Inetrnational Centre of the Roerichs

International Non-Governmental Organization | Special consultative status with UN ECOSOC
Associate member with UN DPI | Institutional member of International Council of Museums (ICOM)
Member of pan-European Federation for Cultural Heritage EUROPA NOSTRA | Associate member with INTO

Roerichs' familyRoerichs' evolutionary actionsMuseum named after Nicholas RoerichPublishing activity
Scientific enlightment workProtection of the Roerichs' name and heritageICR: general information
NewsContacts

      рус  eng    
Mansion history|Mansion restoration
 
printer friendly

The Mansion restoration

The first restoration survey on the estate territory started in 1965. At that time, residents were moved out of the main building and the annex, and the estate was handed over to the USSR Ministry of Heavy Engineering. Specialists of the Central Scientific Restoration Design Workshops (CSRDW) of the RF Ministry of Culture supervised the restoration works. On the basis of scientific researches and archive studies of architect-restorer I.V. Ilyenko, restoration design concept was elaborated, it was aimed at revelation of combinable in synthesis, both on the facade and in the interiors, the most precious and significant elements of the XVII, XVIII, and XIX centuries. The project design provided for preservation of the main facade in its classical forms established in the 2nd half of the XVIII – 1st half of the XIX centuries. At the same time, on the yard facade, architecture of chambers of the XVII century was revealed to the maximum, including the “Krasnoye” front porch of the entrance to the second floor.

During the 1960-s – 1980-s, fragmented restoration only dealt with some elements of the facades and interiors of the first floor with the cellar, but did not affect the main structures of the deteriorating building.

In 1992, the Moscow archeological expedition led by A. Vaxler worked on the estate territory. The excavations yielded extremely rich materials covering a lengthy historical period, starting from the pre-Mongolian epoch.

Историческая ограда с парадными воротами усадьбы Лопухиных. 1996
The Lopukhins estate historical fence
with the front gate. 1996

The new epoch in the estate restoration history is related to the Nicholas Roerich International Center-Museum which moved into the estate in 1989. By that time, despite the restoration works of the middle of the 1970-s – 80-s, the main house and annex were in emergency condition. Sank at some points foundation of the main house showed itself in cracks in supporting walls. The Northern projection “broke off” from the house and tilted. The brickwork stratified in many places and threatened to collapse. In the white stone cellars, water was oozing through the walls. Rotten wooden constructions of the roof and the second flooring structures required immediate restoration. Joinery of doors and windows, as well as many architectural details were missing in the result of negligent treatment and numerous reconstructions which distorted the image of the house with a unique history. There were only half destroyed pylons and rusty crumbling gate wings left of the historical fence.

From 1993, the International Center of the Roerichs started full-scale restoration in compliance with the CSRDW design (authors: I.V. Ilyenko and I.D. Lyubomova). Control over the works was carried out by the Main Department for Protection of Monuments of the city of Moscow (now the Moscow Heritage Committee). The ICR performed the whole complex of works involving consolidation and restoration of the building bearing structures and foundations, walls, vaults, floors, stairs, roofs, facades, reconstruction of the buildings interiors, and the territory improvement exclusively at the expense of private and attracted funds, without any support of the state.

In 1997, along the Maly Znamensky side-street, historical fence “in stone poles” was reconstructed, with its restored front gate of the middle of the XVIII century, decorated with open-work wrought iron wings and pylon white stone cornices.

For a number of years, finishing of the main house interiors was restored: the first floor chambers and the white stone cellars of the XVII century, the front oak stairs of the 70-s of the XVIII century, leading to the second floor. In the ceremonial enfilades of the second floor, using preserved samples, glued-laminated oak parquets, white tiled stoves, chimbley from white marble with lazulite insertions, mirrors in carved gilt frames, crystal chandeliers, and Corinthian order columns with artificial marble decoration were restored. In two halls, original artificial marble finishing of the XVIII century reveals was cleaned of later oil paint layers and restored. Door leaves, still preserved in many openings, were restored. Simultaneously, restored elements of the XVII century architecture, unique doorways and window openings were organically included in the second floor interiors.

In the annex, when performing excavations to clear the cellars, the walls of an ancient chamber of the XVII century were discovered and restored.


The Lopukhins estate main building.
“Krasnoye” porch. 2006
In 2006, restoration of the “Krasnoye” porch of the XVII century on preserved in the earth white stone foundation completed restoration of the main house, and territory improvement works were carried out. Under supervision of Moscow archeologists, the latest cultural layer of about two meters down was lifted and studied. Now, the estate guests can admire ornate and original three-storey Boyar chambers with the front “Krasnoye” porch.

