Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

Главная страница » Новости » Новости МЦР » День Мира 2014 в Музее имени Н.К.Рериха
      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха

А.В. Стеценко

Общественное движение во имя Культуры и Мира

XX век был самым разрушительным в истории человечества. По данным Википедии, за 100 лет прошедшего века на планете Земля произошло 214 вооруженных конфликтов и войн, в том числе две мировые войны. За последнее десятилетие XX века – 34 войны и вооруженных конфликта.

Статистика свидетельствует, что за 14 лет нового XXI века количество войн и вооруженных конфликтов значительно увеличилось. По данным Института по изучению международных конфликтов в Гейдельберге (Германия), только в 2012 г. в мире произошло 18 войн и 43 вооруженных конфликта. Это почти в два раза больше, чем за последние 10 лет прошлого века.

В 2014 г. политические и экономические противоречия взорвали мир в Украине, и война вновь подошла к границам России. Не прекращаются вооруженные конфликты на Ближнем Востоке и в Азии.

Проблема мира, а точнее его отсутствия, является самой важной проблемой современной истории человечества. По этому поводу ООН вынуждена была установить ежегодный памятный день, посвященный миру. Вот что сообщает официальный сайт ООН: «Для увековечения и укрепления идеалов мира среди всех народов Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в 1981 году объявила день открытия своей очередной сессии Международным днем мира. В своей резолюции Генеральная Ассамблея призвала все государства-члены, учреждения и организации системы Организации Объединенных Наций, неправительственные организации, народы и всех людей соответствующим образом отпраздновать этот день» [1]. Там же утверждается: «Мир это то, к чему стремятся все народы мира. Создание в 1945 году в конце самой опустошительной в человеческой истории войны Организации Объединенных Наций было реальным воплощением этого всеобщего стремления. Сохранение мира и развитие дружеских отношений между государствами являются главными целями работы Организации Объединенных Наций [выделено мной. – А.С.]» [2].

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 21 сентября 2014 г. обратился к международному сообществу с новым посланием. Вот некоторые выдержки из него: «…Сегодня слишком многие страдают от зверств, творимых поджигателями войны и террористами. <…>

Мир и безопасность – непременные условия социального прогресса и устойчивого развития. Именно поэтому три десятилетия назад Организация Объединенных Наций подтвердила право народов на мир. <…>

Давайте все мы поразмышляем о мире и о том, что он значит для нашей человеческой семьи. Давайте задержим его в своих умах и сердцах и будем трепетно о нем заботиться, чтобы он мог расти и процветать» [3].

В 2014 г. исполняется 30 лет Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах народов на мир. Поэтому темой Международного дня мира, предложенной ООН в этом году, является «Право народов на мир».

Установление мира – самая важная задача. Но как этого достичь? Непрекращающиеся военные столкновения свидетельствуют, что ни политические, ни экономические механизмы не могут служить гарантией прочного мира. Более того, часто именно они являются поводом для развязывания вооруженных конфликтов.

Гаагские конференции 1899 и 1907 гг., созванные по инициативе России, называют мирными, так как они положили начало мировому процессу установления правил ведения войн и мирного урегулирования международных споров. Первая цель мирных инициатив России предполагала «путем взаимного и миролюбивого обсуждения международных споров и условий ограничений вооружений предупредить войну» [4]; вторая – «посредством обмена мыслей выяснить те условия, при которых возникшая война могла бы быть поставлена в самые узкие рамки с точки зрения гуманности и общей пользы народов» [5]. Был учрежден Гаагский трибунал, первый в истории человечества международный суд.

Первая и Вторая мировые войны, унесшие жизни десятков миллионов людей и разрушившие большую часть стран Европы, их инфраструктуру и уникальные культурные памятники, показали, что эти договоренности не имеют никакой действенной силы. Колоссальные людские ресурсы были втянуты в подготовку и ведение войн. Культурные ценности, являющиеся основой эволюционного развития человечества, понесли невосполнимую потерю.

Так, участниками Первой мировой войны стали 70 млн. человек, а ее жертвами – около 20 млн. Во Второй мировой войне участвовало 72 государства. Это около 80% населения нашей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств. К вооруженной борьбе было привлечено 110 млн. человек, в результате которой общие людские потери достигли 65 млн. человек.

В конце 20-х годов прошлого века великий русский художник, ученый, писатель, мыслитель, путешественник Николай Рерих предложил главам государств подписать международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Этот договор был направлен на сохранение и защиту Культуры во всем ее многообразии и ликвидацию войн, так как расширяя поле Культуры, мы сужаем поле войны. Этот договор был поддержан международным сообществом, инициатива которого вылилась в массовое международное движение за сохранение Культуры. Первые международные Конференции в поддержку этого договора в начале 30-х годов прошлого века прошли в Европе, в старинном городе Брюгге. Но вскоре в странах Европы начал поднимать голову фашизм, которому они не смогли противодействовать. Партия войны вновь одержала победу над Культурой.

