Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаМЦРМузей имени Н.К. РерихаЛ.В. ШапошниковаЗащита имени и наследия Рерихов
ОНЦ КМ Международные конференцииТворческие отделыЖурнал «Культура и время»Культурно-просветительская работаСотрудничество

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Сохраним Музей Рериха

Дмитрий Юрьевич Ревякин /Автономная научная группа МЦР/


К вопросу научной атрибуции и каталогизации произведений Н.К. Рериха
позднего периода творчества из коллекции МЦР

Важной составляющей научно-исследовательской деятельности современного музея является научно-фондовая работа. Она предполагает изучение музейных предметов и коллекций с целью раскрытия их научного, исторического и художественного значения.

Самым первым этапом изучения музейного предмета является его атрибуция.

Атрибуция живописного произведения ставит перед собой задачу выявления его истории происхождения и бытования. Для этого определяется авторство, стилистические особенности, время, место создания и бытования произведения, его мемориальная принадлежность, а также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки и другие нанесенные на произведение знаки.

Каталогизация произведений живописи, основанная на правильной атрибуции, является исключительно важной составляющей научно-фондовой работы музея. Музейным каталогом принято считать аннотированный перечень входящих в фонды музейных предметов, расположенных в определенном порядке, складывающемся в процессе их систематизации. Общепризнанным является тот факт, что после издания каталога, научная ценность музейного собрания возрастает.

В первый том научного Каталога Музея имени Н.К.Рериха вошли живописные произведения и графические рисунки Н.К.Рериха, переданные Святославом Николаевичем Рерихом в составе наследия Рерихов Советскому Фонду Рерихов в 1990г.

Рассмотрение вопроса бытования этой части художественного собрания Международного Центра Рерихов необходимо начать с 1990г., когда в Бангалор для подготовки к передаче наследия Рерихов в СФР выезжает Л.В.Шапошникова. В ходе трехмесячной научно-исследовательской работы ею составляется опись наследия, предполагаемого к вывозу. Все это многократно согласовывается его с владельцем С.Н.Рерихом. Итогом этой совместной работы становится документ под названием «Архивы и наследство Рерихов для Советского Фонда Рерихов в Москве»[1]. Он содержит важные сведения об истории бытования личной коллекции С.Н.Рериха, ее составе и причинах передачи.

Вот выдержки из него: «Имущество моего отца, матери и брата было сохранено мною. Мой отец, который был философом, археологом и художником, оставил важные коллекции, и они находятся в моем владении в Индии все эти годы. <…>

Во исполнении моего желания и воли сохранить это наследие для потомков я решил передать некоторое имущество Советскому Фонду Рерихов <…>.

Целью вручения вышеупомянутых частей имущества является сохранение и содержание важных коллекций и картин и наследия Рерихов в хороших условиях для использования в научной и культурной работе Советского Фонда Рерихов. В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин - моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР. Другие отобранные картины также внесены в список и находятся в ПРИЛОЖЕНИЯХ к этому документу».

Все Приложения были заверены подписью дарителя.

К сожалению, 288 картин, которые должны были стать основой живописного собрания общественного Музея имени Н.К.Рериха, до сих пор незаконно удерживаются Музеем Востока. Им будет посвящен отдельный том каталога.

Поэтому, в данном выступлении, речь пойдет об атрибуции картин Н.К.Рериха, внесенных в отдельное Приложение и доставленных в Россию в составе наследия. Именно они составили первоначальную основу живописного собрания нашего музея. Все эти произведения были созданы Н.К.Рерихом в 1930-1940-е гг., в период наибольшего подъема творческих сил художника. Особенностью собрания является наличие нескольких сотен этюдов серии «Гималаи», которые стали основой первоначальной экспозиции музея, и из которых двадцать лет назад был сформирован передвижной фонд, пользующиеся огромной популярностью не только в России, но и за рубежом.

В раскрытии темы и сюжета произведения Н.К.Рериха важнейшими составляющими являлись определение точной даты его создания и авторского названия. Это была главная задача наших атрибуционных исследований. Ее успешное решение позволило выйти на глубинный пласт информации, связанной с мировоззрением самого художника, которого, как писал С.Н.Рерих, Высшие Силы избрали «вестником высоких откровений».

Немного о самом научном комментарии.