The daring decision of the architects-restorers to combine in harmonious synthesis elements of architecture of the XVII, XVIII, and XIX centuries, reveals to the best the most precious facets of the unique monument, emphasizes the depth and multi-dimensional character of this historical space.

The high scientific level of the Lopukhins’ estate restoration is especially worth noting. All these years, it was conducted in strict compliance with the main methodical restoration principles and rules, on the basis of archeological, archive, and natural researches and scientific analysis with observation of restoration technologies. In the process of works, the estate study continued, what allowed to specify the design original solutions, to obtain new data of its construction history. Therefore, it is quite logical that it has already been a few years that the Academy of Additional Training for Workers of Culture has been constantly holding educational lectures for architecture students and specialists-restorers in the Lopukhins’ estate premises.

Simultaneously with restoration, the monument was adjusted for the needs of the N. Roerich Center-Museum. From 1995, all restoration works were carried out under the field supervision of I. Lyubimova. Together with professional restorers and builders who performed the main volume of work, voluntary assistants from various cities of Russia and the CIS countries took part in restoration of the estate.

By today, one of the principal stages of restoration and adjustment of the Lopukhins’ estate for the N. Roerich Center-Museum’s purposes has been completed, design works for reconstruction of the cartwright and part of the annex are being performed now (the design authors are I. Lyubimova and N. Tsarina), a conference room, an exhibition hall with two rows of windows, an Optical Theatre, and children’s studios will be organized there. Works related to regeneration of the yard and household outbuildings are to be carried out as well. Re-creation of the lost spaces of the cartwright and the annex demolished in the 20-s of the XX century will allow to restore the historical layout and render completeness to the whole Lopukhins’ estate architectural ensemble, unique for modern Moscow which has lost so many priceless monuments.

By the Moscow Government decision, the Lopukhins’ estate has been included in the tourist program “Wreath of Russian Estates”, what definitely means recognition of the estate historical and cultural significance and confirmation of the high quality and authenticity of restoration works.

Photo booklet dedicated to the estate restoration

















This is what the Lopoukhins estate look like by 2020

Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховМузей имени Н.К. РерихаТворческие отделыМеждународные конференции
Культурно-просветительская работаЗащита имени и наследия РериховМЦР: общие сведенияСотрудничествоПомощь Музею

      рус  eng
версия для печати
СТРАНИЦЫ  История Усадьбы|Реставрация Усадьбы|Галерея реставрации|Видеотека|В журнале «Дворцы и Усадьбы»

Реставрация усадьбы Лопухиных

Первые реставрационные исследования на территории усадьбы начались в 1965 году. В это время из главного дома и флигеля выселяются жильцы и усадьба передается в пользование Министерству тяжелого машиностроения СССР. Реставрационными работами руководили специалисты Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Министерства культуры РФ. На основании научных исследований и архивных изысканий архитектором-реставратором И.В. Ильенко была разработана концепция проекта реставрации, направленная на выявление сочетающихся в синтезе, как на фасадах, так и в интерьерах, наиболее ценных и значительных элементов XVII, XVIII и XIX веков. Проектом предусматривалось сохранение главного фасада в классических формах, сложившихся во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв. Одновременно на дворовом фасаде максимально выявлялась архитектура палат XVII века, включая «Красное» парадное крыльцо входа на второй этаж.

В течение 1960 – 1980 годов фрагментарная реставрация коснулась лишь отдельных элементов фасадов и интерьеров первого этажа с подвалом, но не затронула основных конструкций разрушающегося здания.

В 1992 году на территории усадьбы работала Московская археологическая экспедиция под руководством А.Г. Векслера. Раскопки дали чрезвычайно богатый материал, охватывающий длительный исторический период, начиная с домонгольской эпохи.

Историческая ограда с парадными воротами усадьбы Лопухиных. 1996
Историческая ограда с парадными воротами
усадьбы Лопухиных. 1996

Новый этап в истории реставрации усадьбы связан с Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха, разместившимся в усадьбе с 1989 года. К тому времени, несмотря на реставрационные работы середины 1970-х – 80-х годов, главный дом и флигель находились в аварийном состоянии. Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит «оторвался» от здания и наклонился. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших облик дома с уникальной историей. От исторической ограды остались лишь полуразрушенные пилоны и ржавые рассыпающиеся створки ворот.