Идея Николая Рериха была поддержана странами Латинской Америки и США, и в 1935 году предложенный договор, известный как Пакт Рериха, был подписан 21 страной Америки. Итоги Второй мировой войны наглядно свидетельствуют, какую цену заплатили страны Европы, включая и СССР, из-за недальновидности своих руководителей и политиков.

После Второй мировой войны американские сотрудники Николая Рериха передают в ООН все документы по Пакту Рериха. В 1954 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была созвана в Гааге международная конференция стран-участников ООН для принятия Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Конвенция, в основу которой была положена идея Пакта Рериха о необходимости защиты объектов культурного наследия, была принята. Правда, идеи Пакта о безусловной защите всех объектов культурного наследия и персонала, работающего в них, как в мирное, так и в военное время, не вошли в Конвенцию. Была принята только идея охраны самих объектов и только в военное время. Таким образом, приоритет политики вновь взял верх над культурой.

Все вооруженные конфликты второй половины XX и начала XXI в.в. показали, что и эта Конвенция не смогла уберечь от уничтожения объекты культурного наследия, что произошло во время военных действий в Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Египте, Сирии. Теперь к этим странам можно добавить и Украину. Самое ужасное состоит в том, что вооруженные конфликты стали нормой международной политики, что бы при этом не говорили сами политики. Известный тезис о том, что война является продолжением политики, до сих пор действует. События в Украине показали полное бездействие всех норм международного гуманитарного права и нежелание некоторых руководителей государств их соблюдать.

Международный Центр Рерихов и Международный комитет по сохранению наследия Рерихов были вынуждены обратиться к Президенту Украины П. Порошенко с просьбой о необходимости соблюдения Вооруженными силами Украины положения международного гуманитарного права для обеспечения защиты объектов культурного наследия в зоне боевых действий на востоке Украины. У нас вызвало беспокойство судьба объектов культурного наследия в зоне вооруженного конфликта, в том числе и художественного музея в Горловке, в котором, кроме других полотен известных русских и украинских художников, находится самая большая в Украине коллекция картин Николая Рериха. Мы так и не получили ответа от Президента Украины. Но своеобразный ответ прозвучал от Вооруженных сил Украины. 21 августа в результате обстрела Донецка нанесены серьезные повреждения Донецкому областному краеведческому музею. Как сообщал Интерфакс-Украина: «Было прямое попадание снаряда. Разрушена кровля, 2 лестничных проема, выбиты стекла. Пострадали зал природы, малый выставочный зал, зал этнографии» [6].

Все мы приветствуем договоренности о прекращении боевых действий на востоке Украины. Хочется надеяться, что вооруженный конфликт на этом будет исчерпан, несмотря на то, что обстрел городов востока Украины продолжается.

Национализм, в каких бы границах он ни проявлялся, дорожит властью и государственной мощью больше, чем культурой, которая становится заложником власти и несет потери в первую очередь, начиная от пренебрежения к этическим и моральным нормам жизни общества и заканчивая разрушением объектов культуры. Из недавней истории нам хорошо известно: когда сознание масс одержимо националистическими идеями, то оно легко управляемо, и тогда совокупная психическая энергия направляется на разрушение.

Необъявленная война на востоке Украины прошлась по сердцам братских народов. С одной стороны – ненависть к русскоязычному населению восточной части Украины у националистических кругов руководства страны, а с другой – отстаивание своего права на родной язык и месть за безвинно убиенных мирных граждан, что и привело, по моему мнению, к началу этого вооруженного конфликта, который целенаправленно поддерживается теперь рядом политических сил как в Украине, так и за ее пределами. Поэтому братоубийственная война продолжалась в течение длительного времени и сейчас ее очаги до сих пор не ликвидированы.

Все это привело к новому витку нагнетания военной эскалации в Европе. Блок НАТО принял решение о размещении своих военных баз вблизи границ России. Если так будет продолжаться, нам не избежать опасности начала новой мировой войны, которая, возможно, будет последней в истории нашей цивилизации, так как вследствие новой мировой войны будет уничтожена сама цивилизация. Мы не должны допустить этого.

Что же делать?!

Сохранить и поддерживать мир возможно только в пространстве культуры.

Спасение только в Культуре и ее распространении на все сферы жизнедеятельности человечества.

