Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииПакт РерихаЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

Главная страница » Новости » Новости МЦР » День Мира 2014 в Музее имени Н.К.Рериха
      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха

Н.А. Базылева

Мир и Культура,
их роль в гармоничном развитии планеты и человечества

Людмила Васильевна Шапошникова в книге «Сожжение тьмы» пишет, что борьба между Светом и тьмой обрела острейший характер в 20 веке в связи с начавшимся переустройством самого Космоса. Это переустройство теснейшим образом связано с эволюционным процессом на нашей планете. «Разрушение, разложение, уничтожение – это те задачи, которые выполняют темные братства во время космического переустройства, ведущего к значительным сдвигам в космической эволюции» [1].

И далее: «В том, что находим в Живой Этике и в письмах Елены Ивановны, явно прослеживается одна мысль – война есть порождение тьмы и хаоса, и пока она существует на планете, мы не сможем продвигаться по ступеням космической эволюции. Ибо люди, участвующие в войне, получают там опыт убийств, насилия, грабежей и разрушений. Такого рода опыт обесчеловечивает человека и ввергает его в инволюцию. Почти невозможно стереть в человеке опыт войны» [2].

Здесь уместно привести известное выражение «Когда говорят пушки, музы молчат».

Но что такое музы? А это и есть Культура, она создает вокруг себя энергетику, способную порождать творчество, результатом которого является эволюционный процесс. И, конечно, «темные становятся на пути такого творчества, стараясь помешать дальнейшему развитию человечества и вернуть его к старому мышлению и старому сознанию» [3]. Вот поэтому одним из эволюционных действий Рерихов стал Пакт, который инициировал Учитель и девиз которого был определен как «Мир через Культуру».

Форма творчества не важна, важен сам огненный процесс. «Вот они: писатели, художники и поэты – в огнях духа дающие людям плоды жизни, питающие их. Хлеб жизни дающие – так назовем их» [4].

В 20 веке ключевым стало творчество Николая Константиновича Рериха, оно способствовало привлечению на планету новых энергий, двигающих вперед эволюцию человечества. «Он дал Свет Мой в кристаллизованной форме картин. Сгущенный Свет вложил в мощный магнит своих неповторимых картин. И эти магниты по лику Земли творят великое действо преображения сознания человеческого. Они устанавливают огненные нити связи между духом человека и Миром Высшим: живые, трепещущие нити жизни. Силою его картин творится великое дело. В незримой, реальной, могучей, вдохновляющей и возвышающей силе лежит их сокровенно скрытое могущество, на века заложенное, чтобы творить людей» [5].

В процессе эволюции участвуют не только отдельные личности, но и народы, наслоения Культуры которых накапливаются медленно, веками, и должны быть охранены. «Народы достигали красотой. И каждый народ в том или ином виде запечатлел в различных формах это вечное, бессмертное устремление к прекрасному. Тем и ценна культура каждого народа, что дала человечеству кристаллы вечного непреходящего стремления к красоте, но преломленное в веках и временном в формах, эпохе, и времени, и народности соответствующих. <…> Потому формы служения красоте в виде искусства всех видов являлись достоянием всех народов. Менялись лишь внешние выражения. Но каждый народ культурой своей создавал храм красоты и верно служил ей, творя неповторяемые шедевры именно народного творчества. Служили ей и отдельные люди, гением своим выразившие дух национального устремления данного народа к красоте. Потому в Новом Мире особо охраняются истоки и возможности народного творчества. Культ Красоты – самый распространенный на Земле. Ее служителей нельзя купить за деньги. Не продается огненное вдохновение. Народ, ответивший на призыв к красоте, пойдет широкой дорогой к вершинам познания, ибо красота – у самых истоков жизни. На ней строящий строит жизнь. Красоту Утверждаем во всех областях жизни народов Нового Мира. Ибо ею пойдут они к Свету» [6].

Значение мира и Культуры для народа Беларуси является ключевым.

Беларусь всегда была форпостом для России. И все завоеватели, идущие на Россию, – шведы, французы, в 20 веке немцы, в Первую и Вторую мировых войнах, – топтали нашу землю дважды, сначала в сторону России, а потом обратно. И если вы проедете по стране, то не найдете ни одного города, поселка, большой деревни, где бы не было отметин этих войн – памятников воинам-освободителям, партизанам, погибшим жителям, спаленным деревням. Как говорит Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, «в прошлом веке [в XX веке. – Б.Н.] наш народ исчерпал лимит на войны, революции и потрясения» [7]. Поэтому белорусский народ, как никакой другой народ, стремится к миру.

В средние века территорию современной Беларуси называли страной замков, где процветала Культура. Но опустошительные войны все сметали с лица земли, разрушались не только здания, но увозилось все самое ценное – культурное наследие. И теперь мы можем лишь наблюдать его в музеях и частных коллекциях различных стран Европы и Америки.

Понадобились десятилетия после Великой Отечественной войны для восстановления инфраструктуры городов и сел. Но невосполнимой для национальной культуры стала потеря библиотеки Белорусского государственного университета, где хранились древние памятники слова. Только благодаря энтузиазму работников культуры был наполнен произведениями искусства Национальный художественный музей взамен полностью утраченной коллекции. Восстановлением памятников архитектуры стали заниматься лишь последние 20 лет, спустя полвека после последней войны. Восстановлены Несвижский и Мирский замки, Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей, Собор Софии Полоцкой и множество других церквей и костелов, начаты работы по восстановлению Коложской церкви в Гродно.

Благодаря этой работе новые поколения белорусов смогли осознать себя обладателями большого культурного наследия и продолжить создание своего храма красоты в большом культурном поле планеты. А как это было трудно делать людям, выжившим после ужасов войны, видевшим вокруг себя руины и мечтавшим о крыше над головой и куске хлеба!

Так за счет чего же сохранилась культура Беларуси? Только за счет накопленного «кристалла вечного непреходящего стремления к красоте» народного творчества, красоты нашей природы, почитания просветителей – святых Ефросинии Полоцкой и Кирилла Туровского, Симеона Полоцкого – наставника детей русского царя Алексея Михайловича, первопечатника Франциска Скорины. Они несли народу знания и утвердили в нем такую черту характера, как терпимость к другим народам и религиям.

Что же нужно для гармоничного развития планеты и человечества? «На современном этапе эволюции, – читаем у Людмилы Васильевны Шапошниковой, – выдвигаются на первый план тенденции объединения, которые противостоят разъединению. Объединение требует развития общечеловеческого сотрудничества, или кооперации…» [8]. Утверждение Мира на земле без осознания мощного преображающего и трансмутирующего свойства Культуры невозможно. «Слова “Мир через Культуру” заключают в себе путь и помощь Высшего космического начала» [9].

Литература:


1. Шапошникова Л.В. Сожжение тьмы. М.: МЦР, 2014. C. 14.

2. Там же. С. 289–290.

3. Там же. С. 14.

4. Грани Агни Йоги 1952 год. В 2 ч. Ч. II. Новосибирск: Алгим, 2014. С. 25.

5. Там же. С. 43.

6. Там же. С. 172–173.

7. Новости tut.by. Президент просит молодежь навсегда привить себе иммунитет к разрушительным радикальным идеологиям // http://news.tut.by/politics/372547.html от 29.10.2013.

8. Шапошникова Л.В. Книга-предупреждение // Мудрость веков. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996. С. 111.

9. Шапошникова Л.В. Сожжение тьмы. М.: МЦР, 2014. С. 293.