С 1993 года Международный Центр Рерихов начинает полномасштабную реставрацию памятника по проекту реставрации ЦНРПМ (авторы: И.В. Ильенко и И.Д. Любимова). Контроль за ходом работ осуществляет Главное Управление охраны памятников города Москвы (ныне Москомнаследие). Весь комплекс работ по укреплению и реставрации несущих конструкций здания и фундаментов, стен, сводов, перекрытий, лестниц, кровли, фасадов, а также по воссозданию интерьеров зданий, благоустройству территории МЦР проводит исключительно за счет собственных и привлеченных средств, без всякой государственной поддержки.

В 1997 году вдоль Малого Знаменского переулка была восстановлена историческая ограда «в каменных столбах» с отреставрированными парадными воротами середины XVIII века, украшенными ажурными коваными металлическими створками и белокаменными карнизами пилонов.

В течение ряда лет в главном доме воссоздавалась отделка его интерьеров: палат первого этажа и белокаменных подвалов XVII века, парадной дубовой лестницы 70-х годов XVIII века, ведущей на второй этаж. В парадных анфиладах второго этажа по сохранившимся образцам были восстановлены наборные дубовые паркеты, белые изразцовые печи, камин из белого мрамора с вставками из лазурита, зеркала в резных позолоченных рамах, хрустальные люстры и колонны коринфского ордера с отделкой из искусственного мрамора. В двух залах расчищен от поздних масляных покрасок и отреставрирован подлинный искусственный мрамор отделки откосов оконных и дверных проемов XVIII века. Отреставрированы сохранившиеся во многих проемах дверные полотна. Наряду с этим в интерьеры второго этажа органично включены отреставрированные элементы архитектуры XVII века, уникальные порталы и оконные проемы.

Во флигеле при откапывании подвалов были обнаружены и восстановлены стены древней палаты XVII века.


Главный дом усадьбы Лопухиных.
 «Красное» крыльцо. 2006

В 2006 году воссозданием «Красного» крыльца XVII века на сохранившихся в земле белокаменных фундаментах завершена реставрация главного дома, проведены работы по благоустройству территории. Под наблюдением московских археологов был снят и исследован поздний культурный слой на глубину до двух метров. Теперь гости усадьбы могут любоваться нарядными и оригинальными трехэтажными боярскими палатами с парадным «Красным» крыльцом.

Смелое решение архитекторов-реставраторов объединить в гармоничном синтезе элементы архитектур XVII, XVIII и XIX веков наилучшим образом выявляет наиболее ценные грани уникального памятника, подчеркивает глубину и многомерность данного исторического пространства.

Особо следует отметить высокий научный уровень реставрации усадьбы Лопухиных. Все эти годы она велась строго в соответствии с основными методологическими реставрационными принципами и правилами, на основании археологических, архивных и натурных исследований, научного анализа, с соблюдением реставрационных технологий. В процессе производственных работ изучение усадьбы продолжалось, что позволило уточнить первоначальные решения проекта, получить новые неизвестные данные его строительной истории. Поэтому вполне закономерен тот факт, что уже несколько лет в стенах усадьбы Лопухиных по материалам ее реставрации Академией переподготовки работников культуры постоянно проводятся учебные лекции для студентов-архитекторов и специалистов-реставраторов.

Одновременно с реставрацией памятник приспосабливается под нужды Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Все реставрационные работы с 1995 года проводятся под авторским руководством И.Д. Любимовой. Наряду с профессионалами-реставраторами и строителями, выполнявшими основной объем работ, в восстановлении усадьбы принимали участие добровольные помощники из разных городов России и ближнего зарубежья.

К настоящему времени завершен один из основных этапов работ по реставрации и приспособлению усадьбы Лопухиных под функции Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Доказательством высокого качества реставрации, проведенной Международным Центром Рерихов, и признанием историко-культурной значимости усадьбы Лопухиных являются высокие государственные и международные награды, которыми отмечен коллектив МЦР.

В 2007 году в Президент-Отеле (г. Москва) состоялось знаменательное событие – творческий коллектив, руководимый Людмилой Васильевной Шапошниковой – первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, стал обладателем Национальной Премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор». Премия вручена Л.В. Шапошниковой за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных», в котором размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха. Премию присуждал Национальный Фонд «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Л.В. Шапошниковой была также вручена «Благодарность» от министра культуры и массовых коммуникаций.

В июне 2010 года Л.В. Шапошникова стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд». Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в вопросах сохранения богатейшего архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы. Высокая награда стала знаком высокого уважения международной общественности к деятельности Международного Центра Рерихов по сохранению культурного наследия России.

В ноябре 2010 года Департамент Культурного Наследия г. Москвы в числе одиннадцати лучших реставрационных работ Москвы представлял усадьбу Лопухиных на реставрационной выставке «Denkmal 2010» в Лейпциге.





















Так будет выглядеть усадьба Лопухиных к 2020 г.