Николай Рерих, великий миротворец, автор и вдохновитель первого в мире международного договора о защите культурных ценностей человечества, известного как Пакт Рериха, в 30-40-е годы прошлого века в своих статьях, очерках и дневниках писал, что Мир и Культура являются двумя оплотами развития человека и общества. Без мира не может существовать Культура, а чтобы сохранить Мир, необходимо охранить Культуру. Приведу несколько его высказываний.

«Если мы хотим достигнуть настоящего, действенного мира, мы прежде всего должны думать о проведении в жизнь неотложных основ культуры» [7].

«Все хотят мира. Но многие хотят его вовсе не мирными путями. А ведь мир не может строится на чьем-то унижении, умалении и самовозвеличивании» [8].

«… бороться против войны можно только повышением культурного уровня…» [9].

«Все соглашения произойдут лишь, если будет повышен общий культурный уровень. Истинная, высокая Культура принесет и мир всего мира» [10].

«Мир, Великий Мир живет там, где обитает истинная Культура» [11].

«Мир, желанный мир придет лишь через Культуру» [12].

«“Культура”<…> единственная основа прочного мира» [13].

Культура во всей своей полноте (религия, искусство, наука) составляет основу и содержание нашей жизни.

Цивилизация с ее политическими и экономическими механизмами служит обустройству жизни человека. Культура является основой этой жизни и главным ее содержанием. В конце XIX в. начался процесс, в котором цивилизация начала поглощать культуру, присвоив себе ее цели и задачи. Технический прогресс ускорил этот процесс. Произошла подмена: политика и экономика стали главной целью и содержанием развития общества, а культуре была отведена роль лишь развлечения и досуга.

Николай Рерих дал такое определение культуры: «Среди узко материальных увлечений часто потухает светоч духа и тем самым заглушается самое великое понятие народа — Культура. Но культура имеет два корня – первый друидический, второй восточный. Культ-Ур – значит Почитание Света» [14].

Человечество, населяющее планету Земля, связано с беспредельным пространством Космоса и является неотъемлемой его частью, подчиняясь его Великим Законам. Свет, или то, что мы называем Светом, является причиной жизни всей Вселенной, от планет и Галактик до человека, в видимых и невидимых человеческому глазу бесконечных мирах Космоса. Гармония мироздания держится на энергетике Красоты, являющейся основой Света.

Всем известно ставшее крылатым утверждение Достоевского: «Красота спасет мир». Это не было случайное высказывание, вложенное великим писателем в уста своего героя. Достоевский сам в этом был глубоко убежден. «Красота есть нормальность, здоровье, – читаем мы у него. – Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве – всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а, следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» [15].

Но для того чтобы Красота выполнила свою миссию, человечество на планете Земля должно спасти Красоту от разрушения. А это возможно только при одном условии: человек должен осознать значение Красоты для своей жизни. Вот почему Николай Рерих, дополнив знаменитое высказывание Достоевского, сказал: «Осознание Красоты спасет мир». Энергетика Красоты в нашем плотном мире доступна для осознания человеком через великие произведения культуры и величие окружающей нас природы. Не осознавая этого, человек закрывает доступ в свое сознание энергетики Красоты.

Без энергетики Красоты человек превращается в двуногое животное, способное только на разрушение и убийства. Энергетика Красоты, содержащаяся в великих произведениях искусства, при сознательном отношении к ним облагораживает человека, повышает его энергетику и расширяет сознание, способное выйти из узкого круга самости и понять окружающий его мир во всем многообразии. Человек, отрезав себя от этой энергетики Красоты, оказался обреченным на узкие тиски самости, которая закрывает человеку путь к пониманию других. Энергетика Красоты способна войти во внутренний мир человека и спасти его и окружающий мир только через Культуру.

«Все мечтают о мире, – говорил Николай Рерих, – о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через Культуру.

Мир через Культуру – наш постоянный девиз» [16].

Культура – это не развлечение. Она предполагает серьезную работу ума и сердца человека. «Культура, – читаем мы у Николая Рериха, – есть истинное просветленное познавание.

Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества.

Культура есть красота во всем ее творческом величии.

Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий.

Культура есть утверждение добра во всей его действенности.

Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании.

Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа.

Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству.

Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном.

Культура защищает историческое достоинство народа» [17].

Николай Рерих придавал большое значение роли общественности в сохранении и развитии культуры. «Дело Культуры, – писал он, – никогда не может быть лишь делом только правительства стран. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния» [18]. Следует отметить, что Пакт Рериха, идеи которого заложили основу всей деятельности ЮНЕСКО и Гаагской Конвенции 1954 г. о сохранении культурного наследия в ходе вооруженных конфликтов, был подписан в 1935 году только благодаря массовому международному общественному движению, инициированному Николаем Рерихом. Это ли не доказательство созидательной мощи общественности, когда она объединяет свои усилия во имя культуры?!