Перед взором современного исследователя, работающего над каталогом, предстает не совсем обычный художник. В личности Николая Константиновича гармонично соединились воедино художник, мыслитель, ученый, литератор и общественный деятель. Поэтому традиционные подходы, использующиеся при описании картин большинства современников Н.К.Рериха, зачастую здесь неуместны. По настоянию главного редактора каталога Л.В.Шапошниковой, в научном комментарии к картине должно было учитываться как мировоззрение художника, так и богатство его многогранной личности, несущей в себе высокий творческий синтез. Все творчество Николая Константиновича пронизано мыслями и идеями Живой Этики. Они составляют методологическую основу всего творчества Певца Священных Гор. (Этот аспект, в силу идеологических запретов, полностью выпал из советских искусствоведческих исследований). Главным при создании комментария являлось все же объяснение самого художника, если таковое имелось, а также материалы, содержащиеся в трудах семьи Рерихов, а особенно Е.И.Рерих. Елена Ивановна являлась не только вдохновительницей художника, но и автором многих сюжетов для будущих картин.

Научным редактором также было предложено обратить особое внимание на символический характер картин Н.К.Рериха, где через мифологический сюжет раскрывается событие или явление, имеющее реальную историю. Без всего этого сам комментарий не вносил бы ничего нового в рериховедение и был бы неполным, а возможно и неверным.

Но вернемся к атрибуции. Большинство картин Н.К.Рериха, привезенных из Индии в 1990г., имели условные названия. Дата создания произведений также не была обозначена. Это было связано с тем, что у Святослава Николаевича отсутствовали все авторские списки картин Н.К.Рериха, которые сам художник начал вести с 1910-х годов вплоть до 1947 года включительно. В 1967г. С.Н.Рерих сообщал об этом З.Г.Фосдик: «… Даже у меня нет таких документальных материалов, как точная датировка некоторых картин. Они были помечены отцом на их оборотной стороне определенным кодом, каталога к которому я не имею. Я всегда помнил, что каталог забрал мой брат, но, по всей видимости, у них в Москве его нет, что удивляет».

Поэтому перед составителями каталога стояла непростая задача определения точного авторского названия и точной даты создания произведения. Ее успешное решение было возможно только при проведении научных исследований как опубликованных, так и архивных материалов.

Немного истории. Первая масштабная работа по каталогизации всего художественного наследия Н.К.Рериха была проведена Владимиром Васильевичем Соколовским, человеком интересной судьбы и большим энтузиастом своего дела.

Его научно-исследовательская работа, получившая высокую оценку С.Н.Рериха и П.Ф.Беликова, и в наши дни не утратила актуальности. «Настоящий список является первой попыткой дать возможно более полный перечень произведений художника за весь период его творчества с 1885 по 1947 год», – писал В.В.Соколовский[2]. Этот перечень является на сегодняшний день единственным изданием, наиболее полно отражающим художественное наследие Н.К.Рериха, начиная с его первых студенческих работ, выполненных в Санкт-Петербурге, и заканчивая произведениями, созданными в последние годы жизни на древней земле Индии. Автор не только создал перечень, но и снабдил его ценным комментарием и прекрасным справочным аппаратом. Читая введение к перечню, невольно хочется отметить ясность мысли и незаурядные аналитические способности ученого. За коротким лаконичным текстом кроется многолетняя напряженная работа: изучение каталогов и архивных материалов, обширная переписка и многочисленные поездки в различные музеи страны. Эта работа не прекращалась и после выхода издания. Вплоть до последних лет жизни В.В.Соколовский продолжал свои исследования, вносил поправки и пополнял новыми данными уникальную картотеку произведений Н.К.Рериха.

К восьмидесятым годам картотека Соколовского составляла уже четыре с половиной тысячи единиц. Но главная его мечта состояла в публикации альбома-каталога, который бы включил две с половиной тысячи изображений картин Н.К. Рериха.

Именно Соколовский впервые использовал в своем перечне данные всех выявленных на тот момент авторских списков картин Н.К.Рериха. «В середине 1920-х годов Николай Константинович стал составлять перечни своих произведений за каждый год (с 1925 по 1946 год), однако в них художник указывал только названия произведений и их порядковые номера в данном году. Кроме того, часть этих списков до сих пор не обнаружен», – писал исследователь. Ему удалось собрать воедино авторские рукописные списки картин за 1925-26, 1927, 1931, 1932, 1934, 1935-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1943 и 1946 года. (Впоследствии в его распоряжении оказался список за 1947г.). Проблема состояла в том, что в перечне были опубликованы не сами списки, а извлеченные из них названия картин, которые Владимир Васильевич поместил по годам создания в алфавитном порядке вместе с другими выявленными произведениями.

