учителя человечества». За три года проходит еще девять персональных выставок молодого мастера, в Киеве, Москве, Петербурге.

Тема многих его работ теснейшим образом связана с семьей Рерихов. Это прекрасные портреты всех представителей великий семьи, портреты, которые кажутся живыми, дышащими. Не менее интересны многочисленные воссоздания в скульптуре образов картин Николая Рериха. На этой выставке мы видим «Несущую свет» и «Ведущую», героев триптиха «Fiat rex!» и ряд других. Впечатление, производимое ими, удивительно: хотя перед нами точно воссозданные герои хорошо известных картин, эти скульптуры не выглядят копиями, простым переводом плоскости в объем, нет – в них ясно видна индивидуальность Алексея Леонова, тепло его рук, свет его собственной души. Перед нами тот редчайший случай, когда воссоздание работы великого мастера сохраняет все черты оригинала и при этом не лишено отпечатка личности современного творца.


Для своих работ художник избирает шамотную глину – материал более мягкий и теплый, чем классические мрамор или гипс. Однако было бы крайне ошибочным объяснять тепло и живость скульптур Алексея Леонова техническими особенностями шамота. Шамот лишь помогает мастеру создавать образы, которые, кажется, вот-вот начнут двигаться; но причина здесь не в материале, а в богатейшем внутреннем мире художника, в готовности щедро делиться этим богатством и главное – в мастерстве, отточенном годами учебы и упорного, непрерывного труда. По словам Алексея, в год он лепит около полусотни статуй. В работах Рерихов подчеркивается радость ежедневного труда, его высокий духовный смысл – и следование этому завету так же естественно для истинного последователя «Живой Этики», как дыхание.

Особо хочется отметить представленный на выставке цикл работ «Гармония». Мы видим восседающих на лотосах чудесных малышей, среди них – маленький Кришна и маленький Будда. В своем творчестве Алексей Леонов часто обращается к образам маленьких детей, иногда делающих только первые шаги – такие малыши, которых еще не коснулась грязь жизни, выражают самое чистое и светлое, что есть в человеке. В цикле «Гармония» образ нравственной и духовной чистоты детей соединен с образом лотоса, являющегося символом высшей, целостной мудрости, идущей не от разума, а от сердца. Эти работы можно воспринимать символически, но они, конечно, много больше, чем сочетание символов – это совершенный художественный образ, понятный нашей душе, не зависимо от того, умеем ли мы читать язык знаков.


На выставке почти нет работ на христианские темы – они сейчас находятся на выставке «Молитва в скульптуре», также проходящей в Москве. Но на предыдущей выставке в Музее имени Н.К. Рериха таких скульптур было много – и они не могли оставить человека равнодушным, независимо от его вероисповедания. Такие работы являются зримым воплощением истины «Бог есть любовь», и кажется, что они светятся от наполняющего их глубокого чувства. Мастер не идет путем канона, его молитва, воплощенная в скульптуре, – это именно собственный духовный порыв.

Нельзя не отметить прекрасные женские образы, создаваемые Алексеем Леоновым. «Афродита» и «Мадонна», «Влюбленная» и «Радха» – некоторые из них сделаны по картинам великих художников, другие – на собственный сюжет, но всех их объединяет красота, гармоничность и тепло. Великая Матерь Мира принимает разные воплощения, но она всегда узнаваема в своей красоте и любви.

Живопись и скульптура – искусства статичные, и художники знают, как трудно в неподвижном воплотить движение. Алексею Леонову это удается: независимо от того, изображает ли он идущую или статичную фигуру, она полна внутреннего движения, жизни; кажется, что эти статуи едва заметно дышат. И это ли не высшее проявление мастерства?

Мы поздравляем молодого скульптора с очередным успехом и от всего сердца желаем ему не расплескать богатство его души, какие бы испытания ни готовила ему судьба.


Возврат к списку

Архив: 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2018 Международный Центр Рерихов