В современном мире значение общественной инициативы в деле сохранения и развития культуры и мира не только не утратило актуальность, но и значительно возросло. Дмитрий Сергеевич Лихачев, оценивая критическое состояние культуры в нашей стране, говорил о том, что для подъема экономики страны вначале необходимо поднять культурный уровень общества. Он писал: «…необходима общественная мобилизация всех культурных сил нашей страны, объединение интеллигенции, создание по всей стране кружков, клубов, общественных организаций коллекционеров, краеведов, любителей тех или иных культурных занятий, искусств, философских споров или просто друзей того или иного исторического парка, музея, защитников старых архитектурных сооружений и ансамблей. Всего не перечесть» [19]. Д.С. Лихачев обращал внимание на исключительно важную роль общественных организаций в создании культурной обстановки в стране.

Культура является достоянием всего народа. Энергетика Красоты, являющаяся основным содержанием Культуры, проходя через сердца и сознания людей, облагораживает, просветляет как самого человека, так и его окружение и несет мир. Призыв Николая Рериха – «Мир через Культуру», являющийся основным содержанием и целью Пакта Рериха, является не отвлеченностью, а необходимостью для применения.

В общественном движении заложена огромная сила. Она должна быть направлена на созидание. Это происходит только тогда, когда ее активность использована в культуре. Когда психическая энергия масс оторвана от созидательной силы Культуры, она стихийно используется на разрушение. Последние события в Украине, Ближнем Востоке и других частях мира, где продолжаются вооруженные конфликты, являются убедительным доказательством этому. Нет культуры – нет мира. Политические и экономические механизмы, как доказывает история нашей цивилизации, не в состоянии дать нам полную гарантию сохранения мира на планете Земля.

Только массовое международное общественное движение способно сохранить культуру и мир. В этом процессе важная роль отводится общественным организациям. История принятия и подписания Пакта Рериха в 30-е годы прошлого века является убедительным доказательством творческой силы общественного движения во имя Культуры.

В сегодняшней России отношение власти к общественным организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры, не соответствует велению времени. Причин такого отношения власти к проявлению активности общества в области культуры несколько. Назову, на мой взгляд, главные. За время господства в СССР одной партии и одной идеологии чиновники привыкли руководить всем, в том числе и культурой. Партия решала, какие песни петь, какие картины рисовать, какие книги писать, какую музыку сочинять и слушать, какой быть науке и как осуществлять религиозную деятельность верующих. За 20 с небольшим лет в России многое изменилось. На смену плановой экономике пришла рыночная, на смену однопартийной системе – многопартийная. Давно сняты ограничения для творческой деятельности человека. И РПЦ, и другие религиозные конфессии стали мощными социальными институтами нашего общества. А в культуре все осталось по-прежнему. Министерство культуры страны продолжает оставаться монополистом в сфере культуры и поддерживает деятельность исключительно государственных ее форм. Правда, в законодательной базе имеется упоминание о возможном существовании негосударственных музеев, но государство так и не создало необходимых условий для их развития.

Такое отношение власти к общественной форме культуры в нашей стране явилось основной причиной того, что общественный музей имени Н.К. Рериха МЦР вот уже в течение десяти месяцев оказался без источника финансирования после того, как наш меценат Борис Ильич Булочник утратил свой бизнес и не смог продолжать финансировать нашу деятельность. И до сих пор никто из структур бизнеса и власти, за исключением правительства Москвы, никак не проявил своего желания оказать нам помощь, несмотря на все наши обращения. В августе этого года мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, учитывая заслуги нашей общественной организации в воссоздании архитектурного памятника и в целях оказания нам материальной поддержки, подписал постановление правительства Москвы о передаче нам двух строений усадьбы Лопухиных в безвозмездное пользование. Это серьезная поддержка нашему музею. За это наша огромная благодарность мэру и членам правительства Москвы. Но это, к сожалению, не решает основных наших проблем. Многие культурные проекты из-за отсутствия финансирования мы вынуждены были приостановить. Как вам хорошо известно, на культурной деятельности невозможно заработать достаточно средств, чтобы возместить все затраты на ее проведение. Ту деятельность, которую нам еще удается вести, мы осуществляем на пожертвования граждан и личные средства сотрудников музея. Но этих средств крайне недостаточно для продолжения наших культурных проектов. Остановлено воссоздание уникального памятника белокаменной Москвы, которых в ее центре осталось немного. Нет средств на продолжение выставок Международного проекта «Пакт Рериха. История и современность» в странах Европы, Америки и Азии. А ведь идея Николая Рериха «Мир через Культуру», заложенная в Пакте, так необходима России в ее международной деятельности особенно сегодня. Нет средств и на другие культурные проекты музея. Такое ощущение, что деятельность общественного музея имени Н.К. Рериха просто не нужна власти и нас обрекают на вымирание. Без финансовой помощи музеи не могут вести свою деятельность. Особенно это касается общественных музеев. Основная финансовая поддержка деятельности музеев может исходить только от меценатов. В истории России в этом отношении имеется хороший опыт. Но до сих пор не принят закон о меценатской деятельности, в проекте которого сказано, что основной целью меценатской деятельности в России является: «поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры». Следовательно, власть не изменила своего отношения к негосударственной (общественной) форме культуры. Она лишает ее меценатской помощи. А это прямой путь к ликвидации общественной формы культуры, без которой в России не может быть создано и гражданское общество, т.к. без культуры нет нормального общества и мира в нем. Если власть находит возможность создавать необходимые условия для обеспечения огромных инвестиций в спорт и не делает этого же в отношении общественной формы культуры, то о каком духовном оздоровлении общества может идти речь.