Уже на начальном этапе атрибуции картин, сотрудники, работавшие над каталогом, столкнулись с авторской кодировкой Н.К.Рериха, имевшейся на большинстве его произведений индийского периода творчества.

Сам Николай Константинович писал по этому поводу: «… На каждой вещи мною лично номера были поставлены, причем каждый номер был заключен или в круг, или в квадрат, или в треугольник, для меня эти геометрические знаки были знаками разных годов».

Таким образом, авторский код, использовавшийся художником для обозначения произведений 1937-1947гг., представлял собою графический символ, состоящий из авторского номера и геометрического знака.

История расшифровки авторского кода художника началась в конце 1950-х годов, когда коллекция картин Н.К.Рериха (418 единиц), из собрания Ю.Н. Рериха поступила в ГРМ и НХМ. Большая часть картин оказалась в ГРМ. Именно сотруднице ГРМ В.П. Князевой впервые удалось расшифровать кодировку Н.К. Рериха. Для этого она исследовала архив Ю.Н.Рериха, где обнаружила авторские списки художника, специально связывалась с С.Н.Рерихом, З.Г.Фосдик и П.Ф.Беликовым.

В 1980г. впервые была опубликована ее научная статья, ставшая основой исследований произведений Н.К. Рериха последнего десятилетия творчества. Публикация содержала наглядную таблицу расшифровки геометрических знаков, и часть авторских списков художника за 1937г. (список был неполным), 1938, 1939, 1940, 1941, 1943 и 1946 года. Именно на этом материале и проводилась атрибуция в музеях, хранящих произведения Н.К.Рериха индийского периода.

Это же касалось и атрибуционной работы нашего музея. Так, в начале 1990-х годов заслуженный работник культуры РСФСР, искусствовед Т.Г.Роттерт вынуждена была дать большинству произведений Н.К. Рериха из фондов МЦР условные искусствоведческие названия.

Поиск недостающих авторских списков, который составители каталога вели на протяжении нескольких лет (в первую очередь, это заслуга О.В. Цветковой), в итоге принес результаты. В Отделе рукописей МЦР были выявлены машинописные копии и полные авторские рукописные списки произведений Н.К.Рериха за 1931-1946гг. Они не только заполнили пробелы, но и позволили провести наиболее точную атрибуцию картин Н.К.Рериха из коллекции МЦР. В ходе этой работы совершенно неожиданно выяснилось, что многие картины, первоначально относимые к серии «Гималаи», имеют авторские названия, которые соответствуют названиям местностей и горных вершин, фигурирующих в путевом дневнике Н.К.Рериха «Алтай-Гималаи». Этот дневник был создан художником на маршруте ЦАЭ. Таким образом, сначала перед взором исследователей, а затем и многотысячных зрителей предстала выставка художника, целиком отражавшая маршрут этой уникальной экспедиции. Впервые она была показана в 2008г. в МЦР, а затем отправилась по городам Сибири и Урала.

Итоги исследовательской работы были утверждены экспертно-фондово-закупочной комиссией Музея имени Н.К.Рериха в 2008г.

Уникальностью данного Каталога является то, что в нем впервые в полном объеме опубликованы авторские списки Н.К.Рериха, хранящиеся в Фамильном фонде Отдела рукописей МЦР. Они представляют собой машинописные копии и полные авторские рукописные списки произведений Н.К.Рериха за 1931-1946 гг. Списки на русском и англ. языке за 1931 и 1932г., полный список за 1937г., список за 1942, 1944 и 1945гг. ранее нигде не издавались, и исследователям об их существовании было не известно. Эти документы, по мнению составителей каталога, окажут серьезную помощь в дальнейшей систематизации художественного наследия Н.К.Рериха. В этой работе существует ряд проблем, связанных с поиском утраченных списков картин за 1925-1930 гг. Известно, что большая часть их находилась в архиве Юрия Николаевича Рериха, который был незаконно захвачен Богдановой и Васильчиком и впоследствии разграблен. Правда, В.В.Соколовскому удалось работать с ними. И есть вероятность, что копии этих списков уцелели.

1 Защитим имя и наследие Рерихов Т.1. М.: МЦР 2001г. С.102-106

2 В.В. Соколовский. Художественное наследие Н.К. Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947гг). Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М.:. Изд. «Изобразительное искусство» 1978г. С. 259