Но несмотря на тяжелое финансовое положение, МЦР не оставляет своей деятельности во имя Культуры и Мира. И в этом наша сила.

Международный Центр Рерихов за свою 25-летнюю историю, популяризируя миротворческие идеи Николая Рериха, заложенные им в Пакте, приобрел достаточный опыт, который подтверждает вышесказанное. Об этом свидетельствует и последний наш международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Он начат в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в апреле 2012г. и продолжается сейчас во многих странах мира при поддержке Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, ЮНЕСКО и Министерства иностранных дел Российской Федерации. Выставки этого проекта уже прошли в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в Швейцарии – в Отделении ООН в Женеве, в городах Аргентины, Уругвая, Чили, в Германии, в Нидерландах – во Дворце Мира в Гааге и в Маастрихте. В ближайшее время выставка начнет проходить в городах Бельгии. В 2014 г. этот проект начал свое осуществление в России, и на сегодняшний день выставки прошли в 40 городах. В этом году этот выставочный проект прошел также в городах Казахстана, Киргизии и начал свое турне по городам Индии. В следующем году – 80-летия пакта Рериха, мы планируем продолжить этот проект по городам России, Европы, Азии и Америки. Подведение итогов этого международного проекта МЦР планирует провести в апреле 2016 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже соответствующей выставкой.

Право народов на мир, провозглашенное Декларацией ООН 30 лет назад, должно быть выражено в активизации деятельности неправительственных организаций всех стран, направленной на сохранение Культуры и Мира. Чем больше таких организаций и стран будет вовлечено в такое международное общественной движение, девизом которого будет призыв Николая Рериха «Мир через Культуру», тем прочнее будет гарантия мира на нашей планете.

Благодарю Вас за внимание.


Литература:

1. Международный день мира // http://www.un.org/ru/faq/peaceday.shtml.

2. Там же.

3. Послание по случаю Международного дня мира // http://www.un.org/ru/sg/messages/2014/peaceday2.shtml.

4. Мартенс Ф.Ф. Гаагская конференция мира. Культурно-исторический очерк // Вестник Европы, 1900. Кн. 3.

5. Там же. С. 6–7.

6. http://www.interfax.ru/world/397809.

7. Рерих Н.К. Почта // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, 1995. С. 331.

8. Рерих Н.К. Фредум // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1, М.: МЦР, 1995. С. 472.

9. Рерих Н.К. Кредо // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 1996. С. 121.

10. Там же. С. 122.

11. Рерих Н.К. Знамя Мира // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 1996. С. 239.

12. Рерих Н.К. В АРКА // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 1996. С. 265.

13. Рерих Н.К. Общее благо // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 1996. С. 271.

14. Рерих Н.К. Латвийскому обществу имени Рериха // Рерих Н.К. Держава Света. Рига: Виеда, 1992. С. 108.

15. Достоевский Ф.М. Записки о русской литературе. Собрание сочинений в 15 т. Т. 11. Публицистика 1860-х годов. Ленинград: Наука, 1993.

16. Рерих Н.К. Друзья! // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3. Том 3. М.: МЦР, 1996. С. 317.

17. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Молодому другу. М.: МЦР, 1993. С. 49.

18. Рерих Н.К. Постоянная забота // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, 1995. С. 206.

19. Лихачев Д.С. Не стать бы нам «обкомом культуры»... // Известия. 1990. 3 июня, № 154. С. 3.